Главная - ЖКХ - Выплата пособий при сокращении работника пенсионера

Выплата пособий при сокращении работника пенсионера


Выплачивается ли пособие по безработице при сокращении пенсионера?


Вопрос о пособиях безработным пенсионерам решается исходя из положений п. 1 ст. 31 ФЗ № 1032-1. Для выплаты пособия гражданин должен получить статус безработного.

Важно! Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ № 1032-1 граждане, которые получают пенсию по старости либо по выслуге лет, то есть пенсионеры, не могут быть признаны безработными.

А следовательно, пособие по безработице им не полагается.

Может возникнуть резонный вопрос: имеет ли вообще пенсионер право встать на учет в центре занятости для содействия в трудоустройстве? Разъяснение содержится в письме Роструда от 27.10.2005 № 1754-61.

В нем ведомство отмечает, что пенсионеры могут обратиться за содействием в трудоустройстве в центр занятости и получить необходимый документ (решение данного органа) о том, что они не трудоустроились.

В 2012 году было принято постановление Правительства РФ «О порядке.» от 07.09.2012 № 891, которым определены процедуры регистрации безработных и граждан в целях поиска подходящей работы. Соответственно, в регистрации в центре занятости для поиска работы, получении необходимой информации, консультаций по вопросам трудоустройства для пенсионеров юридических препятствий не существует.

При обращении в центр занятости пенсионер приобретает статус не безработного, а гражданина в целях поиска подходящей работы, что позволяет ему получить необходимую помощь в поиске вакансии с учетом его квалификации и состояния здоровья. Однако данный статус не позволяет пенсионеру получать пособие по безработице.

Однако данный статус не позволяет пенсионеру получать пособие по безработице.

Обратите внимание! В отношении предпенсионеров действует иной порядок, и они вправе претендовать на получение пособия.

Выходное пособие

Увольняя пенсионера по сокращению, работодатель обязан выплатить сотруднику выходное пособие (ВыхПос) в размере среднемесячного заработка: ВыхПос = СрДнЗар + РабДн, где СрДнЗар – среднедневной заработок; РабДн – количество рабочих дней в месяце, следующем за днем увольнения (в течение 30 календарных дней, начиная с дня, следующего за днем увольнения). Рассмотрим пример. Пенсионер Кулаков уволен с должности старшего экономиста ООО «Закон» в связи с сокращением.

Дата увольнения – 13.11.17. Среднедневной заработок Кулакова – 512,77 руб. В день увольнения (13.11.17) работодатель выплатил Кулакову выходное пособие. Размер пособия равен произведению среднедневного заработка на количество рабочих дней в отчетном периоде, следующем за датой увольнения – с 14.11.17 по 13.12.17.

В данном периоде – 22 рабочих дня. Таким образом, размер выходного пособия начислен в сумме 11.280,74 руб.

(22 раб. дня * 512,77 руб.).

Пособие за следующие месяцы после увольнения пенсионера

Какого рода выплаты предоставляются сокращенным пенсионерам, если они работали на Крайнем Севере и в приравненных районах? Правила тут аналогичны тем, что действуют и в прочих местах:

  1. зарплата за проработанный временной отрезок;
  2. компенсация за остатки отпуска;
  3. выходное пособие.

Отметим, что время сохранения средней зарплаты за месяц (на время трудоустройства) после разрыва трудового договора немного другое. Статья 318 ТК РФ Что касается людей, работающих на Крайнем Севере или в аналогичных областях, то за ними оставляют средний заработок на срок до трех месяцев с момента окончания трудового договора с учетом выходного пособия (статья 318-я Трудового Кодекса).

В некоторых ситуациях зарплата может быть оставлена за данной категорией граждан еще на три месяца – если таким было решение службы занятости либо соблюден ряд перечисленных критериев:

  1. данный гражданин не был устроен на работу службой занятости.
  2. гражданин посетил службу занятости в течение месяца после ухода с работы;

Данные правила Трудового кодекса России затрагивают и граждан пенсионного возраста, продолжающих выполнять свои трудовые обязанности (письмо Роструда от 11 февраля 10-го года номер № 594-ТЗ).

Обратите внимание! Соблюдение права на оставление среднего заработка за месяц на следующие три месяца с момента увольнения (до полугода) зависит от конкретной ситуации.

Особые случаи должны быть установлены службой занятости. Даже если закон не привел список таких «особых ситуаций», это не может быть причиной решения со стороны службы занятости об оставлении сотрудников без среднего заработка за месяц при присутствии только факта следования сотрудников и самой службы занятости правилам обеспечения государственной услуги по помощи в подборе подходящего места работы (решение Курильского районного суда Сахалинской области от 27 февраля 18-го года по делу номер 2-19/2018).
Даже если закон не привел список таких «особых ситуаций», это не может быть причиной решения со стороны службы занятости об оставлении сотрудников без среднего заработка за месяц при присутствии только факта следования сотрудников и самой службы занятости правилам обеспечения государственной услуги по помощи в подборе подходящего места работы (решение Курильского районного суда Сахалинской области от 27 февраля 18-го года по делу номер 2-19/2018).

Иногда выходное пособие выплачивается более долгий срок

Выплаты

Как и все остальные сотрудники, пенсионеры при увольнении получают выходное пособие в размере среднего заработка за месяц. Если место работы находилось на Крайнем Севере или местности, приравненной к нему, то в качестве выплат уволенному в течение 2-х месяцев со дня увольнения сохраняется средний заработок за месяц (выходное пособие засчитывается в эту сумму)При этом не важно, ищет ли пенсионер работу, или он решил ограничиться в дальнейшем только получением пенсииМожет быть оплачен и третий месяц, если сотрудник после ухода из организации зарегистрировался в службе занятости населения, но работу с ее помощью так и не получил. Решение о такой выплате принимает служба занятости — если оно положительное, пенсионеру выдается соответствующая справка, которая предъявляется по месту работы.

Такая ситуация достаточно редка.

оплата третьего месяца поиска работы должна производиться гражданам, не имеющим работы.Наряду с этим, имеет место быть точка зрения, согласно которой оплата третьего месяца должна производиться, т. к. в трудовом кодексе пенсионеры не выделены в отдельную группу, которой эта выплата не положена.

Но с позиции закона такое мнение гораздо менее обосновано.Если сотрудник согласен оставить работу ранее предусмотренного законом срока, работодатель производит дополнительную выплату, в размере среднемесячного заработка, рассчитанного пропорционально количеству дней, оставшемуся до момента, когда трудовой договор будет расторгнут.

Трудовой или коллективный договор могут предписывать и другие выплаты.Подводя итог, можно отметить, что единственное отличие в правилах увольнения по сокращению штатов сотрудников, достигших пенсионного возраста и не достигших его, заключается в том, что 3-й месяц после увольнения пенсионера, работавшего в условиях Крайнего Севера не оплачивается.

В остальном процесс увольнения и расчета выплат производится на общих основаниях.

Права пенсионеров при их сокращении и трудоустройстве

По закону сотрудник пенсионного возраста обладает точно такими же правами, как и любой другой работник компании.Соответственно, на них распространяются и общепринятые нормы права. Но, законодательство России предусматривает для них некоторые льготы и поощрения, которые включают в себя:

  1. если понадобится, руководитель обязан предоставить пожилому работнику дополнительный отпуск продолжительностью в 2 недели без сохранения зарплаты;
  2. в соответствии с Трудовым кодексом, запрещена трудовая дискриминация работников по возрасту в любом ее проявлении. Тот факт, что работник-пенсионер не может быть основанием для отказа в трудоустройстве или причиной, чтобы провести сокращение пенсионера с постоянной работы;
  3. если увольнение происходит не по сокращению, а по собственному желанию трудящегося, то ему не нужно отрабатывать 14 дней после написания заявления, как всем другим категориям работников.
  4. чаще всего, пенсионеры являются намного более квалифицированными работниками, чем их молодые коллеги. Потому, умный руководитель задумается о том, можно ли сократить пенсионера, только если тот в силу уровня знаний или состояния здоровья не сможет полноценно выполнять обязанности, предусмотренные в трудовом договоре;
  5. сокращение пенсионеров при сокращении штатов предусматривает преимущественное право перед другими работниками — не быть уволенным;

Зная необходимые положения закона, Вы с легкостью можете добиться справедливости и отстоять право на продолжение труда.Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

Увольнение по сокращению штатов пенсионеров: пособие

При сокращении штата всем увольняемым по этому основанию работникам должны быть выплачены выходные пособия.

Эта гарантия закреплена в . Их размер не может составлять меньше среднемесячного заработка. Но работодатель вправе увеличить сумму пособия, если такая возможность закреплена в локальных актах.

Какие выплаты полагаются сокращенному пенсионеру?

Вы здесь Опубликовано 2009-02-11 15:30 пользователем cons_r «Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 4 При сокращении численности или штата работников в последний день работы работодатель не прощается с работником, так как трудовым законодательством предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения.

И если с простыми работниками все четко и понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка?

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Существует две точки зрения. Одни специалисты полагают: так как в ст.

Рекомендуем прочесть:  Найти телефон попрвам

178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, в данной ситуации необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (далее — Порядок).

Из п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет.

Та же норма прописана в п. 17 Порядка. В итоге служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. А выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают и суды.
Данную позицию поддерживают и суды.

Например, ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006 отметил, что положения ч.

2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, к каковым пенсионеры не относятся.

К такому же выводу пришли ФАС ПО в Постановлении от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу N А40-53171/06-145-310.

Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются.

На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц.

Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС ВВО в Постановлении от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону.

Также некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. Однако судебная практика показывает, что под исключительностью следует понимать совершенно другое.

Например, в Постановлении ФАС ПО от 05.07.2007 по делу N А12-20261/06 указано, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате работнику за счет организации среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку центром занятости не представлены документы, подтверждающие предложения имеющихся вакансий и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, связанным с социальным положением гражданина, другие документы, указывающие на исключительный случай, в том числе на отсутствие в семье работающих членов, отсутствие у уволенного работника иных доходов. Вместе с тем суды учитывают, что работник, являясь пенсионером по старости, социально защищен государством в виде гарантированной выплаты пенсии.

Обратим внимание читателей на то, что арбитражная практика приведена только для ознакомления с существующими мнениями по данному вопросу.

Президиум ВАС в Постановлениях от 19.02.2008 N 11725/07 и N 13647/07 указал, что такие споры не затрагивают прав и законных интересов работодателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возникают из трудовых отношений, следовательно, неподведомственны арбитражным судам. На наш взгляд, правильной является первая точка зрения, и вот почему.

Действительно, ст. 178 ТК РФ каких-либо особенностей в отношении работников-пенсионеров не предусмотрено. Однако игнорировать положения п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 просто нельзя.

На сегодняшний момент органы службы занятости ставят на учет сокращенных пенсионеров как ищущих работу и держат их в данном статусе несколько месяцев.

Да, действительно, учреждения службы занятости могут поставить на учет уволенных пенсионеров в целях поиска подходящей работы (п. 2 Порядка). Вместе с тем, руководствуясь п.

9 Порядка, служба занятости обязана в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в указанных целях предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а в силу п. 15 Порядка и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска работы принять решение о признании гражданина безработным .

При этом ни Порядком, ни Законом N 1032-1 возможность продления срока пребывания безработного гражданина в статусе ищущего работу не предусмотрена.

——————————— На основании п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

Но из содержания п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 и п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. Поэтому служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

Таким образом, за сокращенным пенсионером работодатель должен сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Соответственно, если работник-пенсионер был сокращен из организации, находящейся в районах Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, то за ним следует сохранять средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев в силу ст. 318 ТК РФ. Т.В.Шадрина Редактор журнала «Отдел кадров коммерческой организации» Подписано в печать 06.04.2009 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

При досрочном увольнении пенсионер не обязан отрабатывать

У сокращаемого сотрудника отсутствует обязательство перед своим работодателем в необходимой при других вариантах увольнения отработке.

Срок обязательной отработки перед сокращением, который, как правило, составляет две недели для человека, который выполнил все условия трудового договора, согласно действующему законодательству нашей страны, автоматически аннулируется.

Какие выплаты и компенсации положены пенсионеру при сокращении?

