Главная - Право собственности - Правовой статус турагента 2020

Правовой статус турагента 2020


Правовой статус турагента 2020

Юридический сборник 2020


Стоимость Юридического сборника — 300 руб. Заказать юридический сборник можно по адресу: Формат — А5Объем — 84 страницы Содержание сборника 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.11.1996 №132-ФЗ

«ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ред.

от 04.06.2018 N 149-ФЗ)Глава I. Общие положенияСтатья 1. Основные понятия Статья 2. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности Глава II. Государственное регулирование туристской деятельностиСтатья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности Статья 3.1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризмаСтатья 3.2.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризмаСтатья 3.2.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской ФедерацииСтатья 3.3.

Права органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризмаСтатья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельностиСтатья 4.1.

Условия осуществления туроператорской деятельностиСтатья 4.2. Единый федеральный реестр туроператоров Статья 5. Классификация гостиниц, классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей Глава III.

Права и обязанности туристаСтатья 6. Права туристаСтатья 7. Обязанности туриста Статья 8. Утратила силу. Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продуктаСтатья 9.

Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продуктаСтатья 10.

Особенности реализации туристского продуктаСтатья 10.1. Особенности реализации туристского продукта турагентомСтатья 10.2.

Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов Статья 10.3. Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристовСтатья 11.

Объединения туроператоров и турагентовСтатья 11.1. Объединение туроператоров в сфере выездного туризмаСтатья 11.2. Полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризмаСтатья 11.3.

Имущество объединения туроператоров в сфере выездного туризмаСтатья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризмаСтатья 11.5.

Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризмаСтатья 11.6. Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризмаСтатья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продленияСтатья 12.

Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продленияСтатья 12.

Объединения туристов Глава VI.

Туристские ресурсы Российской ФедерацииСтатья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации Глава VII. Безопасность туризмаСтатья 14.

Обеспечение безопасности туризмаСтатья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристовСтатья 16.

Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуацийСтатья 17.

Добровольное страхование имущественных интересов туристов Глава VII.1.

Финансовое обеспечение ответственности туроператораСтатья 17.1.

Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператораСтатья 17.2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператораСтатья 17.3. Срок действия финансового обеспечения ответственности туроператораСтатья 17.4.

Основание для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантииСтатья 17.5.

Порядок выплаты страхового возмещения по договору или договорам страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии или банковским гарантиямСтатья 17.6. Договор страхования ответственности туроператораСтатья 17.7.

Учет и отчетность Глава VIII. Международное сотрудничествоСтатья 18.

Международные договоры Российской Федерации в сфере туризмаСтатья 19.

Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами Российской Федерации Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере туристской деятельностиСтатья 19.1.

Государственный надзор в сфере туристской деятельности Глава IX.

Заключительные положенияСтатья 20.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности Статья 21.

О вступлении в силу настоящего Федерального законаСтатья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом 2.

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452, ред.

Постановления Правительства РФ от 01.09.2018 N 1043) I. Общие положенияII. Требования к организации деятельности исполнителяIII. Информация об оказываемых услугах по реализации туристского продуктаIV. Порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта V.

Порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта V. Порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта 3.

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (КОАП РФ), N 195-ФЗ ОТ 30.12.2001 Статья 14.51.

Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности Заказать Юридический сборник 2020 можно по адресу или по тел. +7 (495) 921-30-47 Приобрести литературу ЮА Персона Грата Вы можете:- в офисе нашей компании (м.

Семеновская)- заказать доставку почтой — почтовые расходы и отправка 150 руб.- на семинарах ЮА Персона Грата- на туристических выставках, в которых участвует наша компания Способы оплаты:- наличный расчет (в офисе ЮА Персона Грата)- безналичный расчет (для выставления счета необходимо выслать реквизиты вашей компании)- через Cбербанк (мы пришлем вам заполненную квитанцию)- на карту Сбербанка

Статья 14. Обеспечение безопасности туризма

Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти: информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации. Указанное опубликование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации для опубликования обязательных сообщений;устанавливает совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, общие требования к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий.В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания, о возвращении тела (останков) за счет лиц, заинтересованных в возвращении тела (останков), в случае отсутствия у туриста договора добровольного страхования (страхового полиса), о требованиях законодательства страны временного пребывания к условиям страхования в случае наличия таких требований;об условиях договора добровольного страхования, о страховщике, об организациях, осуществляющих в соответствии с договором, заключенным со страховщиком, организацию оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания и ее оплату, возвращения тела (останков), а также о порядке обращения туриста в связи с наступлением страхового случая (о месте нахождения, номерах контактных телефонов страховщика, иных организаций), если договор добровольного страхования заключается с туристом туроператором, турагентом от имени страховщика;об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;об иных особенностях путешествия.Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, в случаях и порядке, определенных в части второй настоящей статьи, обязаны соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами, являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также порядок уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.

Правовой статус турагента (Кусков А.С.)

Быстрая навигация:

Дата размещения статьи: 14.10.2012Туристский бизнес в последние десятилетия демонстрирует весьма заметные и позитивные тренды развития.

Не обошли стороной такие тенденции и Россию. Однако успешное развитие туризма в нашей стране сдерживается целым рядом факторов, одним из которых является несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности основных субъектов хозяйствования — туроператоров и турагентов.

Деятельность туроператоров регулируется законодательством достаточно эффективно, а вот турагенты пока еще находятся в правовом вакууме.Отраслевое законодательство в нашей стране начало развиваться в 1996 г. — с момента принятия Федерального закона

«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

(далее — Закон об основах).

Данный Закон многократно изменялся и дополнялся, а наиболее значимые его редакции были приняты в 2007 и 2012 гг. Отмена лицензирования турагентской деятельности и поправки 2007 г.

привели к исключению турагентов из правового поля, а редакция 2012 г. не привела к исправлению ситуации, о которой в один голос говорили и остались неуслышанными все представители туристской общественности.——————————— СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3121.Для определения правового статуса турагента сначала необходимо определить природу и сущность турагентской деятельности.

Закон об основах не дает определения турагента, но концептуально определяет турагентскую деятельность как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом). При этом продвижение турпродукта понимается как комплекс мер, направленных на реализацию турпродукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и др.); а реализация турпродукта — как деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации турпродукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.Мы же позволим себе несколько конкретизировать указанную выше норму, выделив следующие направления турагентской деятельности:- рекламное — проведение рекламы турпродукта агентами за свой счет, под свою ответственность и всеми доступными способами;- информационное — доведение турагентами достоверной информации о турпродукте и его потребительских свойствах до потребителя;- реализационное — предварительное бронирование тура и прием оплаты за предстоящий тур у клиента в момент заключения договора;- комплектующее — приобретение турагентами у туроператора и контрагентов дополнительных услуг и атрибутов комфорта;- турообразующее — возможность приобретения у различных туроператоров отдельных услуг и самостоятельного формирования турпакета.ОАО

«Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»

(ОАО «ВНИИС») и Некоммерческое партнерство «Национальный центр независимой экспертизы» в 2011 г.

разработали проект Национального стандарта Российской Федерации «Туристские услуги. Услуги турагентов. Общие требования

» , в котором турагент определяется как организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором на основании заключенного с ним договора, и (или) отдельных туристских услуг.——————————— ГОСТ Р «

Туристские услуги.

Услуги турагентов. Общие требования» (проект).

М.: Стандартинформ, 2011.Многие специалисты в области правового регулирования туристской деятельности предлагают свои определения турагента (см. табл.).ТаблицаАвторские определения понятия «турагент» Определение Автор Источник Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продвижению и реализации турпродукта, созданного туроператором, а также оказанию иных туристских услуг, не связанных с перевозкой и размещением Е.Л.

Писаревский Правовое регулирование туристской деятельности: Дис.

. канд. юрид. наук. СПб.: СПбГУ, 1999.

С. 57, 58 Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по рекламированию и реализации комплексной туристской услуги, созданной туроператором от своего имени, но за счет туроператора, либо от имени и за счет туроператора А.Е. Толстова Гражданско-правовое регулирование оказания туристских услуг в Российской Федерации: Дис.
Толстова Гражданско-правовое регулирование оказания туристских услуг в Российской Федерации: Дис.

. канд. юрид. наук. Краснодар: КубГАУ, 2004.

С. 75 Юридическое или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором, и оказанием других дополнительных услуг, не входящих в турпродукт Н.В.

Сирик Индустрия туризма: гражданско-правовое регулирование. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2011.

С. 98 Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, действующее от имени и в интересах туроператора либо от своего имени, но в интересах туроператора и осуществляющее продвижение комплекса туристских услуг, а также его предоставление туристам и (или) иным заказчикам по договору оказания туристских услуг Т.Э. Погудина Гражданско-правовая защита сторон договора оказания туристских услуг: Дис. . канд. юрид. наук. М.: РГГУ, 2009.

С. 93 Юридическое или физическое лицо, занимающееся рекламированием, доведением до потребителя и продажей разработанных туроператором турпакетов Д.С. Ушаков Прикладной туроперейтинг.

Ростов н/Д: Феникс, 2010 В связи с этим важно определить основные виды туристских услуг, предоставляемых турагентами.

Перечень таких услуг представлен в проекте ГОСТ Р «Туристские услуги.

Услуги турагентов. Общие требования»:1) реализация туристского продукта, сформированного туроператором: предоставление информации о реализуемом туристском продукте и туроператоре, его сформировавшем; принятие заказа и бронирование; заключение договора о реализации туристского продукта; страхование туристов и экскурсантов; проведение инструктажа туристов и экскурсантов, в том числе по обеспечению безопасности; предоставление туристских услуг в соответствии с заключенным договором; оценка и контроль качества исполнения услуг;2) бронирование и реализация отдельных туристских услуг: бронирование, приобретение, оформление и реализация билетов на пассажирский транспорт различных видов; бронирование мест в гостиницах и иных средствах размещения; бронирование мест отдыха с полным комплексом услуг; бронирование, приобретение и реализация билетов на развлекательные и спортивно-зрелищные и другие досуговые мероприятия различных видов; бронирование и реализация экскурсионных услуг;3) доставка туристских путевок, билетов на транспорт различных видов, а также на развлекательные, спортивно-зрелищные и досуговые мероприятия;4) прочие услуги турагента: дополнительное страхование туристов и рисков; проведение инструктажей, в том числе по вопросам безопасности; информационно-рекламные, консультационные (консалтинговые) и другие услуги по ГОСТ Р 53522 (п.

5.13 — 5.16).——————————— ГОСТ Р 53522 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения» от 15 декабря 2009 г.

N 772-ст. М.: Стандартинформ, 2010.Итак, турагент не является субъектом гражданских правоотношений со специальной правоспособностью. Он может иметь права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, нести ответственность за определенные результаты такой деятельности. Согласно статьям 23 и 49 Гражданского кодекса РФ турагент обладает общей правоспособностью, что дает ему право на осуществление как турагентской, так и любой другой деятельности за исключением запрещенных ее видов, а также тех, которые могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).Исходя из сказанного выше предлагается следующее определение: турагент — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основе заключенных договоров коммерческую деятельность по продвижению и реализации комплекса туристских услуг (комплексной туристской услуги, турпродукта), сформированного туроператором, а также деятельность по реализации дополнительных услуг, не входящих в указанный комплекс (рекламных, страховых, информационно-консультационных, паспортно-визовых и т.д.).В абзаце шестом ст.

9 Закона об основах указывается, что продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между ним и туроператором.

Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, — от своего имени. То есть в соответствующей норме закрепляются две схемы работы туроператоров с турагентами.Однако современная практика турагентской деятельности предполагает существование не двух, а пяти схем взаимодействия турагентов с туроператорами и исполнителями услуг:- работа по схеме «названный принципал» — продажа агентом турпродукта от имени и по поручению туроператора, который несет всю ответственность перед туристами за нарушение условий договора;- работа по схеме «неназванный принципал» — продажа турпродукта агентом по поручению туроператора, но от своего имени, что предполагает усиление ответственности турагента за нарушения условий договора;- работа по схеме «нераскрытый принципал» — продажа турагентом собственного турпродукта, поглощающего продукт туроператора, который при этом может даже не называться;- работа по схеме «турорганизатор» — продажа турагентом собственного турпродукта, сформированного из приобретенных у контрагентов сертифицированных услуг;- работа по схеме «турброкер» — покупка у туроператора турпродукта или туристских услуг с последующей их перепродажей другим туроператорам и турагентам (преимущественно в высокий сезон).В статьях 10 и 10.1 Закона об основах определяются особенности реализации туристского продукта туроператорами и турагентами, указывается на то, что между туристами и турагентами заключается договор о реализации туристского продукта, приводятся его существенные условия. Договор о реализации турпродукта, заключаемый между туристом и турагентом, должен помимо основной информации включать сведения: о турагенте (наименование и адрес); туроператоре, сформировавшем тур (наименование, адрес, его гарантии, членство в объединении, реестровый номер); потребительских свойствах турпродукта; возможности туриста обращаться с требованием возмещения ущерба непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.Турагент взаимодействует с туроператором на основе ряда договоров (договор поручения, договор коммерческой концессии, договор комиссии, договор агентирования).

Наиболее распространенным вариантом отношений туроператоров и турагентов является агентирование с обязательным заключением агентского договора.В соответствии с пунктом 1 ст.

1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (в этом случае договор близок к договору комиссии) либо от имени и за счет принципала (в этом случае договор близок к договору поручения).В статье 1011 ГК РФ содержится отсылочная норма, позволяющая применять к агентским соглашениям нормы, регулирующие комиссию или поручение, в зависимости от тех или иных схем работы туроператоров с турагентами.
1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (в этом случае договор близок к договору комиссии) либо от имени и за счет принципала (в этом случае договор близок к договору поручения).В статье 1011 ГК РФ содержится отсылочная норма, позволяющая применять к агентским соглашениям нормы, регулирующие комиссию или поручение, в зависимости от тех или иных схем работы туроператоров с турагентами.

Эта норма говорит о значительном сходстве агентского договора с договорами комиссии и поручения.Однако следует указать и на несколько отличий агентского договора от договоров комиссии и поручения: а) агентский договор всегда возмездный; б) агентский договор предполагает обязательную отчетность перед туроператором; в) агентский договор может носить исключительный характер; г) агентский договор дает турагенту более широкий спектр свобод деятельности, а также большую степень независимости от туроператора; д) агентский договор предполагает не только совершение сделок, но и совершение иных фактических действий и т.д.Итак, агентский договор в системе договоров, предусмотренных гражданским законодательством России, представляет собой сложное переплетение норм о договорах комиссии и поручения и регулируется этими нормами с учетом особенностей, которые вытекают из существа данного договора. По своему содержанию агентский договор в целом ближе к договору комиссии, чем к договору поручения, ибо агент, подобно комиссионеру, обычно является профессиональным предпринимателем. Поэтому данный договор всегда возмездный и не носит лично-доверительного характера даже при совершении агентом сделок от имени принципала .——————————— Сирик Н.В.

Особенности договора агентирования в туристской деятельности // Современное право. 2006. N 9. С. 12 — 17.Особого внимания заслуживает порядок формирования доходов турагентства. Заключаемый между туроператором и турагентом договор предполагает выплату последнему вознаграждения за продвижение и реализацию туров, которое в практике туристской деятельности получило название агентской комиссии, имеющей три формы: 1) определенный процент от стоимости реализуемых туров (в среднем 5 — 12%); 2) фиксированная денежная сумма, не зависящая от цены тура (обычно не менее 1500 — 2000 руб.

за проданный тур); 3) редкий и невыгодный для туроператора вариант, предполагающий агентскую наценку на отпускную цену его турпродукта.Комиссионное вознаграждение обеспечивает равенство отпускных цен на продукт как у оператора, так и у агента. Это принципиально важный момент для потребителей, так как их желание обращаться за покупкой тура непосредственно к оператору теряет всякий смысл.

Для стимулирования продаж турпродукта операторов применяется технология прогрессивной комиссии. К примеру, за продажу первых десяти путевок агент получает комиссионное вознаграждение в размере 5% за каждый реализованный тур; за продажу 20 — 25 путевок — 7 — 8%; за продажу 50 и более путевок — 10%.

Суть такого приема заключается в установлении прямой зависимости между количеством проданных туров и величиной агентской комиссии.Определим теперь еще один важный аспект деятельности турагентов — несение ответственности за неисполнение тех или иных обязательств, наложенных на них условиями договора о реализации турпродукта.Начнем с того, что для осуществления агентской деятельности (и, соответственно, несения какой-либо ответственности) физическое лицо должно обладать полной дееспособностью, в противном случае оно не сможет совершать юридические действия, связанные с предпринимательством. При совершении турагентом действий права и обязанности могут возникнуть как у турагента, так и у принципала (туроператора).

Определяющим здесь является то, от чьего имени выступает агент: если он действует от своего имени, он приобретает права и обязанности, если же он действует от имени принципала, права и обязанности возникают у принципала.Закон об основах в статье 9, определяя степень ответственности турагентов, указывает на то, что туроператор и турагент несут солидарную и индивидуальную ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.До заключения договора турагент обязан предоставить туристу всю необходимую информацию о потребительских свойствах турпродукта, включая условия пользования соответствующими услугами. Если вследствие неполноты или недостоверности полученной информации турист заключил договор о приобретении турпродукта, не обладающего нужными ему свойствами, он вправе потребовать расторжения указанного договора и возмещения причиненных убытков (п. 2 ст. 732 ГК РФ).Так, супруги Р.

обратились с иском к турагентству о расторжении договора, возмещении убытков и морального вреда, мотивируя это тем, что они заключили договор на организацию поездки в Египет. Один из супругов предъявил паспорт гражданина Израиля, предварительно убедившись в том, что он действителен для поездки в любую страну мира. В турагентство супруги об этом сообщили, и договор, несмотря на это, был заключен.

Однако посольство Египта затягивало ответ по поводу возможности въезда супругов в страну, и им предложили поехать в Таиланд, на что те согласились. Однако Р. с паспортом Израиля не смог пройти в Москве таможенный контроль, в результате чего поездка не состоялась.

Руководствуясь статьей 6 Закона об основах, где указывается, что турист имеет право на полную и достоверную информацию об условиях въезда в страну пребывания, суд удовлетворил иск (Определение Центрального районного суда г.

Красноярска от 11 мая 2006 г. по делу N 2-599/2006).Существует ряд проблем, актуализирующихся при работе турагентов по системам нераскрытого принципала или турорганизаторства. Так, агенты весьма часто дополняют турпродукт оператора своими собственными услугами, предоставляемыми как на возмездной, так и на безвозмездной основах.

При непосредственном потреблении данных услуг во время поездки возникает ряд ситуаций, приводящих к угрозе жизни и здоровью туристов. Например, турагент дарит клиенту в дополнение к туру оператора автобусную экскурсию в Стамбул.

По пути автобус с туристами попадает в аварию. Туроператор ответственности за услугу не несет, так как она не предусмотрена договором. А Закон об основах такие ситуации не регулирует, избавляя, тем самым, агентов от ответственности.Как пишет Н.В.

Сирик , на практике возникают трудности при отнесении той или иной деятельности к туроператорской или турагентской.

Любое агентство в той или иной степени занимается комплектованием услуг — страхует туристов, реализует авиабилеты, бронирует места в гостиницах. В то же время в их работе превалирует агентская деятельность по реализации готового турпродукта. Так, к туроператорам, по сути, можно отнести любое региональное агентство, приобретающее турпродукт, к примеру, у московского туроператора и добавляющее к нему услугу по перевозке туристов из своего региона в Москву.——————————— Сирик Н.В.

Субъекты договора оказания туристских услуг // Туризм: право и экономика. 2003. N 3. С. 6.Р.В. Шабров указывает на то, что «заслуживает внимания вопрос о праве турагента заключать посреднические договоры не с туроператором, а с туристом о приобретении отдельных составляющих туристского продукта.

Примером может служить ситуация, когда турагент, действуя по поручению клиента, бронирует нужную гостиницу и (или) приобретает у перевозчика проездные документы. Отношения усложняются, если турагент, например, заключает договоры, направленные на получение туристом услуг по проживанию, питанию, экскурсиям с одним туроператором, а по перевозке и трансферу с другим» .——————————— Шабров Р.В. Правовой статус турагента // Корпоративный юрист.

2009. N 1. С. 10, 11.Возникает закономерный вопрос: имеет ли право турагент на совершение таких действий, так как, согласно статье 1 Закона об основах, право на формирование турпродукта имеет только туроператор? В данном случае происходит подмена договора о реализации туристского продукта договором агентирования, согласно которому турагент, получая от исполнителей услуги, реализует туристам их комплекс за общую цену. Ответственность за любые нарушения, связанные с порядком предоставления услуг, ложится на третьи лица, т.е.

на исполнителей услуг, с которыми заключены соответствующие договоры.

Согласно пункту 2 ст. 170 ГК РФ указанные сделки можно квалифицировать как притворные, направленные на прикрытие сделок в рамках договора о реализации турпродукта.Данную позицию, однако, не следует абсолютизировать в силу того, что указанную выше проблему можно решить путем внесения соответствующих изменений в действующие отраслевые нормативные правовые акты, к примеру, в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (далее — Правила).

Допуская такие схемы работы турагентов, как турброкерство и турорганизаторство, следует, во-первых, вменить в обязанность турагентам несение ответственности за все оказываемые лично ими услуги перед туристами согласно законодательству и, во-вторых, в обязательном порядке фиксировать подобные услуги в договоре, туристской путевке, программе обслуживания и иных документах.——————————— Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 // Российская газета. 2007. N 159.Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать в данной ситуации.

Наши законодатели, давая определение турпродукта в статье 1 Закона об основах, неправомерно указывают, что турпродукт в обязательном порядке должен включать две услуги — перевозку и размещение, оказываемые за общую цену.

Однако в практике туристского обслуживания очень часто встречаются ситуации, когда турист предпочитает проблему перевозки решать самостоятельно, а все остальные услуги приобретает у турагентства. В этом случае речь о турпродукте уже вести нельзя, что, однако, не отменяет факт туристского обслуживания, оказания туристских услуг. В указанной ситуации весьма сложно оспорить законность осуществления турорганизаторской деятельности.Некоторые сложности возникают и в случае одностороннего отказа любой из сторон от исполнения условий договора, право на который дает статья 782 ГК РФ.

Так, турист вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (п.

1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» ). Исполнитель же вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (п.

2 ст. 782 ГК РФ).——————————— Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.

N 2300-1 (в ред. от 29 сентября 2011 г.) // Российская газета. 1996. N 8.Как показывает судебная практика, право на возмещение туристами фактически понесенных расходов имеют преимущественно туроператоры. Однако Правила в пункте 2 указывают нам на то, что турагент, действующий от своего имени, является исполнителем услуг по реализации турпродукта.

Отраслевой Закон в определении «реализация турпродукта» отрицает статус турагента в качестве исполнителя услуг, закрепляя этот статус только за туроператором.

Это говорит о том, что фактически понесенные расходы могут возникать у турагента только в связи с заключением договора о реализации турпродукта, а это на практике встречается крайне редко.Приведем пример. Президиум ВАС РФ оставил в силе решение суда первой инстанции, указав, что уплаченные ответчиком (турагент) штрафные санкции контрагенту — ООО «Богемия Сервис» (туроператор) не являются фактическими расходами, которые понес ответчик, а являются мерой ответственности, согласованной ответчиком и ООО «Богемия Сервис» в двустороннем договоре от 9 сентября 2009 г. Оплаченные ответчиком штрафные санкции в отношениях с истцом являются убытками, которые ответчик понес, оплатив штраф ООО «Богемия Сервис» (решение Арбитражного суда г.

Москвы по делу N А40-135169/1034-1164).Итак, турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, согласно договору, а также предоставляет информационные, консультационные и иные дополнительные услуги, не входящие в состав турпродукта. Деятельность турагента, представленная в трех формах (названный принципал, неназванный принципал, нераскрытый принципал), регламентируется действующим общим и отраслевым законодательством и осуществляется в рамках ряда договоров — договора о реализации туристского продукта с туристами, агентского договора, договоров комиссии, поручения и коммерческой концессии с туроператорами, договоров купли-продажи и оказания услуг с контрагентами.Необходимо решить следующие проблемы, связанные с ведением турагентской деятельности: а) отсутствие инструментов регулирования турагентской деятельности; б) несение ответственности турагентами только за нарушения, связанные с заключением договора о реализации турпродукта (непредоставление информации или ненадлежащее информирование туристов о потребительских свойствах турпродукта); в) несовершенство правового регулирования турорганизаторской и турброкерской деятельности агентов; г) несовершенство механизма субсидиарной и солидарной ответственности туроператоров и турагентов за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств.Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: 

Ответственность турагента

В соответствии с Законом турагент не несет ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта и исполнение договора о реализации туристского продукта. Вместе с тем турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее, прежде всего в части своевременного предоставления необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристских продуктов.

Являясь посредником между туристом и туроператором, турагент обеспечивает передачу туристу необходимых для совершения путешествия документов. В случае неисполнения турагентом своих обязательств перед туристами по вине туроператора последний обязан возместить турагенту соответствующие расходы. Например, в соответствии с Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2008 г.

N 09АП-5541/2008 по делу N А40-935/08-42-12 был удовлетворен иск о взыскании денежной суммы, так как туроператор в нарушение условий договора, заключенного между сторонами спора, привез туристам билеты в аэропорт вылета с опозданием (после вылета самолета), в связи с чем туристы вынуждены были за свой счет купить билеты на другой рейс, а турагент по возвращении туристов компенсировал им расходы по приобретению новых билетов. Принятые Правительством РФ Правила в значительной степени повторяют положения Закона. Особо следует коснуться норм раздела V Правил (

«Порядок предъявления претензий и ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта»

), поскольку они характеризуются внутренней противоречивостью и неопределенностью.

Под термином «исполнитель» вследствие низкой юридической техники в Правилах понимаются турагент, действующий от своего имени, или туроператор без каких-либо разграничений их правового статуса. В соответствии с п. 22 Правил на исполнителя возложена ответственность: за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации; за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе за нарушение требований к качеству и безопасности туристского продукта; за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора о реализации туристского продукта; за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя; за причинение вреда жизни и здоровью потребителя, а также его имуществу вследствие недостатков туристского продукта. При буквальном толковании данных положений можно сделать вывод о возложении ответственности по основаниям, указанным в п.

22, именно на исполнителя, в том числе турагента.

Данный вывод противоречил бы положениям ст. 9 Закона, возлагающим в пределах, предусмотренных данной статьей, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта третьих лиц, привлекаемых туроператором, и турагентов, действующих от его имени, на туроператора.

В то же время очевидна целесообразность установления ответственности турагента за включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя, и за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации. Учитывая все вышеизложенное, необходимо констатировать отсутствие ясного распределения ответственности субъектов туристской деятельности по конкретным основаниям ее наступления.

Следует коснуться также некоторых аспектов административной ответственности турагента. Рассматривая вопрос о привлечении виновного субъекта к административной ответственности, предусмотренной ст.

14.5 КоАП РФ, за реализацию гражданам туристского продукта без оформления туристской путевки, Роспотребнадзор отмечает, что турагенты в данном случае не могут быть субъектами ответственности по указанной статье, так как реализация туристского продукта не является для них самостоятельной услугой, оказываемой ими потребителям (п.

3 письма). Подводя итог всем рассмотренным проблемам, отметим определенные позитивные шаги, сделанные законодателем в части урегулирования отношений по формированию туристского продукта, его реализации и продвижения. Однако отсутствие четких определений, ясного распределения прав, обязанностей и ответственности субъектов туристской деятельности, продуманных механизмов защиты прав и интересов туристов являются серьезными препятствиями для развития туризма в РФ.

Третье. Турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору.

Закон с 1 января 2017 г.

устанавливает, что турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору. «Для агентов это правило может обернуться новой головной болью, — комментирует Дмитрий Морозов.

— Почему? Потому что, с одной стороны, 49-ФЗ устанавливает, что турагент действует по поручению туроператора, то есть агент выполняет действия по подбору тура, реализации тура, получению денег и передачу их туроператорской компании. А с другой стороны, установив, что турагент отвечает перед туристом за передачу денег туроператору, можно сделать вывод, что агент выполняет уже поручение туриста, а не оператора. Получается, что закон содержит в себе противоречие.

С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны — турагент является агентом туриста. То есть, какой теперь договор заключать турагенту с туроператором?

Поручения? Что логично. Туроператор заключает турагентский договор, по которому поручает турагенту реализовать турпродукт, или туроператор заключает с туристом договор реализации. Или наоборот? Если турагент несет финансовую ответственность перед туристом, тогда какой нужен договор?

Получается, что агентский договор от туриста к турагенту, по которому агент покупает продукт для туриста.

Но это же не купля-продажа. Агент как бы заключает с туроператором договор реализации турпродукта, по которому туроператор реализует его через агента для конкретного физического лица. И в этом есть нестыковка. Какое будет правоприменение данной нестыковки — пока сложно предугадать, но в моем понимании, это явная коллизия норм в одном и том же законе. Я за четкие и понятные договорные отношения в конкретном сегменте и за защиту прав потребителя.

Надеюсь, что нам до января 2017 г.

удастся обратить внимание законотворцев на данное положение и попытаться принять меры по их урегулированию.

Видео (кликните для воспроизведения).

И еще один момент, вызывающий обеспокоенность. Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов и в полном объеме, закрывая глаза на установленное разграничение ответственности, и “притягивая за уши” все остальные виды ответственности.

Чем это грозит турагентам? Например, решения не в пользу агентов при судебных разбирательствах.

Очевидно, что операторские компании владеют огромным штатом профессиональных юристов, в то время как агенты зачастую в этом плане уязвимы. Особенно независимые турфирмы. Совет здесь может быть такой — заранее озаботиться юридической поддержкой и быть готовым к тому, что подобные случаи вполне реально могут возникнуть.

Предупрежден — значит вооружен», — резюмирует эксперт.

Минэкономразвития облегчил турагентам жизнь

Юристы прокомментировали корреспонденту портала TourDom.ru о реализации туристского продукта, заключаемого между туристом, туроператором и турагентом, которые были утверждены в марте этого года, и начали действовать с 7 октября.

Как пояснил юрист Александр Байбородин, при их разработке чиновники взяли за основу предыдущий вариант договоров, но учли ряд предложений отрасли. По словам экспертов, основные изменения сделал еще Минкульт, а правки от Минэкономразвития были незначительными.

Обратный отсчет, или Как заработать больше на Санта-Клаусе? Ответы вы найдете ниже «Yohohoho!» – добрый Санта-Клаус начал раздавать подарки и объявил вместе с TUI Россия сразу несколько акций для любимых агентов, которые вели себя хорошо J! +3 % к комиссии Спешите больше заработать на турах в Финляндию!

HotLine.travel В частности, новый договор частично снимает излишнюю ответственность с турагента и убирает ненужные риски.

«Если в старой версии предметом договора предусматривалась обязанность турагента обеспечить оказание всех услуг по договору, то теперь он обязан только бронировать и оплачивать туристский продукт, а оказание услуг закреплено за туроператором.

Эта формулировка защищает турагента», – считает Байбородин. Кроме того, из раздела форс-мажор исключена норма о том, что

«ни одна из сторон не может требовать возмещения убытков»

. Это дает возможность турфирмам удерживать фактические расходы в тех случаях, когда госорганы признали наличие угрозы безопасности жизни или имуществу туристов.

Еще одно учтенное предложение – договор вступает в силу не с момента подписания, а с момента заключения. Эта формулировка позволяет заключать договор в электронной форме и вносить изменения без подписей сторон.

Специалисты уточняют, что в договоре остался ряд пунктов, которые ограничивают права турфирм, – в частности, обязанность турагента предоставлять туристу копию договора с туроператором, который может содержать коммерческую тайну. А также право туриста предъявить претензию по качеству услуг турагенту, хотя по закону все претензии к качеству турпродукта должны предъявляться туроператору. По данным Ростуризма типовые договоры , хотя прямого указания в законе на это нет.

В целом юристы рекомендуют турагентам обновить свои договоры в соответствии с приказом Минэкономразвития. Составленные без учета нововведений документы могут быть признаны не содержащими существенные условия договора, и как следствие — незаключенными.

И тогда в случае банкротства туроператора вся ответственность ляжет на агента даже при отсутствии его вины.