Главная - ЖКХ - Устойчивые неустойчивые разрешения неустойчивых ступеней

Устойчивые неустойчивые разрешения неустойчивых ступеней


Устойчивые неустойчивые разрешения неустойчивых ступеней

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)


» » Итак, на мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны. Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях – называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника).

То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются «побочными». Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор.

Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль. Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

  • На вводных ступенях (II и VII) строятся два трезвучия – одно также с противоположным ладом, а второе – уменьшенное. В мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII – уменьшенное. В миноре картина несколько иная, но об этом я расскажу на другом занятии.
  • Трезвучия побочных ступеней, а именно трезвучия на III и VI ступени, как правило, имеют противоположную окраску (у вас должны были получиться минорные трезвучия в мажорных ладах).

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия.

Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку.

Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму – и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды – сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе… Так же складывается и окраска – уникальная, неповторимая!

– любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько – неустойчивых звуков. Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об .

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области. В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника – самый устойчивый звук лада.

Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень – звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения.

Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением». И так далее – все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени. Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

  1. VI ступень – неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени;
  2. I ступень – самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
  3. V ступень – устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
  4. III ступень – устойчивость немного слабее, тяготение почти отсутствует;
  5. II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике;
  6. VII – самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.
  7. IV ступень – неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой;

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов.

Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого. Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков – устойчиво и целиком.

Причем, это трезвучие – самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Процесс сочинения музыки – как ее мелодии, так и гармонии – в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете.

И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова… Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах: Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка.

3 792 просмотров Понравилась статья?

Поделиться с друзьями:

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот.

То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие: 1) до-ре-до-си-до – опеваем до; 2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми; 3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях: Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Метки:

(голосов: 19, в среднем: 4,05 из 5)

Загрузка. Слушайте — на Яндекс.МузыкеПоиск по сайту Search Популярные публикации

Виды

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

  1. Главные — I, IV, V;
  2. Производные — II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

  1. устойчивые — I, III, V;

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53).

Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

  1. неустойчивые — II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада. 28 апреля, 2020 Статья закончилась.

Вопросы остались? Комментариев 1 Следят за новыми комментариями — 8 Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.

Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад

Слушая или исполняя музыкальное произведение, мы наблюдаем, что образующие его звуки находятся между собой в определенном соотношении.

Это выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки, в частности мелодии, некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков.

Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков. Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками.

Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя. Один из устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой и называется тоникой. В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми.

В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения к устойчивым звукам. Это состояние характерно для неустойчивых звуков, находящихся на расстоянии секунды от устойчивых звуков.

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной системе. Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад.

Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке.

Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Мажорный лад. Гамма натурального мажора.

Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили мажорный и минорный лад.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют большое или мажорное трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция – между нижним и средним звуками, и малая – между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал – чистая квинта.
Между крайними звуками трезвучия образуется интервал – чистая квинта.

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием. Неустойчивые звуки располагаются среди устойчивых звуков, прилегая к ним.

Мажорный лад состоит из семи звуков. Расположение звуков лада в порядке высоты называется звукорядом лада или гаммой.

Звуки образующие гамму называются ступенями. В гамме мажорного лада семь ступеней.

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы образуют последовательность секунд. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком – натуральным мажором.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные – побочными ступенями. Доминанта (в пер. с русского языка, означает преобладающая или главенствующая) расположена на чистую квинту выше тоники.

Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя).

Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название. Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука – это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова.

Первая ступень – тоника – является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы.

II, IV, VI, VII ступени мажорного лада неустойчивы.

Степень их неустойчивости различна.

Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Более острое тяготение свойственно ступеням: VII к I, IV к III и II к I.

Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней VI к V, II к III, IV к V. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные. Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей Высота, на которой расположен лад, называется тональностью.

Название тональности происходит от названия звука.

принятого за тонику. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада, то есть слова мажор. Например, До мажор или С-dur, Соль мажор или G-dur и т.д. Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор.

В ее состав входят все основные ступени музыкального звукоряда. В состав тональностей мажорного лада, построенных от других ступеней музыкального звукоряда, входят и производные ступени. Количество их в каждой тональности различно.

В некоторых мажорных тональностях применяются только повышенные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество диезов. В других тональностях – пониженные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество бемолей.

Поэтому мажорные тональности, в обозначении которых имеются знаки альтерации, делятся на диезные и бемольные.