Действующее законодательство позволяет работодателю самостоятельно принимать решение о проведении процедуры сокращения. Необходимость увольнения части рабочих может возникнуть по разным причинам, в том числе и из-за неэффективности производства или внедрения новых технологий.

Работодатель обязан предоставить все выплаты и компенсации пенсионеру при сокращении.

В противоположном случае работодателя могут привлечь к ответственности с последующим наложением штрафа.

Заключение

Знание положений, регламентирующих увольнение работников пенсионного возраста, поможет избежать неприятных выяснений ситуации с администрацией и судебных разбирательств. Законодательные акты подробно обозначают права и ответственность пенсионеров, попавших под сокращение, и работодателей.

В случае несоблюдения своих обязательств, руководителя предприятия или частного предпринимателя в судебном порядке принуждают выполнить требование уволенного сотрудника. У вас остались вопросы? Вы дежурному юристу Юрист анализирует ваш вопрос Юрист связывается с вами Ваш вопрос решен! Приемущества:

  1. Возможность обсудить любые темы, связанные с дарением
  2. Полная анонимность
  3. Бесплатно

15 минут — средняяскорость ответа 34 консультациисегодня 11377 консультацийпроведено всего © 2020 Все права защищены, копирование информации без письменного разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

Все права защищены, копирование информации без письменного разрешения и гиперссылки на источник запрещено.

Бывают ли льготы

В отношении процедуры сокращения штатов, куда попадают и пенсионеры, действуют также и свои допущения и исключения.

Всегда найдется тот или иной льготник, которому в первую очередь гарантировано другое рабочее место.

Приоритет отдается тем гражданам, которые входят в прослойку населения социально слабо защищенную, но, в то же время, которая имеет свои заслуги перед Отечеством. К таким категориям лиц пенсионного возраста относятся следующие граждане:

  1. пенсионеры, на иждивении которых находятся члены семьи, которым еще не исполнилось 18 совершенных лет;
  2. инвалиды других боев в составе вооруженных сил страны;
  3. участники боевых действии в ВОВ;
  4. опекуны пенсионного возраста, в семьях которых нет никого, кто мог бы трудиться и получать доход.
  5. сотрудники, подпадающие под условия коллективного договора в качестве лиц, входящих в дополнительную приоритетную группу;
  6. получившие инвалидность при участии в боях в ВОВ;
  7. получившие инвалидность при производственной травме, но еще могущие продолжать выполнять часть своих трудовых обязанностей или могущие трудиться на других должностях;

Эти категории граждан в первую очередь рассматриваются как лица, у которых есть право по закону изъявить желание остаться на производстве, в организации, трудиться в учреждении или на фирме. К таким льготникам можно также отнести временно находящихся на привилегированном положении подчиненных, которых работодатель направил на повышение квалификации.

В этом случае, пока работник не окончит обучение, его увольнять по инициативе работодателя, соответственно, нельзя. Подытоживая, можно с уверенностью сказать, что по многим вопросам сокращение пенсионеров производиться практически в таком же порядке, что и сокращение работников допенсионного возраста. Рассматривая детали, обнаруживается разница лишь в несуществующем статусе – «безработный», которым обычно оперирует Центр занятости, когда начисляет пособие по безработице.

Также отличия от других работников в увольнении пенсионеров составляют некоторые нюансы, связанные с льготами и приоритетном отношении к ним руководством предприятия, как лицам, в которых производство остро нуждается. Сохраните, а то забудете:

Выплаты при увольнении по сокращению штатов

Трудовое законодательство РФ защищает интересы как работодателей, так и их сотрудников. Поэтому, если работодатель осуществляет увольнение пенсионера по сокращению штатов, выплаты в качестве компенсации он также обязан ему предоставить.

Правила, которым обязан подчиняться работодатель в процессе начисления названного денежного пособия, также прописаны в трудовом законодательстве.

Если говорить конкретно, то компенсация уволенному по сокращению пенсионеру обязана равняться размеру его средней заработной платы.

Она рассчитывается в пропорциональном порядке относительно количества времени, которое осталось до конца истечения срока предупреждения.

Ошибочно полагать, что при сокращении штатов увольняемым пенсионерам выплачивается только выходное пособие. Также ТК РФ предусматривает и другие выплаты, которые положены такому работнику. Такому работнику положены следующие виды денежных начислений:

  • Выплаты, зависящие от принятого решения службы занятости населения (выплачиваются, в случае их начисления, в течение третьего месяца).
  • Выходное пособие. Оно выплачивается в последний рабочий день.
  • Выплаты на протяжении периода поиска новой работы. Они начисляются в течение двух последних месяцев работы.

Следовательно, исходя из всей вышеизложенной информации, можно констатировать тот факт, что людей, достигших пенсионного возраста, в нашей стране увольняют в точно таком же порядке и с учетом тех же правил, что и при увольнении работников других возрастных категорий.

В свою очередь, служба занятости населения сочла необходимым пояснить гражданам, что у нее отсутствуют какие-либо причины для отказа пенсионерам в помощи в поиске работы, но выплата пособий такой категории соискателей производиться не будет.

То есть пенсионер может встать в службе занятости на учет в поиске работы, но при этом не может быть признан безработным и получать соответствующую помощь от государства.

  • Уведомляется профсоюзная организация о предстоящем сокращении. Стоит учесть, что необходимость согласования сокращения штата у работодателя отсутствует. С профсоюзом обговариваются условия предстоящего сокращения: сроки, гарантии, будущие выплаты и пр.
  • Пенсионера необходимо уведомить о предстоящем сокращении как минимум за два месяца до предстоящего увольнения (раньше этого срока пенсионер может быть уволен исключительно по собственному желанию). Это правило прописано в ч. 2 ст. 180 ТК РФ. Если пенсионер был привлечен для выполнения сезонных работ на предприятии, то указанный срок для предупреждения его работодателем составляет 7 рабочих дней. Пенсионер, работающий по срочному трудовому договору на срок в пределах 2 месяцев, составляет 3 календарных дня.
  • Издается приказ о сокращении штата и введении нового штатного расписания.

Если лично вручить уведомление пенсионеру не удается, то работодателю следует направить его заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу проживания работника. Дальнейшие действия:

  • Определяется, не входит ли пенсионер в круг лиц, которые обладают преимущественным правом оставления на работе. Нередко для этого создается специальная комиссия по сокращению численности персонала.
  • Работодатель вправе предложить пенсионеру уволиться досрочно до истечения двухмесячных сроков. Это можно сделать непосредственно в тексте уведомления о сокращении или оформить предложение в виде отдельного документа. Стоит учитывать, что при согласии уволиться досрочно работодатель не сможет сэкономить на выплатах пенсионеру. Тот должен получить свой среднемесячный заработок за период до истечения двухмесячного срока.
  • В последний рабочий день сотруднику выдаются на руки все документы по его работе (трудовая книжка, справка о заработке за последние два года, справка 2-НДФЛ по запросу и пр.). Если пенсионер не смог получить трудовую книжку, работодателю необходимо направить ему заказное письмо с указанием на необходимость забрать документ либо дать разрешение на его отправку по почте.
  • В обозначенные сроки оформляется приказ об увольнении и вносится запись в трудовую книжку. В приказе указывается дата увольнения, ФИО и должность сотрудника, основание для расторжения трудового договора: п. 2 ст. 81 ТК РФ; ссылка на основные документы, подтверждающие законность процедуры увольнения (приказ о сокращении штата, уведомление о предстоящем сокращении, отказ работника от предложенных вакансий). Работник должен расписаться в приказе на увольнение и подтвердить, что он ознакомлен с ним (при его отказе составляется соответствующий акт). На основании приказа вносится отметка об увольнении в личную карточку работника и трудовую книжку.
  • Оповещается служба занятости о предстоящих сокращениях. Это нужно сделать минимум за два месяца. Если под сокращение попадает не один пенсионер, а оно производится в массовом порядке, то службу занятости нужно оповестить минимум за три месяца.
  • Рассчитывается размер положенной к выплате компенсации и зарплаты. Они выплачиваются в последний рабочий день. Если работодатель этого не сделал, то он должен будет заплатить работнику пени за каждый день просрочки.
  • Перед увольнением по сокращению штата пенсионеру следует предложить все имеющиеся вакансии на предприятии, которые соответствуют его квалификации и не предполагают переезд в иную местность (если другое не предусмотрено трудовым договором). Допускается, что заработок на предложенных вакансиях будет ниже. Только после того, как он откажется от них, его допускается уволить. О своем нежелании переводиться на другую должность пенсионер должен оповестить работодателя письменно. Если какая-то вакансия покажется ему интересной, то оформляется перевод. Такой переход на новую должность оформляется как дополнительное соглашение к трудовому договору.
  • Пенсионер должен ознакомиться с выданным ему уведомлением о сокращении и расписаться в нем. Это будет свидетельством того, что пенсионер ознакомлен с фактом будущего сокращения. В случае отказа от подписания уведомления текст документа зачитывается вслух, а факт несогласия подписывать документ фиксируется в специальном акте.

Работодателю следует строго соблюдать установленный порядок увольнения по сокращению штата, чтобы его не признали незаконным.

  1. среднемесячный заработок, который платится работнику на период его трудоустройства, но не более 2 месяцев (с зачетом выходного пособия);
  2. положенную им зарплату;
  3. компенсацию неиспользованного отпуска.
  4. выходные пособия в размере среднемесячного заработка (они гарантируются ст. 178 ТК РФ);

Работодатель вправе увеличить размер выходного пособия и закрепить другие правила его расчета в локальных нормативно-правовых актах. При этом не допускается ухудшение прав работников и односторонний отказ работодателя от выплаты выходного пособия вопреки трудовому законодательству.

То, что сокращаемый работник уже находится на пенсии, не лишает его права на получение выходного пособия.

Закон не содержит оснований для освобождения работодателя от необходимости оплаты пособия. Если пенсионер решит устроиться на новую работу, то помимо выходного пособия он может получить от работодателя среднемесячный заработок за второй месяц.

Для этого ему необходимо обратиться к работодателю с заявлением и трудовой книжкой, которая подтвердила бы отсутствие у него работы. А вот возможность получения пенсионером среднемесячного заработка за третий месяц – вопрос спорный.

В принципе, Трудовой кодекс не предусматривает каких-либо исключений для лиц пенсионного возраста. Но выплата за третий месяц направлена на поддержку безработных граждан со стороны центра занятости, а ими признаются те, кто не имеет заработка и работы.

Пенсионеры же получают пенсию. С другой стороны, пенсионерам не запрещено продолжать трудиться. Но служба занятости может пойти навстречу пенсионеру и может обязать работодателя выплатить ему среднемесячный заработок, если он:

  • Встанет на учет в центр занятости в течение 2 недель после сокращения (но не факт, что биржа труда поставит пенсионера на учет).
  • Будет активно искать работу и принимать предложения о трудоустройстве от центра занятости, но не сможет устроиться на работу.

Судебная практика по указанному вопросу неоднозначная.

Но если работодатель выплатит средний заработок за третий месяц пенсионеру, то он не будет нести налоговых рисков (выплата будет признана обоснованной).

Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, то она платится в зависимости от времени работы пенсионера в компании. Если он отработал 11 месяцев и более, то ему положен отпуск в размере 28 дней.

Из этого количества вычитается количество проведенных в отпуске дней. Если сотрудник отработал до 11 месяцев, то отпуск ему полагается в размере 2,33 дня за каждый месяц.

Какие компенсации полагаются работающим пенсионерам в случае сокращения

Выше мы разъяснили: работающий пенсионер может быть сокращен с работы в том же порядке, что и прочие работники. Это означает, что все полагающиеся по закону выплаты такое лицо получит в установленном объеме. Итак, какие выплаты полагаются пенсионеру при увольнении по сокращению непосредственно в день расторжения ТД:

  1. компенсация за неотгулянный отпуск;
  2. выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ).
  3. заработная плата за текущий расчетный период (ст. 140 ТК РФ, см. также ст. );

Компенсация работающим пенсионерам при сокращении штата предусматривает также выплату в размере среднемесячного заработка за второй месяц после расторжения ТД, но при условии, что уволенный работник не устроился на работу в течение второго месяца после сокращения (т.

е. сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства).