Главная - ЖКХ - Стаистика по 183 ук

Стаистика по 183 ук


Судебная практика по статье 183 УК РФ:

  1. Также основанными на законе и на установленных фактических обстоятельствах являются оценки суда о квалификации действий Зольниковых по ч.1 ст. 183 УК РФ, а Зольникова Ю.Г., кроме того, по ст.289 УК РФ, и об освобождении их от назначенного по этим статья наказания, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
  2. отсутствием состава преступления по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159 ч. 4 УК РФ (в отношении ООО « »), ст. 159 ч. 4 УК РФ (в отношении ООО ), — в связи с непричастностью к совершению преступления; осуждена по ст. 183 ч. 2 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год. В соответствии со ст. 134 УПК РФ за Дмитраковым О.А., Зайковым Д.Н Пальмским И.А., Васильевым В.А., Шпотой С В . признано право на реабилитацию.
  3. Генеральная прокуратура Кыргызской Республики обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с запросом о выдаче ее гражданина Аспаурова С.Н. для привлечения к уголовной ответственности за совершение многочисленных преступлений, предусмотренных ст. 166, 183, 350 УК Кыргызской Республики. Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 19 ноября 2015 года принято решение о выдаче Аспаурова правоохранительным органам Кыргызстана для привлечения к уголовной ответственности по указанным выше статьям.

+Еще.

Комментарий к Статье 183 УК РФ

1. Немалая часть информации, находящейся в сфере деятельности хозяйствующих субъектов и граждан, представляет особую ценность (или коммерческую значимость) как для самих организаций, так и для их партнеров или клиентов.

Следствием этого являются особое отношение к такой информации, исключающее широкую ее огласку, и меры, принимаемые для ее охраны. Некоторые из этих сведений не подлежат огласке не только в силу нежелания заинтересованных в этом лиц, но и в силу прямого указания на то закона. Статус таких сведений получил отражение и закрепление в особых правовых институтах — институтах банковской, налоговой и коммерческой тайны.

2. Общественная опасность преступления заключается в том, что неправомерные действия по поводу информации, составляющей банковскую, налоговую или коммерческую тайну, с одной стороны, могут причинить значительный вред субъектам предпринимательской деятельности или иным лицам. С другой стороны, незаконное разглашение сведений, например о состоянии банковского счета (или вклада) вопреки воле его владельца, является серьезным нарушением конституционных прав гражданина на неприкосновенность его частной жизни.

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 коммент.

статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 3 — средней тяжести, ч. 4 — к тяжким преступным деяниям.

3. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, возникающие в сфере обращения информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Указанная информация будет составлять предмет посягательства. Носители информации как в документальной, так и в бездокументарной форме (например, дискета, жесткий диск компьютера и др.) не входят в понятие предмета рассматриваемого преступления.

4. Тайна — это

«нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет»

.

Представляется неверным говорить о банковской тайне как о части тайны коммерческой. Тем более неправильно их отождествлять.

Коммерческая и банковская тайны имеют общую правовую природу, но, несмотря на ряд общих черт, различаются по объему и содержанию. Банковская тайна обладает рядом специфических, свойственных только ей признаков. Кроме того, информация, составляющая банковскую тайну, объективно может и не иметь коммерческой ценности и уже поэтому не будет разновидностью коммерческой тайны.
Кроме того, информация, составляющая банковскую тайну, объективно может и не иметь коммерческой ценности и уже поэтому не будет разновидностью коммерческой тайны.

——————————— Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

М., 1995. С. 776. 5. В соответствии с гражданским законодательством информация составляет коммерческую тайну тогда, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Согласно п. 1 и 2 ст. 3 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред.

от 18.12.2006) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. ——————————— СЗ РФ.

2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. Указанная редакция ФЗ вступает в силу с 01.01.2008. Примеч. науч. ред. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ст. 139 ГК), среди них названный уже ФЗ «О коммерческой тайне».

6. Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188

«Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»

(в ред. от 23.09.2005) утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно которому к конфиденциальным наряду с другими относятся сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и другими ФЗ.

——————————— СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127; 2005. N 39. Ст. 3925. 7. Существует целый ряд сведений, по поводу которых законодательные и исполнительные органы государственной власти однозначно высказываются как о сведениях, не могущих составлять коммерческую тайну.

Перечень таких сведений содержится в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35

«О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»

(в ред. от 03.10.2002) , Указе Президента РФ от 16.11.1992 N 1392

«О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»

, Законе о рынке ценных бумаг, Приказе Минфина России от 29.07.98 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» и др. ——————————— СП РФ.

1992. N 1 — 2. Ст. 7; СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3983. САПП. 1992. N 21. Ст. 1731. БНА. 1998. N 23. Так, не составляют коммерческую тайну учредительные документы (решение о создании предприятия или учредительный договор) и устав предприятия, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (свидетельства о регистрации, лицензии, патенты), сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы об уплате налогов и обязательных платежей, годовая бухгалтерская отчетность организации, ряд сведений, касающихся приватизации, раскрытия информации эмитента публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг и др.

8. Что составляет предмет банковской тайны? В ГК говорится:

«Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте»

(ч.

1 ст. 857). В соответствии с Законом о банках кредитная организация, ЦБР гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит ФЗ (ч. 1 ст. 26). Речь идет о тайне: а) банковского счета; б) банковского вклада; в) операций по счету; г) сведений о клиенте; д) сведений о корреспондентах; е) иных сведений, устанавливаемых кредитной организацией. 9. Принципиальное значение в сфере обращения информации, составляющей банковскую тайну, имеет вопрос о предоставлении таковой информации государственным органам и должностным лицам.

Законом установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну. По общему правилу сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям.

Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом ().

10. Лица, имеющие право запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, перечислены в ст. 26 Закона о банках. Например, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией самим этим лицам и гражданам, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Информацию по счетам и вкладам физических лиц кредитная организация вправе предоставить их владельцам, а также судам и с согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, которые находятся в производстве этих следственных органов. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организацией завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Особо оговаривается вопрос о ЦБР и аудиторских организациях, поскольку в силу специфики деятельности они обладают либо могут обладать информацией, составляющей банковскую тайну. ЦБР не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных законом. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

В целях совершенствования мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, с 1 февраля 2002 г. информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц должна предоставляться кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — орган, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Указанный уполномоченный орган не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

11. Налоговую тайну образуют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения: а) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; б) об идентификационном номере налогоплательщика; в) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; г) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам) (ст.

102 НК). 12. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, заключается в собирании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Способы могут быть разнообразными. Статья называет лишь похищение документов, подкуп, угрозы, и, разумеется, это не исчерпывающий перечень, поскольку указывается на возможность иных незаконных способов.
Статья называет лишь похищение документов, подкуп, угрозы, и, разумеется, это не исчерпывающий перечень, поскольку указывается на возможность иных незаконных способов.

Необходимое условие для квалификации по ч.

1 — к информации не должно быть свободного доступа и ее владелец принял для этого все соответствующие меры. 13. Незаконное разглашение или использование такой информации без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, образуют состав преступления, предусмотренный ч.

2 коммент. статьи. 13.1. Под разглашением следует понимать любые действия, направленные на ознакомление либо возможность ознакомления с информацией, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, как неограниченного круга лиц (например, посредством распространения в СМИ, сети Интернет), так и конкретного лица. Незаконное разглашение по ч. 2 коммент.

статьи предполагает совершение тех же действий, которые понимаются под разглашением в ч. 1, но эти действия обусловлены фактом отсутствия согласия на это владельца соответствующей информации.

Сюда же относится нарушение установленного запрета на огласку такой информации, в том числе разглашение сведений в результате несоблюдения порядка их предоставления, когда согласия владельца на это нет. 13.2. То же условие (отсутствие согласия владельца информации) относится и к незаконному использованию подобных сведений. Незаконное использование может заключаться в использовании соответствующих сведений в личных интересах или интересах тех или иных организаций, партий, движений, заинтересованных в обладании подобного рода информацией, например, для выработки стратегии поведения и агитации в предвыборной борьбе, в политических технологиях и т.п.

Если при этом виновный стремился взамен на добытые сведения получить вознаграждение, например, от конкурента собственника информации, или конфиденциальная информация должна была быть использована для извлечения выгоды в предпринимательской деятельности, то налицо признаки преступления, предусмотренного ч. 3 коммент. статьи, — совершенного из корыстных побуждений.

14. Для квалификации деяния как преступления по ч. 1 и 2 коммент. статьи наличия вредных последствий не требуется. Закрепленные в них альтернативные составы преступления считаются формальными, окончены соответственно в момент начала собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну, либо разглашения или использования этих сведений.

Квалифицированный состав (ч. 3) имеет формально-материальную, а особо квалифицированный (ч. 4) — материальную законодательные конструкции, оконченными они соответственно считаются в момент: а) причинения крупного ущерба или совершения указанных действий из корыстной заинтересованности (ч. 3); б) наступления тяжких последствий (ч.

4). 14.1. Размер крупного ущерба определяется согласно примеч. к ст. 169 и составляет сумму свыше 250 тыс. руб. 14.2. О тяжких последствиях см.

в п. 12 коммент. к ст. 201. 15. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

Мотив (месть, личная неприязнь, стремление опередить конкурента) для квалификации деяния как преступления по ч.

1 или 2 значения не имеет. В квалифицированном составе (ч.

3) мотив совершения преступления может стать значимым для его квалификации, если речь идет о корыстной заинтересованности. 16. Субъект преступного посягательства — любое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста.

Это могут быть лица, которые стали обладателями информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в силу их профессиональных обязанностей, а также иные лица, чьи действия были направлены на достижение преступного результата по мотивам и способам, обозначенным в коммент. статье. 16.1. Субъект посягательства может быть и специальным в случае, если разглашение или использование указанных сведений осуществлено лицом, которому тайна сведений была доверена или стала известна по службе или работе (ч.

2 — 4).

Законы Российской Федерации по УК РФ

  1. «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  2. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  3. «О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сторублёнкова Елена Геннадиевна, Ерин Евгений Николаевич

В статье приведен статистический анализ эмпирических данных, раскрывающих состояние преступлений против собственности по регионам Российской Федерации за трехлетний период 2015-2017 годы, а также рассмотрено состояние преступлений против собственности в странах, входящих в международную региональную организацию Содружество Независимых Государств. Цель написания статьи дать статистическую характеристику преступлений против собственности в Российской Федерации, провести сравнительный анализ статистических данных по регионам Российской Федерации и странам СНГ.

Методология: статья выполнена на основе комплекса общенаучных и специальных методов исследования: сравнительно-типологического, логико-аналитического, формально-логического, системно-структурного, статистического.

Эмпирическую базу составили опубликованные статистические данные МВД России, Генеральной прокуратуры России, Судебного департамента при Верховном Суде России, Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников содружества независимых государств. Выводы: Статистические показатели свидетельствуют о стабильно высоком положении преступлений против собственности в общей структуре преступности России и приводят к выводу о том, что с 2016 года наметилась положительная тенденция снижения преступлений против собственности как в целом по Российской Федерации, так и в отдельных регионах.

Рамки исследования: в статье анализируются статистические данные о состоянии преступлений против собственности в Российской Федерации и их сравнение с данными регионов Российской Федерации и данными стран СНГ за 2015-2017 годы. Практическое значение: статья содержит интересный статистический материал, который при более детальной обработке может помочь в криминологическом анализе преступлений против собственности. Социальные последствия: повышение общественной безопасности территорий и населения.

Оригинальность публикации: статья была проверена в системе антиплагиат МосУ МВД РФ имени В.Я.Кикотя (http://mosu-mvd.antiplagiat.ru).

Проверка статьи на оригинальность показала следующие результаты: заимствования 11,40%; цитирования 8,05%; оригинальность 80,55%.

Комментарий к статье 183 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова Данная статья предусматривает уголовную ответственность за совершение двух деяний, которые отличаются друг от друга объективной стороной и субъектом преступления. Объект преступления – установленный порядок обращения со сведениями, составляющими коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне” в ст. 3 определяет, что коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Содержание коммерческой тайны составляют сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности: 1) которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам; 2) к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании; 3) в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Содержание коммерческой тайны составляют сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности: 1) которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам; 2) к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании; 3) в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Обладатель коммерческой тайны – лицо, владеющее на законном основании информацией, составляющей такую тайну, ограничившее доступ к этой информации и установившее в отношении ее режим коммерческой тайны.

Этот режим заключается в принятии необходимых мер по охране конфиденциальности информации: 1) определение ее перечня; 2) ограничение к ней доступа; 3) учет лиц, имеющих доступ, и (или) лиц, которым была предоставлена или передана такая информация; 4) регулирование отношений по использованию сведений, составляющих коммерческую тайну, работниками и контрагентами на основании договоров (трудовых, гражданско-правовых); 5) нанесение на материальные носители (документы) грифа “Коммерческая тайна” с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Информация, в отношении которой не установлен режим коммерческой тайны, не считается конфиденциальной.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, предусмотрены в ст.

5 названного Закона (информация об учредительных документах; о численности работников, об условиях труда; о задолженности работодателей по выплате заработной платы; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений и т.д.). Согласно ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные государственными органами (налоговые, внутренних дел, государственного внебюджетного фонда, таможенные) сведения о налогоплательщике, за исключением информации: сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемой в соответствии с международными договорами (соглашениями); предоставляемой избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности. Поступившие в государственные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения.

Доступ к ним разрешен должностным лицам, определяемым соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Банковская тайна – это не подлежащая разглашению информация о банковском счете и вкладе, операциях по счету и сведения о клиенте (ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г.

N 395-1 “О банках и банковской деятельности”). Сведения по операциям и счетам юридических лиц и граждан выдаются кредитной организацией без их согласия только в случаях, предусмотренных законом. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.

1 ст. 183 УК РФ, выражается в действии – собирании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Собирание сведений – это получение информации через преодоление принятых ее обладателем правовых, организационных, технических и иных мер по охране конфиденциальности этой информации.

Эти сведения могут находиться в форме вещи или на дискете, в виде чертежа, модели, технологий, формулы, символов, технических решений и т.п. Перечень способов собирания информации диспозицией статьи не ограничен (например, похищение документов, подкуп, угрозы), главное, чтобы они были незаконные. Похищение документов может быть осуществлено любым способом (например, кража, грабеж).

Похищение официальных документов, содержащих сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, полностью охватывается данной статьей и не требует квалификации по совокупности с ч. 1 ст. 325 УК РФ Под подкупом понимается передача лицу имущества или оказание ему услуг имущественного характера за завладение соответствующими сведениями в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Подкуп, осуществляемый в отношении должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, квалифицируется по совокупности со ст.

291 УК РФ и соответственно ст. 204 УК РФ К иному незаконному собиранию сведений можно отнести, например, использование в этих целях подслушивающих устройств и других технических средств. Информация считается законно собранной в следующих случаях: 1) если она разглашена ее владельцем; 2) к которой есть свободный доступ; 3) получена лицом при осуществлении исследований или систематических наблюдений; 4) получена от ее обладателя на основании договора или другом законном основании.

Деяние является оконченным в момент совершения собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, любым незаконным способом. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконным способом собирает сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, и желает этого.

Мотивы и цели не имеют значения для квалификации. Вместе с тем указанные сведения могут собираться с целью их использования в конкурентной борьбе или иной личной заинтересованностью.

Субъект преступления по ч. 1 ст.

183 УК РФ – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК РФ, выражается в действиях (бездействии) – незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца. Незаконное разглашение сведений – это передача или сообщение хотя бы одному лицу (не имеющему законного к ним доступа) сведений, составляющих коммерческую, банковскую или налоговую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, в том числе с использованием технических средств).

Например, операционист кредитной организации рассказывает знакомому предпринимателю, сколько денежных средств находится на счетах банка у его конкурента. Под незаконным использованием сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимается их применение в любой форме и сфере (предпринимательская, бытовая). Например, использование такой информации при совершении сделок, регистрации коммерческих организаций и в их финансово-хозяйственной деятельности.

Преступление является оконченным в момент совершения любого деяния, указанного в диспозиции статьи.

Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно разглашает или использует сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца, и желает этого.

Субъект преступления специальный – лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе, достигшее возраста шестнадцати лет.

Этими лицами могут являться служащие государственных органов (налоговых, внутренних дел, прокуратуры, суда, таможни), работники кредитных и иных коммерческих организаций, нотариусы, адвокаты. Разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому она стала известна случайно или по ошибке, не образует состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК РФ Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ч.

2 ст. 183 УК РФ, – причинение крупного ущерба и совершение деяния из корыстной заинтересованности (см.

комментарий к ст. 170 УК РФ). В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным ущербом понимается денежная сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

С качественной стороны ущерб выражается в имущественных потерях владельца тайны (например, расходы, связанные с переоборудованием производства) и упущенной выгоде (например, недополученная прибыль в результате потери рынка сбыта продукции).

Должностные лица, незаконно разгласившие за взятку сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, которые стали им известны по службе, подлежат также ответственности по ст.

290 УК РФ Часть 4 ст. 183 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч.

ч. 2 и 3 комментируемой статьи, повлекшее причинение тяжких последствий. Тяжкие последствия – это оценочное понятие, которое устанавливается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.

Например, под ними могут пониматься причинение организации сверхкрупного ущерба или ее банкротство, тяжелая болезнь или самоубийство потерпевшего.

Между деянием и наступившим крупным ущербом и (или) тяжкими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Статистические тайны

Отныне все юридические лица в нашей стране обязаны делиться со службой государственной статистики всей интересующей ее информацией, в том числе сведениями, составляющими коммерческую тайну.

Вчера вступил в силу Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». Что дает закон нашему Росстату? По сути повышается его статус и соответственно возможности. Например, Росстат просит некий орган государственной власти предоставить ту или иную информацию для государственного статистического учета, а этот орган вполне мог проигнорировать запрос.
Например, Росстат просит некий орган государственной власти предоставить ту или иную информацию для государственного статистического учета, а этот орган вполне мог проигнорировать запрос. И такое действительно случалось.

Как говорят статистики, особенно сложно было до сих пор получать информацию по доходам и расходам граждан, по налогам. С одной стороны, не было закона, который бы устанавливал безоговорочное право Росстата запрашивать информацию, с другой стороны, план статучета — перечень данных, которые подлежат учету, — утверждался ведомственным приказом.

Теперь же, согласно закону, этот план будет утверждать правительство. И, как говорится, уже не отвертишься.

Причем касается это не только государственных ведомств и учреждений. Закон требует, чтобы все юридические лица, независимо от форм собственности, в обязательном порядке и безвозмездно предоставляли службе государственной статистики данные, необходимые для формирования официальной статистической информации. А дальше стоит прямо процитировать закон: «.

в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц».

При этом следует существенная оговорка: такие сведения должны быть обезличены. Что касается граждан — физических лиц, то они предоставляют о себе сведения также безвозмездно, но вовсе не обязаны это делать.

Итак, несет ли закон о статучете какие-либо угрозы для предприятий и организаций, которым придется делиться тайнами? В законе есть специальная статья о гарантиях защиты информации, составляющей государственную, коммерческую тайну или иную информацию ограниченного доступа. Эта статья предусматривает наказание, вплоть до уголовного, тех должностных лиц, которые допустили утрату или разглашение конфиденциальной информации.

Рекомендуем прочесть:  Регламент 185 пункт 46

Кроме того, нас отсылают к другим законам, посвященным разного рода закрытой информации. Это, в частности, Закон «О государственной тайне» и Закон «О коммерческой тайне». Кстати, последний еще в 2004 году установил, что юридические лица обязаны делиться коммерческой информацией с органами государственной власти.

И предусмотрел ответственность как за непредоставление такой информации, так и за ее разглашение.

Тем не менее эксперты полагают, что определенные угрозы остаются. Даже при обезличенности информации, поступающей в открытый доступ, можно при желании вычислить, какое именно предприятие зашифровано под тем или иным номером. Справка «РГ» В соответствии со ст.

183 УК РФ незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, наказывается (в зависимости от степени нанесенного ущерба) минимум — штрафом в размере до 120 тысяч рублей, максимум — лишением свободы от 3 до 10 лет. Экономика Бизнес Добавьте RG.RU в избранные источники News

Консультации и комментарии юристов по ст 183 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 183 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта. Задать вопрос можно по телефону или на сайте.

Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени.

Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

‹ Статья 183 УК РФ ›

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

.

Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, — наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок. . Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, — наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 183 Уголовного кодекса

1. Правовой режим коммерческой тайны определяется ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г.

N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

2. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением ряда специально оговоренных сведений (ст. 102 Налогового кодекса РФ). 3.

Банковскую тайну составляют сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов (ст.

857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г.

N 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Сама кредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения. Применительно к банкам и иным кредитным организациям следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческой организации и банковскую тайну.

4. В ч. 1 ст. 183 УК ответственность предусмотрена за собирание соответствующих сведений путем похищения документов, подкупа, угроз, а равно иным незаконным способом. Эти сведения должны иметь какую-нибудь материальную форму. Помимо документов (названных самим законом) это могут быть чертежи, промышленные образцы, изобретения и т.п.

Под иными незаконными способами понимаются незаконный доступ к компьютерной информации, незаконное прослушивание телефонных переговоров, незаконное ознакомление с корреспонденцией и т.д.

5. Собирание рассматриваемых сведений путем неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272 УК. 6. Если способом собирания сведений был подкуп должностных лиц или лиц, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, то ответственность должна наступать по ч.

1 ст. 183 и ст. 291 или ч. 1 или 2 ст. 204 УК. 7. Разглашение — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую, банковскую или налоговую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. 8. По ч. 2 ст. 183 УК ответственность наступает для лиц, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Лицом, которому эти сведения были доверены, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому эти сведения не представляются для использования, но который ознакомился с ними при выполнении своих профессиональных обязанностей. Должностные лица (прокурор, следователь, налоговый инспектор и др.), частный нотариус, частный аудитор, разгласившие или использовавшие подобные сведения, отвечают по совокупности преступлений — по ч.
Должностные лица (прокурор, следователь, налоговый инспектор и др.), частный нотариус, частный аудитор, разгласившие или использовавшие подобные сведения, отвечают по совокупности преступлений — по ч. 2 ст. 183 и по ст. 286 или 202 УК.

Комментарии и консультации юристов по ст 183 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 183 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени.

Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к Ст. 183 УК РФ

1.

Понятие коммерческой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, дается в нескольких нормативных актах, в том числе в ст. 139 ГК, ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11.07.2011) . Понятие налоговой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, содержится в .

Определение банковской тайны приведено в ст. 857 ГК и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред.

от 03.12.2012) , здесь же установлен порядок предоставления отнесенных к ней сведений. ——————————— СЗ РФ. 2004. N 32.

Ст. 3283; 2006. N 6. Ст. 636; N 52 (ч.

1). Ст. 5497; 2007. N 31. Ст.

4011; N 29. Ст. 4291. Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ.

1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст.

3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001.

N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст.

4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004.

N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45.

Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч.

1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1).

Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст.

4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10. (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44.

Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23.

Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010.

N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47.

Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48.

Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31.

Ст. 4333; РГ. 2012. N 283. 2. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, признается преступным лишь в том случае, если оно осуществляется незаконным путем, в том числе путем похищения документов и иных носителей информации, подкупа или угроз в отношении лиц, которым известна тайна или которые могут оказать содействие в ее сборе. Можно сказать и так: объективная сторона преступления состоит в совершении любых незаконных действий, если их целью является получение названной в комментируемой статье информации.

3. Собирание означает не результат действий, а собственно процесс получения информации незаконным путем.

Следовательно, посягатель, возможно, не сумеет достичь своей цели, скажем, похитит документ, получит фактическую возможность ознакомиться с ним или распорядиться им (и без ознакомления), но сделать этого: прочитать, передать другому лицу, заказавшему похищение и т.п.

— не успеет (ввиду того, что его, допустим, задержат), однако деяние будет считаться оконченным уже с момента совершения указанных действий.

Однако если похищение совершается в форме действий, соответствующих понятию разбоя (за исключением, конечно, предмета преступления, на изъятие которого направлено нападение), то деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, будет окончено уже с момента нападения, пусть фактически документ, содержащий соответствующие сведения, в обладание посягателя не поступит. 4. Подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо должностных лиц в целях получения сведений, содержащих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, следует дополнительно квалифицировать, соответственно, по ст.

или . 5. Угрожать можно причинением насилия, уничтожением имущества, распространением сведений (как соответствующих, так и не соответствующих действительности), позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. С учетом одинаковых максимальных санкций за соответствующие преступления угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в рассматриваемом случае охватывается комментируемой статьей и дополнительной квалификации по не требует, если данная угроза не высказывалась одновременно и по мотивам, предусмотренным ч. 2 ст. 119 УК. 6. Перечень иных незаконных действий, входящих в объективную сторону преступления, предусмотренного ч.

1 комментируемой статьи, весьма широк. К нему относят получение информации, сопровождающееся нарушением тайны переписки и т.д., неправомерный доступ к компьютерной информации, ознакомление с информацией, не сопровождающееся изъятием содержащей ее материальных и электронных носителей, и др.

В соответствующих случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности с иными статьями УК, в частности, ст. ст. 272, 238 УК, поскольку ст.

183 УК не защищает отношения по поводу материальных объектов, охраняемых названными нормами уголовного закона. 7. Применение при совершении преступления насилия требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности в случаях, когда этими статьями установлено более строгое наказание (судя по максимуму санкции), нежели за преступление, предусмотренное ч.

1 комментируемой статьи. Следовательно, причинение в процессе собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, легкого вреда здоровью либо побоев квалифицируется только по ч. 1 комментируемой статьи. 8. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.

1 комментируемой статьи, — прямой умысел. 9. Субъект преступления — специальный, им может быть исключительно лицо, не только отвечающее критериям, установленным в ст. 19 УК, но и не имеющее в силу своих служебных обязанностей доступа к информации и потому вынужденное незаконно добиваться этого доступа.

10. Понятие незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, содержится в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», ст.

102 НК. 11. Незаконно использовать сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, можно как лично, так и путем передачи ее другим лицам. При личном незаконном использовании такой информации лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, такое лицо может получить какую-либо выгоду (скажем, при покупке акций, о скором повышении цены которых ему известно благодаря выполняемой работе) либо употребить информацию в ином смысле, например, для компрометации работодателя, в целях причинения ущерба иным лицам и т.д. 12. Поскольку УК охраняет только законные интересы, сотрудники организации, обладающие доступом к конфиденциальным сведениям, обязаны раскрывать их и без получения согласия руководителя в случаях, если получающее эти сведения лицо имело на это право.

Например, сообщение работником банка следователю, действующему в соответствии с требованиями УПК и ст.

26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», сведений об операциях по счету юридического лица нельзя считать разглашением сведений, составляющих банковскую тайну, даже если против предоставления сведений возражало руководство банка и владелец счета. 13. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, — прямой умысел.

14. Субъект данного преступления — специальный, его признаки определены в ч. 2 ст. 183 УК. 15. Размер крупного ущерба согласно примеч.

к ст. 169 УК должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб. 16. О понятии корыстной заинтересованности см. коммент. к ст. 285. 17. К тяжким последствиям может быть отнесено банкротство организации и вызванные этим серьезные социальные последствия: голод, безработица, разрушение системы жилищно-коммунального хозяйства и пр.