В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Знаки альтерации в этих тональностях пишутся при ключе и называются ключевыми знаками.

Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, являются родственными тональностями ввиду того, что в их составе шесть общих звуков.

Родственной диезной тональностью До мажора является Соль мажор.

Ее первая ступень находится чистой квинтой выше тоники До мажора. Чистой квинтой выше Соль мажора находится тональность Ре мажор. Далее, если брать за основу каждой новой гаммы пятую ступень предыдущей тональности, то постепенно мы получим все диезные мажорные тональности. В каждой из них будет возникать новый ключевой знак – диез, приходящийся на VII ступень гаммы, и так последовательно до семи знаков.
В каждой из них будет возникать новый ключевой знак – диез, приходящийся на VII ступень гаммы, и так последовательно до семи знаков.

Тональность с семью знаками предельная, так как все звуки, входящие в нее, являются производными ступенями. Все диезы пишутся при ключе в том порядке, в котором они прибавляются в тональностях, при условии расположения их по чистым квинтам вверх.

  1. Ми мажор E-dur
  2. Расположение всех диезных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных диезных тональностей:
  3. Соль мажор G-dur
  4. Фа# мажор Fis-dur
  5. Порядок расположения бемольных мажорных тональностей на основе родства возникает таким же путем, но только вниз по чистым квинтам.
  6. Си мажор H-dur
  7. До# мажор Cis-dur
  8. Ре мажор D-dur
  9. Ля мажор A-dur

Родственной бемольной тональностью До мажору является Фа мажор.

Первая ступень Фа мажора находится чистой квинтой ниже тоники До мажора и приходится на ее IV ступень.

  • Соль бемоль мажор Ges-dur
  • Энгармонически равными тональностями являются тональности одинаковой высоты, но различного обозначения.
  • До диез мажор = Ре бемоль мажору
  • Ре бемоль мажор Des-dur
  • Си мажор = До бемоль мажору
  • Ми бемоль мажор Es-dur
  • В каждой бемольной тональности новый ключевой знак – бемоль приходится на четвертую ступень гаммы.
  • Ля бемоль мажор As-dur
  • Мажорные тональности с пятью, шестью и семью диезами энгармонически равны каждая одной бемольной тональности, из числа тональностей от пяти до семи бемолей, и наоборот.
  • Из числа употребляющихся в музыке мажорных тональностей энгармонически равны:
  • До бемоль мажор Ces-dur
  • Расположение всех бемольных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных бемольных тональностей:
  • Далее, если последовательно строить чистую квинту вниз от тоники предыдущей тональности и брать ее за основу новой тональности, то постепенно мы получим все бемольные мажорные тональности.
  • Си бемоль мажор B-dur
  • Фа мажор F-dur
  • Фа диез мажор = Соль бемоль мажору

 Источник: https://infopedia.su/1×9064.html Оценка статьи:

(нет голосов)

Загрузка. Поделиться с друзьями:

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени.

Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Овај видео није доступан.

Видео — курсы автора видео ( платные ): Канал по сольфеджио моей красавицы жены: Мой канал для англоязычных подписчиков: Моя страница в facebook — добавляйтесь, не стесняйтесь!:) — Страница vk — Мой сайт с различными видео — курсами:Видео курсы фортепиано для начинающих и продолжающих, детей и взрослых!Давайте разбираться: ре, фа, соль и си. Ре, фа, соль и си. Вот из четырёх клавиш, которые я показал сейчас, у нас только соль была устойчивая ступень. Чтобы завершить фрагмент, завершить мысль, нужно разрешить все неустойчивые ступени, которые были в аккорде, в любом аккорде, их миллион, в устойчивые.

Здрасьте. «Концерт будет здесь или на втором этаже?» — Нет, нет, на втором этаже, в большом зале. Как мы разрешаем? Ре была неустойчивая?

Она пойдёт в ближайшую устойчивую: либо в первую, либо в третью.

Но в третью у нас пойдёт фа, так что я предлагаю, можно и так, и так, ре разрешить в до. Смотрите. Была ре, она ушла в до. Разбираемся с остальными. Вторая клавиша у нас фа – неустойчивая. Она пойдёт в ми – в устойчивую. Фа, ми. Всё, фа уже нету во втором аккорде. Т. е. две нижние из аккорда, ре и фа — неустойчивые в тональности до мажор, ушли в соседние до и ми – устойчивые.
Т. е. две нижние из аккорда, ре и фа — неустойчивые в тональности до мажор, ушли в соседние до и ми – устойчивые.

Какая была третья? Я о ней уже говорил. Единственная устойчивая ступень в аккорде она осталась на месте. Смотрите, была соль, и во втором аккорде также осталась эта соль.

И последняя. Си, седьмая ступень, пойдёт в первую. Но она не будет прыгать аж вот сюда, она пойдёт в соседнюю справа.

Вот она ушла в до. Можете представить, что здесь также большой апельсин, который начинает вторую октаву.

Вот и всю. Неустойчивые ступени в тональной музыке всегда должны разрешиться в устойчивые.

Вот чем быстрее вы это поймёте, тем вы быстрее усвоите, почувствуете вообще весь принцип устройства, написания музыки.

И по этому принципу сочиняли все: и Бетховен, и Бах, и Моцарт, и Рахманинов – кто хотите.

Так. Закрепляем. Вот у нас была формула построения мажорной гаммы.

Сейчас её нет. Это до мажор. Гамма – это восходящее либо нисходящее движение по тонам и полутонам. Сейчас мы говорим о другом. В этой гамме, в этих семи ступенях, да, которые повторяются во всех октавах, если хотите, но вот их по сути семь. Вот. И среди этих семи есть у нас три устойчивые – это первая, третья и пятая, и все остальные – неустойчивые.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в устойчивые, устойчивые остаются на месте. Вот и всё.

Главные ступени лада

Такое название они получили из-за наибольшей весомости звучания в музыкальных произведениях.

Отсюда и главенство этих ступеней в общей музыкальной иерархии. Приоритету способствует их удаленность от тоники на квинту (вниз, либо вверх).

Инфо В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2 тона (б3). Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – уменьшённая (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4). Квинта – содержит 5 ступеней.

Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшённая (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5). Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½ тона – она большая (б6) Септима – содержит 7 ступеней.

Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 ½ — большая (б7). Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными.

Все диатонические интервалы делятся на — консонирующие и диссонирующие. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых – сходятся.
Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых – сходятся.

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ. Созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется – аккорд.

Аккорд, состоящий из 3 звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.

Различают 4 основных вида трезвучий: Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3.

крайние звуки образуют ч5. Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. Важно Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда.

Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта. Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой.

Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития.

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней.

Упражнение это простое, красивое и очень полезное. Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые.

В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Классификации ступеней лада

7 1.

В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени.

Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII).

Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI.

Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию. 2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени: Главные – I IV V На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии. Все остальные ступени называются побочными.

На них строятся побочные трезвучия: Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным. Название ступеней лада: dur/moll I — тоника (основная, главная) Т, t II — нисходящий вводный тон II III — медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D) IV — субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s V — доминанта (доминирующая) D, d VI — субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S) VII — восходящий вводный тон VII Мажорный лад Мажор ( от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.

Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавной латинской: Виды мажора: Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора: 1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки; 2) гармонический – возникает путем понижения VI ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Понижение этой ступени влияет на звучание S, превращая ее из мажорного трезвучия в минорное.

3) мелодический(встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней. Минорный лад Минор ( от итал.

меньший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого м.3.

Все обозначения, связанные с минором, в классическом обозначении пишутся с маленькой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавная латинская + лат. m: Виды минора: Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида минора: 1) натуральный (встречается в русской народной, православной духовной музыке, в старинной европейской музыке) – соответствует структуре; 2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона.

Звукоряд получает «восточный оттенок». Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное. Это самый распространенный вид минора.

3) мелодический– возникает путем повышения VI и VII ступеней при движении #, а при движении $ повышение отменяется при помощи соответствующих знаков альтерации и звучит натуральный вид минора: Правило построения: а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения. ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музыки (в части применения).

Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.

Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов. Мажорное наклонение: 1) ионийский (белые клавиши от до) 2) лидийский (- « — фа) 3) миксолидийский (- « — соль) Минорное наклонение: 4) эолийский (- « — ля) 5) дорийский (- « — ре) 6) фригийский (- « — ми) 7) Особняком стоит локрийский лад (- « — си), не имеющий наклонения, т.к.

I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс).

Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации. Определение лада в данной мелодии: — найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений); — от него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных); — по структуре определить вид лада.

Пентатоника — звукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков.

Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка). В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук. В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения): Параллельно-переменный лад – совокупность параллельного мажора и минора, объединенных в одну систему, тоники которых равноправны в данном произведении.

Признаки:1) начало в 1-ой из 2-х параллельных тональностей, окончание в другой; 2) переходы (отклонения) внутри построения из 1-ой тональности в другую с возвращением в первоначальную. Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).

Минор с 2 увеличенными секундами – возникает при повышении IV и VII ступеней (дважды гармонический мажор). Целотонный звукоряд состоит только из тонов. Существуют некоторые авторские лады, встречающиеся в произведениях композиторов, придуманные ими для создания определенного образа.

Например, у Н. А. Римского-Корсакова есть звукоряды: а) тон – полутон; б) полутон — тон ТАБЛИЦА ЛАДОВ мажорные лады минорные лады натуральный 1 + 1 + ½ + 1 + 1 + 1 + ½ натуральный 1 + ½ + 1 + 1 + ½ + 1 + 1 гармонический VI– гармонический VII+ мелодический ↑VI–, VII– ; ↓ нат.

мажор мелодический ↑VI+, VII+; ↓ нат. минор пентатоника без IV и VII пентатоника без II и VI дважды гармонический II–, VI– дважды гармонический IV+, VII+ лидийский IV+ фригийский II– миксолидийский VII– дорийский VI+ ТОНАЛЬНОСТЬ Тональность – это высота, на которой расположен лад.

Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада.

В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор — на moll.

Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни.

Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой. Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).

Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!). Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки.

Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот.

Одноименные тональности – мажор и минор, в которых одинаковая тоника. Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию. Определение тональности произведения: 1) в одноголосном произведении посмотреть на самую последнюю ноту, в многоголосном – посмотреть на самый нижний звук в последнем такте.

Чаще всего это I ступень тональности. Например: 2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки.

3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную. 7 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний.

Соответственно, важна квалификация.: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.

Обучающимся » В помощь обучающимся » Музыкальная азбука » Устойчивые и неустойчивые. Вводные тоны. Разрешение ступеней.

Материалы взяты с сайта Устойчивые и неустойчивые.

Вводные тоны. Разрешение ступеней.

«Интересно, — подумала Ася, — когда я снова попаду в королевство? Я же обещала Сольмине найти камертон. Легко сказать. А что, если я Диссону позову.

Сольмина говорила, что та любит очень резкие звуки.

Что ж, попробую.» Ася открыла крышку пианино и резко нажала сразу несколько соседних клавиш.

«Ничего себе аккорд получился, хоть уши затыкай!» — подумала Ася.

— И вовсе это не аккорд! — проворчала совсем рядом Диссона.

— Это мой любимый кластер. У аккорда все звуки не могут находиться рядом. Правда, я обожаю вставлять в аккорды парочку звуков подряд, но Сольмина считает, что я должна спрашивать у нее на это разрешение. Понимаешь, Ася, если бы музыканты сочиняли музыку только так, как любит Сольмина, всем бы это давно надоело!

Знай, я — главная фея в музыкальной стране! Я очень люблю соединять звуки так, чтобы получались музыкальные кляксы, вроде того кластера, что ты сыграла.

Я знаю, что ты хочешь получить камертон.

Я верну его тебе, но при одном условии: ты будешь моей ученицей.

А я расскажу тебе о том, о чем Сольмина рассказывать не любит — Хорошо, хорошо, — поторопилась ответить Ася. — Я буду про все внимательно слушать.

Диссона хитро улыбнулась, взмахнула камертоном, и.

появилась Сольмина.

— Ой, как я рада видеть вас, фея Сольмина! — воскликнула Ася. Фея Диссона решила.

Я буду. — Я все знаю. Ты будешь ученицей Диссоны.

Вот и отлично! Мы вместе будем рассказывать тебе о нашей стране. Правда, мы часто спорим, но, я думаю, ты скоро привыкнешь к этому. А теперь — в путь! Ася посмотрела на Диссону и увидела, что фея довольно улыбается.

Когда они втроем оказались на волшебной лестнице, королева ДО радостно приветствовала их:

— Как я рада, как я рада! Эй, ну-ка подайте мне парадную мантию!

Со второй и седьмой ступенек соскочили две очаровательные служанки и быстро заговорили: Ах, мы всегда готовы, дорогая королева! Вот ваша мантия, ваше величество! Я вам помогу надеть ее!

— Нет, я!

— Нет, я! — Прекратите сейчас же!

— воскликнула королева Тоника.

— Извините, дорогие гости, моих служанок. Крутятся вокруг и уверяют, что они меня опекают или, как они говорят, опевают!

— Ваше величество! Все должны знать, какая вы важная! — И какая вы красивая, и какая притягательная!

— Хи-хи, — захихикала Диссона. — Будешь тут притягательной, если у тебя магнитик спрятан в первой ступеньке! Не бойся, не утащу. А попробуй слезь с нее и попритягивай, стоя на седьмой!

Ничегошеньки не получится, сама со всех ног побежишь к первой! Так-то, нотка Д0 — Я пока не собираюсь перебираться на седьмую ступеньку — обиженно проговорила нота ДО. — Сольмина обещала, что я еще долго буду королевой!

— Не нужно ссориться! — успокоила нотку Сольмина.

— Представь-ка лучшенам своих служанок.

— У королевы Тоники,важно начала нота ДО, две служанки, на второй и на седьмой ступеньке, а у короля и министра по одной.

У короля — на четвертой, у министра — на шестой.

Та, что находится на седьмой ступеньке, самая быстрая и самая нужная.

Ее называют вводным тоном, так как она ведет в тонику. — Только не подумай, Ася, — вмешалась Диссона, что между первой и седьмой ступеньками мажора расстояние тон, ты же помнишь, что полтона (чтобы быстрее в тонику попасть). Слово «тон» в этом случае имеет другое значение.

Ты слышала, наверное, как музыканты говорят про кого-нибудь: «Он взял неверный тон».

Не подумай, что этот кто-то схватил тон и пошел.

Этот кто-то просто сыграл или спел неверный звук. Вводный тон — это звук, который ближе всех к тонике, — и все!

В музыке, чтобы показать тональность, часто обращаются к седьмой ступеньке, так как знают, что она обязательно приведет к тонике.

В конце этой мелодии ты непременно придешь к ноте ДО — к первой, самой устойчивой ступени. К тонике часто приводит и вторая ступень. Она тоже называется вводным тоном, хотя тут магнитик не так сильно действует: все-таки целый тон до первой ступени — тоники.

Только нота ДО даст в конце мелодии ощущение устойчивости. Первая ступень самая устойчивая на волшебной лестнице.

— Честно говоря, дорогая королева, я здесь тоже могу оказаться, — вмешался король Медианта с третьей ступени.

— Все-таки я тоже как-никак устойчивый звук!

И тоже притягивать умею! — Да и я могу завершить эту музыкальную фразу — произнес министр Доминанта с пятой ступени. — Ведь я тоже устойчивый! И хоть вам, дорогая королева, всегда подчиняюсь, тоже по-своему притягательный.

— Но моя ступень все-таки самая устойчивая, и ко мне притягиваются не только вводные, но и все звуки моего королевства, моей тональности, — сказала королева Тоника.

— Не волнуйся, дорогая королева, — вмешалась в спор Сольмина.

— Все неустойчивые ступени: и вводные, и четвертая с шестой — должны притягиваться прежде всего к ближайшим устойчивым. В музыке это называется тяготением. — Да-да, — перебила Диссона, — все неустойчивые звуки т-я-янутся и тянутся, пока не перейдут к устойчивым и не успокоятся.

Музыканты называют такой переход разрешением. Только знай: когда ты просишь разрешения у взрослых — это совсем другое слово. В музыке разрешение — это переход от неустойчивых звуков к устойчивым или — ах,’ как я это не люблю!

— переход от резких созвучий к красивеньким! Ну, дорогая Диссона, — вступила в разговор Сольмина.

— Если неустойчивые звуки (их еще называют неустоями) совсем не будут разрешаться в устойчивые (устои), то в мелодии будет ощущение незавершенности, а если мы будем слышать только резкие созвучия, то всем нам очень захочется покоя. — Вот-вот, — подтвердила нота ДО, — я и говорю, что именно тоника всегда дает ощущение покоя и завершенности мелодии.

Ну, а если звуки складываются в аккорды, то нет ничего лучше, чем закончить произведение тоническим трезвучием!

С этими словами Тоника посмотрела на короля, министра и примирительно улыбнулась.

— Ну вот, — сказала Сольмина, — теперь ты знакома со всеми ступеньками волшебной лестницы. Посмотри еще раз на эти ступени и постарайся запомнить. Материалы взяты с сайта

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.

Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор).

Результат работы над новой гаммой

Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:

  1. строение мажорной гаммы;
  2. знаки альтерации;
  3. разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
  4. транспонирование.
  5. устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;

Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения.

Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке.