Главная - ЖКХ - Политический режим швейцарии

Политический режим швейцарии


Политический режим швейцарии

Какой политический режим в швейцарии


Они проводят свои заседания и принимают решения отдельно друг от друга. Решение Федерального собрания только тогда вступает в силу, если оба Совета выражают обоюдное согласие по принятию этого решения. В случае разногласий вопрос, по которому Советы не пришли к соглашению, возвращается в тот Совет, который им занимался сначала. Последний вновь обсуждает проект с учетом позиции другого Совета.

Если после всех увязок стороны все же не приходят к единому мнению, назначается согласительная конференция. Если согласительное предложение одним из Советов не принимается, то вопрос с парламентской повестки дня снимается, так как он, по всей видимости, еще не созрел для решения. Собрание избирается сроком на четыре года.

Собрание избирается сроком на четыре года.

Общие сведения

Основы швейцарской федеративной парламентской системы были заложены в 1848 году с принятием конституции. Демократия Швейцарской конфедерации не является парламентской или президентской в чистом виде, а представляет собой форму правления своего собственного образца.

Это заключается в наличии двухпалатного парламента и Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов, выбираемых парламентом.

Особенность швейцарского правительства заключается в том, что члены правительства по очереди назначаются на пост президента на срок в один год.

Благодаря сложившейся практике прямой демократии, граждане Швейцарии могут непосредственно влиять на принятие политических решений в стране. Швейцария имеет очень давние гуманитарные традиции, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.

Какая форма правления у Швейцарии

11 июля 2014 Автор КакПросто!

Официальное название Швейцарии — Швейцарская Конфедерация, которая является государством, расположенным в западной европейской части.

С северной стороны Швейцария имеет границы с германским государством, с южной — граничит с Италией, с западной — с Францией, с восточной – с княжеством Лихтенштейн и Австрийским государством. Статьи по теме:

Вопрос «Существует ли у нас процедура отзыва депутата представительного органа власти большинством голосов электората его избирательного округа?» — 1 ответ Инструкция 1 Швейцария — это государство, являющееся федеративной республикой, в которую входит двадцать округов и шесть полуокругов.

Территория республики имеет два анклава, которые являются собственностью Германии и итальянского государства. До 1848 года Швейцария считалась конфедерацией. Все округи по отдельности действуют по собственной конституции и созданными законами, однако их права ограничиваются одной общегосударственной конституцией.
Все округи по отдельности действуют по собственной конституции и созданными законами, однако их права ограничиваются одной общегосударственной конституцией. 2 Законодательная власть представляет собой собрание федерализации двухпалатного типа, в состав которого входит Национальный совет и Совет округов, причем в вопросе законодательства две эти палаты носят равноправный характер.

Национальный совет, в состав которого входит двести депутатов, избирает население на четырехлетний срок.

Что же касается Совета кантонов, то он состоит из 46 депутатов, которые также избираются населением, однако в соответствии с мажоритарной системой в большинстве округов по два человека на четырехлетний срок.

3 Органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из семи советников федерализации, где каждый из них представляет собой главу одного из министерств.

Два советника из этого количества исполняют президентские права конфедерации и, соответственно, права вице-президента. В Федеральном совете имеется и должность канцлера, который руководит его аппаратом и наделен правом совещательного голоса. 4 Канцлера и членов Федерального совета избирают на общем заседании двухпарламентской палаты на четырехлетний срок.
4 Канцлера и членов Федерального совета избирают на общем заседании двухпарламентской палаты на четырехлетний срок.

Ежегодно парламентом из числа членов Совета назначается глава и Вице-президент без передачи правовых полномочий на следующий период. 5 Все законопроекты, которые принимаются парламентом, могут утверждаться или отвергаться референдумом на основе всенародного собрания, для проведения которого нужно собрать 50000 подписей в срок до трех месяцев. Изменения в Конституцию могут быть внесены только с разрешения референдума, который собирается всенародно.

Избирательным правом наделяются все граждане государства, которым исполнилось 18 лет.

Видео по теме Обратите внимание Официально на территории Швейцарии говорят на нескольких языках.

Здесь можно встретить граждан, разговаривающих на немецком языке или на итальянском, а также французском и даже ретороманском языке.

Причем последний считается деловым языком, который применяется только в случаях общения с гражданами-носителями этого языка. С 2002 года Швейцарское государство стало одним из членов ООН.

Совет полезен? Да Нет Статьи по теме:

Политико-государственное устройство Швейцарии

Швейцария является федеративной республикой, в государстве действует Конституция, которая была принята 29 мая 1874 года. В состав Швейцарии вошли 26 кантонов: Ааргау; АппенцеллИннер — Роде; Базель — Штадт; Берн; Женева; Гларус; Граубунден; Невшатель; Обвальден; Шаффхаузен; Золотурн; Тичино; Валлис; Вауд; Цюрих и др.Наиболее крупными городами (считая по численности населения) являются: Цюрих — 337,9 тыс., Женева — 175 тыс., Базель – 166 тыс., Лозанна — 114,9 тыс. Высшая судебная власть реализуется Федеральным Верховным судом.

Его члены избираются Федеральной ассамблеей сроком на 6 лет. Замечание 1 Особенности функционирования законодательной и исполнительной власти состоят в ежегодной автоматической ротации глав государства и правительства.

Швейцария — единственная европейская страна, в которой реализуется принцип «системы соответствий» общественных политических движений.

Это помогает представителям «большой четвёрки» политических партий, входящих в Федеральный совет, возглавить на определенное время государство, и тем самым провести собственную политику. Но для того, чтобы получить успех в осуществлении собственной концепции, общественные политические партии, которые временно находятся во главе государства, вынуждены опираться на принципы извечного компромисса. У них существует необходимость достижения согласия с иными членами Федерального совета, которые в свой срок также временно будут возглавлять государство.

Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям «Система соответствия», вовлекающая разнообразные партии в процесс формирования общенациональных целей стратегического характера, может предотвращать таким образом внезапные перемены концепций касательно развития общества и государства. Более того, она способная амортизировать напряжённости и конфликты, которые обязательно будут образовываться в государстве с разными национальными менталитетами и разнообразными религиями.

Этот процесс обычно развивается медленно и сложно, но именно он считается одним из главных факторов, которые обеспечивают равновесную, политическую идентичность и стабильность в государстве.Следующей особенностью необходимо считать функционирование принципа своеобразной швейцарской культуры политики в образе демократии прямого типа.

Данная система дает возможность любому гражданину непосредственным образом включаться в разрешение проблем государства на федеративном и кантональном уровнях. Для произведения общенародного референдума следует получить не менее 50 тысяч подписей для того, чтобы вынести решения по разрабатываемому законодательному положению и 100 тысяч — для изменения действующих правовых норм.

При произведении общенародных референдумов важным является обеспечение множества не только населения, но и кантонов. На образование базовых принципов жизнедеятельности швейцарского общества огромное влияние оказали так же лидирующиеассоциации деловых кругов. При том особенно отделяется Швейцарский союз торговцев и промышленников, возникший в 1870 году, который постоянно ориентировал главные направленности стратегического хозяйствующего роста государства.

При том особенно отделяется Швейцарский союз торговцев и промышленников, возникший в 1870 году, который постоянно ориентировал главные направленности стратегического хозяйствующего роста государства.

Ставка сделана на подъем доли наукоёмкой и капиталоемкой продукции в национальном производстве. Не менее важное влияние на образование общества оказывает Ассоциация швейцарских банкиров. Она предпринимает громадные усилия для поддержки уровня престижа данного сектора в экономике мира.

Особенно значимым является при том показывать несостоятельность мифа огномах Цюриха, которые в глубинах своих подземелий обеспечивают «надёжную гавань» для не самых добросовестных вкладчиков.

Категории поздних переселенцев (параграфы)

Как уже отмечалось, после одобрения переселенцам присваиваются параграфы. Что они означают?

  • 5-й параграф (как уже упоминалось) присваивается лицам, имевшим статусные должности в СССР (или родственников, занимавших такие посты). Тесная связь с тоталитарной системой Советского Союза может стать препятствием к переезду в ФРГ.
  • Основной, 4-й параграф может получить только заявитель. Он дает право на получение гражданства (после прохождения всех бюрократических процедур во Фридланде и в новом городе проживания), посещение интеграционных курсов, получение социальных выплат, сохранение стажа. План лагеря Фридланд
  • Получившие 7-й параграф также могут получить немецкий паспорт. На эту категорию могут претендовать муж/жена заявителя (при нахождении в браке более 3 лет), а также дети. Условие для въезда в Германию — сохранение родственных связей и регистрация совместно с поздним переселенцем. Им будет позволено посещать интеграционные курсы. Но трудовой стаж будет отсчитываться с нуля. Доказавшие свое родство должны подтвердить знание языка на уровне А1. Если продолжительность брака составляет менее 3 лет (не общая, а непосредственно перед переселением), супруг(а) получает ВНЖ, периодически продлевающийся. Получить гражданство можно лишь через 3 года. При разводе в течение этого времени супруги теряют право проживать в Германии. Фридланд, здание №16
  • К родственникам, проходящим по 8-му параграфу и получающим статус иностранцев, относятся родители, братья и сестры, не достигшие совершеннолетнего возраста, супруги детей. Разрешение на въезд таких лиц выдается ведомством по делам иностранцев. Сдача экзамена на знание языка этой категории не требуется. Гражданство они могут получить после нескольких лет жизни в стране.

Такой вариант получения разрешения на переезд в Германию может потребоваться и супругам переселенцев, которые не могут подтвердить знание языка. Статус позднего переселенца Категория переселенца очень важна для жизни в ФРГ, от этого зависят его права и обязанности.

Ее есть возможность изменить, только находясь по прежнему месту жительства, на немецкой территории этого сделать не получится.

Поэтому необходимо хорошо все обдумать, внимательно проштудировать информацию и постараться получить более выгодную категорию. Важно! Взрослые дети могут не вписываться в Антраг, а проходить процедуру признания поздним переселенцем самостоятельно.

На это потребуется лишнее время, но приезд по 4 параграфу значительно облегчает жизнь в этой стране. Aufnahmebescheid Узнать о присвоенной членам семьи категории можно лишь, получив Aufnahmebescheid.

Государственное устройство

Официально Швейцария является конфедерацией (что означает союз нескольких независимых государств), но по сути представляет собой федеративную республику, объединяющую несколько суверенных кантонов под единой властью и с единым федеральным центром.

Такое расхождение возникло по причине исторического названия страны на латинском языке – Confoederatio Helvetica, соответствующего государственному устройству до 1848 года. В 1848 году была объявлена новая конституция Швейцарии, согласно которой несколько отдельных кантонов объединились в прочное союзное государство с единым политическим строем.

С этого момента начинается современная история Швейцарии как страны с полным порядком в политической системе.

Новая конституция также заложила основы федеративной парламентской системы, которые действуют до сих пор.

Швейцарию нельзя назвать настоящей парламентской или президентской республикой, так как в стране действуют уникальные правила в государственном устройстве. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту – Союзному собранию, которое делится на Национальный Совет и Совет кантонов, полностью равноправных. Национальный совет состоит из 200 депутатов, выбираемых на 4 года путем всеобщего голосования.

Совет кантонов составляют по 2 представителя из каждого кантона и по одному из полукантонов.

Рекомендуем прочесть:  Как узнать роддома по прописке

Любые принимаемые законы должны быть одобрены депутатами обеих палат, чтобы минимизировать риск принятия законов, не соответствующих интересам жителей страны.

Кроме того, в течение 10 дней после принятия парламентом какого-либо закона проводится всенародный референдум, на котором нужно набрать как минимум 50 тысяч подписей для утверждения. Таким образом осуществляется политика прямой демократии в Швейцарии.

Изменения в Конституции утверждаются только путем всенародного обязательного референдума. Депутаты Парламента назначают 7 членов Федерального Совета, который представляет собой правительство, обладающее исполнительной властью. Каждый год один из этих 7 представителей назначается на пост президента, таким образом, глава государства меняется ежегодно.

Остальные члены Федерального Совета возглавляют департаменты или министерства, один из них также назначается вице-президентом. Состав Федерального Совета подбирается таким образом, чтобы в нем были представители всех основных политических партий и географических районов страны.

Все правительственные органы расположены в столице страны, городе Берне. Швейцарский федеральный суд, которому принадлежит высшая судебная власть, находится в Лозанне. Несмотря на то, что этот орган по сути является верховным судом государства, он не может объявлять федеральные законы неконституционными.

В составе Швейцарии находятся 26 кантонов и полукантонов, каждый из которых имеет свои органы власти и свою конституцию, ограниченную основной швейцарской конституцией. Федеральные власти решают вопросы войны, внешней политики, армии, ведения федерального бюджета, железных дорог. Исполнительная власть в кантонах принадлежит правительственному совету, состоящему из нескольких членов – от 5 до 11 человек, с президентом во главе.

В небольших кантонах правительство работает на общественных началах.

Далее:

5.2 Форма правления

Форма правления выступает внешним проявлением содержания государства, определяя порядок образования, структуру и правовой режим высших органов власти, то есть это система их формирования. Швейцария является республикой.

Республика – форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства.

На современном этапе республиканское правление выступает в качестве преобладающего способа организации государственной власти для большинства народов мира.Швейцария — парламентарная республика, которая строится по принципу верховенства парламента как высшего представительного органа государства, избираемого населением. Правительство в республике такого типа несёт ответственность перед парламентом и формируется парламентским путём из числа представителей партии, победившей на выборах, или же на коалиционной основе. В этом случае оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой большинства депутатов.

Ключевой политической фигурой в парламентарной республике становится руководитель правительства – премьер-министр или канцлер.

Полномочия президента как номинального главы государства, избираемого парламентом, коллегией выборщиков либо непосредственным голосованием граждан, в основном сводятся к представительским, церемониальным функциям, напоминающим функции короля в парламентарной монархии. Любые важные политические действия президента, включая роспуск парламента и назначение досрочных выборов, могут быть осуществлены только с согласия правительства.

Территориально-государственное устройство

Приток иностранцев — явление, регулируемое правительством.

Строгость иммиграционных законов делает страну не привлекательной для иммигрантов, поэтому притока населения от иммиграции не наблюдается с 1980 года.

Собственно, знаменитые швейцарские Альпы являются огромной достопримечательностью.

Если же рассматривать различные альпийские курорты более углубленно, то нельзя не отметить гору Юнгфрау с самой высокой в мире железнодорожной станцией, гора Пилатус (2120 метров), знаменитый неповторимый Монблан, силуэт которого так или иначе встречается на множестве гербов и логотипов швейцарских фирм. Уникально Женевское озеро. Поскольку оно расположено в своеобразном горном котле, его окрестности отличаются уникальным климатом: здесь на 10-15 градусов теплее, чем даже на плоскогорье. Главой государства является Президент, избираемый на ротационной основе из числа депутатов Федерального совета.

Высший орган государственной власти Швейцарии — Союзное собрание.

В свою очередь, Союзное собрание делится на две палаты: Национальный совет и Совет кантонов.

Полномочия этих двух палат равны, а принимаемые законы поочередно проходят одобрения обеих палат.

Таким образом, риск принятия законов, не отвечающих интересам большинства граждан, сводится к минимуму.

Национальный совет насчитывает 200 депутатов, которые выбираются один раз в 4 года на всеобщих выборах.

Сегодня в состав Швейцарской федерации входят 26 субъектов: 20 кантонов и 6 полукантонов. Каждый субъект конфедерации имеет собственную конституцию и собственный свод законов, однако федеральные законы имеют преимущество над местными. Источник: http://civilist-audit.ru/forma-ustrojstva-shvejtsarii/

Авторское право

Все права защищены.

Контент веб-сайта swissinfo.ch защищен авторским правом. Он предназначен исключительно для личного использования. Для использования контента веб-сайта не по назначению, в частности, распространения, внесения изменений и дополнений, передачи, хранения и копирования контента необходимо получить предварительное письменное согласие swissinfo.ch.Если вы заинтересованы в таком использовании контента веб-сайта, свяжитесь с нами по электронной почте При использовании контента для личных целей разрешается использовать гиперссылку на конкретный контент и размещать ее на собственном веб-сайте или веб-сайте третьей стороны.

Контент веб-сайта swissinfo.ch может размещаться в оригинальном виде в без рекламных информационных средах. Для скачивания программного обеспечения, папок, данных и их контента, предоставленных swissinfo.ch, пользователь получает базовую неэксклюзивную лицензию без права передачи, т.е.

на однократное скачивание с веб-сайта swissinfo.ch и сохранение на личном устройстве вышеназванных сведений. Все другие права являются собственностью swissinfo.ch. Запрещается, в частности, продажа и коммерческое использование этих данных. Швейцарская политическая система 07.12.2015 — 14:33 Швейцария является федеративной республикой.

Швейцарская политическая система 07.12.2015 — 14:33 Швейцария является федеративной республикой.

Каждый кантон и полукантон имеет конституцию, парламент и правительство. Не следует думать, что Швейцария – Конфедерация, хотя именно это понятие входит в принятое в русской традиции официальное название страны.

В чем тут дело? Дело в том, что немецкое самоназвание Швейцарской Конфедерации – «Schweizerische Eidgenossenschaft» (в дословном переводе – «Швейцарское Клятвенное Содружество») не нашло адекватного аналога во французском, итальянском и ретороманском, а так же в русском, языках. Поэтому с течением времени в качестве альтернативы укрепилось латинское понятие «Confoederatio», в буквальном переводе — «союз», которое, упрощенно говоря, в 18-м веке обозначало как раз то, что сейчас называется именно словом «федерация». Швейцария не всегда была национальным государством в современном смысле, представляя собой свободный союз автономных кантонов, объединившихся лишь в 1848 году.

Принятая в том же году Конституция превратила страну в единое федеративное государство. Центральная власть развита относительно слабо (что не означает, что центральная власть неэффективна).

Большое количество политических полномочий отдано кантонам. Прерогативой федерального центра являются только некоторые сферы, такие, как внешняя политика. Официальную информацию по теме можно скачать на сайте аппарата правительства Швейцарии — Федеральной канцелярии.

Правительство Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет (правительство), в состав которого входят семь федеральных советников (министров), раз в четыре года избираемых Федеральным собранием (двумя палатами парламента на совместном заседании). Согласно Конституции, все семь федеральных советников равны в правах и принимают решения строго на коллегиальной основе.

Каждый из них руководит одним из семи федеральных Департаментов (министерств) и в ходе официальных визитов за рубеж представляет Федеральный совет и Швейцарию в целом.

Президент Конфедерации председательствует на заседаниях Федерального совета. Он избирается парламентом из числа членов Федерального совета сроком на один год на основе принципа ротации и выполняет, являясь «первым среди равных», в основном представительские функции. Федеральный совет формируется в настоящее время (по состоянию на конец 2012 года) пятью основными партиями.

От членов кабинета требуется быть выше своих партий и работать, опираясь исключительно на интересы всей страны и общества.

Официальный путеводитель по федеральному правительству можно найти на сайте швейцарского Федерального Совета. Парламент Парламент состоит из двух палат – Национального совета, представляющего швейцарский народ, и Совета кантонов, представляющего кантоны. Называть палаты «верхняя» и «нижняя» — неверно.

Правильно — «большая» и «малая «палаты. 200 депутатов Национального совета (большая палата) избираются от кантонов прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на четыре года, при этом кантоны выступают в качестве избирательных округов. Совет кантонов (малая палата) состоит из 46 депутатов: по два от каждого кантона и по одному от каждого из полукантонов.

Понятие «полукантон» — это, скорее, дань истории, воспоминание о том, что когда-то полукантон был частью более крупного образования. С конституционно-правовой точки зрения, полукантон является полноценным субъектом федерации, обладающим всей полнотой прав и обязанностей. Депутаты в Совет кантонов (от полукантонов Базель-городской, Базель-сельский, Нидвальден, Обвальден, Аппенцель-внешний и Аппенцель-внутренний — по одному депутату, от остальных — по два) — избираются народом кантонов на основе мажоритарной системы (кроме кантона Юра).

Национальный совет и Совет кантонов утверждают федеральные законы и контролируют работу правительства – Федерального совета.

Можно сказать, что политическая система Швейцарии на федеральном уровне построена с определенным «перекосом» в сторону парламента (законодательной власти). Система двух равноправных палат обеспечивает при этом равенство политического влияния и не дает «большим» кантонам возможности «задавливать» своим весом малые кантоны. Официальную информацию можно найти на сайте швейцарского парламента.

Законотворческая деятельность Законотворчество в Швейцарии может длиться десятилетиями.

Например, Федеральное постановление о необходимости введения оплачиваемого отпуска по материнству (на немецком языке — Mutterschaftversicherung) было принято в 1945 г., но соответствующий Закон вступил в силу только в 2005 г., через 60 лет. Каковы основные этапы, которые проходит закон?

Фаза 1. Инициатива. Может исходить от отдельных избирателей или групп интересов, от одного парламентария или группы депутатов и, наконец, — это случается чаще всего – со стороны правительства.

Фаза 2. Проектная фаза. Чаще всего тем или иным министерством разрабатывается предварительный проект. Создается комиссия экспертов, которая участвует в его разработке.

Фаза 3. Межведомственное согласование и общественное обсуждение (Vernehmlassung). Проект закона представляется кантонам, партиям, лоббистским группам и группам интересов, общественным объединениям для того, чтобы они могли высказать свое мнение. Как раз эта фаза может затянуться на долгие годы.

Фаза 4. Послание правительства. Переработанный на основе результатов предыдущего этапа законопроект отправляется в правительство, которое затем представляет закон в форме Послания на рассмотрение палат парламента.

В Послании правительство обосновывает свои мотивы, приведшие к появлению закона, и формулирует свою рекомендацию. Фаза 5. Парламентские комиссии.

Обе палаты парламента назначают на тему закона по одной парламентской комиссии, в каждую из которых входят представители всех основных заинтересованных партий. Как правило, тему закона удается представить на рассмотрение одной из 12-ти постоянных парламентских комиссий.

Фаза 6. Каждая из палат дискутирует на тему того, следует ли вообще приниматься за рассмотрение этого законопроекта. В случае негативного решения законопроект отправляется либо обратно в правительство на переработку, либо принимается решение вообще отказаться от данного проекта. Фаза 7. Консультации в палатах.

При положительном решении, принятом в рамках предыдущей фазы, одна из палат начинает рассматривать закон в деталях. Какая из палат первой начинает работу выясняется случайным жребием. Обе палаты никогда не рассматривают один и тот же законопроект в рамках одной и той же парламентской сессии.

В случае если палатам не удается прийти к единому мнению, начинается процедура устранения разногласий.

Если найти компромисс все-таки не удается, то тогда созывается согласительная конференция. Фаза 8. Вступление в силу. Прежде, чем закон вступает в силу, начинается отсчет ста дней, в ходе которых может быть назначен референдум по закону.

Инициировать референдум могут минимум 50 тыс. человек, собрав свои подписи. Если сто дней проходят, а референдум не назначается, то тогда закон автоматически вступает в силу.

Фаза 9. Референдум. Если же необходимые 50 тыс. подписей удается собрать, то назначается референдум.

В этом случае закон принимается тогда, когда за него проголосовало большинство из принявших участие в референдуме избирателей.

Прямая демократия Швейцария предоставляет своим гражданам возможность непосредственно участвовать в процессе принятия политических решений. Хотя прямая демократия не является только особенностью Швейцарии, здесь она, вероятно, более развита, чем в какой-либо иной стране. Швейцарские граждане могут либо сами предложить законопроект, либо отклонить уже одобренный парламентом закон.

Любой гражданин, группа граждан, любая партия и т.д. имеют право путём законодательной Инициативы предложить новый законопроект. Если такой группой собрано по меньшей мере 100 тыс.

подписей в поддержку этого предложения, он будет (хотя отнюдь не сразу, порой через несколько лет) вынесен на всенародное голосование.

Референдум является всенародным голосованием, проводимым, кроме того, с целью поддержки или отклонения уже одобренного парламентом законодательного акта.

Это – вторая форма современной прямой демократии в Швейцарии, наряду с инициативой. Если группе, выступающей против нового закона, удастся собрать не менее 50 тыс.

подписей в течение ста дней со дня официального опубликования принятого закона, он выносится на всенародное голосование. Иногда одна угроза провести референдум может привести к отзыву закона или к его переработке. Референдум всегда висит над швейцарским законодателем как «дамоклов меч», что заставляет его работать особенно тщательно (пусть и относительно медленно).

Некоторые законодательные акты (изменения в Конституции, международные договоры) должны выноситься на референдум в обязательном порядке (таким был договор о присоединении Швейцарии к Шенгенскому соглашению, референдум по которому прошел в 2005 г.). Количество голосующих по инициативам или на референдумах составляет, как правило, квоту, которая редко превышает 40 % от общего числа избирателей. Это не очень высокий уровень.

Большинство избирателей голосуют по почте. Два из 26-ти кантонов страны – Аппенцель-Внутренний и Гларус — по-прежнему проводят ежегодные собрания всех избирателей под открытым небом («Ландсгемайнде») для решения различных вопросов методом поднятия руки. Это – древняя форма прямой демократии.

В последние столетия акцент в Швейцарии все сильнее сдвигался от древних форм прямой демократии к современным.

Здесь можно найти более подробное объяснение того, как работает прямая демократия в контексте политической системы Швейцарии. Кроме того, портал swissinfo.ch запустил проект «Прямая демократия», в рамках которого публикуются тексты и интервью, так или иначе связанные с этой темой.

Государственное устройство и политическая система Швейцарии

Швейцария — федеративная республика, в стране действует Конституция, принятая 29 мая 1874.

В состав входит 26 кантонов (Ааргау, Аппенцелл Ауссер — Роден, Аппенцелл Иннер — Роден, — Ландшафт, Базель — Штадт, Берн, Фрибург, , Гларус, Граубунден, Юра, Люцерн, Невшатель, Нидвальден, Обвальден, Санкт Галлен, Шаффхаузен, Швиц, Золотурн, Торгау, Тичино, Ури, Валлис, Вауд, Цуг, ).

Наиболее крупные города (тыс. чел.): Берн, Цюрих (337,9), Женева (175), Базель (166), Лозанна (114,9). Принципы государственного управления страной отличаются некоторыми особенностями.

Глава государства и правительства (т.е.

Федерального совета) — президент.

С января 2003 эту должность занимает П.Кушепин (P.Couchepin), вице-президентом является Р.Метцлер (R.Metzler). Они выбираются Федеральной ассамблеей на 1 год из членов Федерального совета (в его состав входит 7 человек), который также формируется ею, но на 4 года.

В Федеральный совет входят представители четырёх партий, набравших наибольшее число голосов избирателей на выборах в Федеральную ассамблею (по два представителя от первой тройки партий и один — от замыкающей четвёртой).

Двухпалатная Федеральная ассамблея состоит из Государственного совета (т.е. Совета кантонов, 46 членов, избираемых на 4 года) и Национального совета (200 депутатов избираются в результате прямого народного голосования на основе пропорционального представительства на 4 года). Последние выборы в Государственный совет состоялись в 1999 (в разные месяцы в каждом кантоне), в Национальный совет — 24 октября 1999.

Наибольшее число голосов избирателей на последних выборах в Национальный совет было отдано: Швейцарской народной партии (SVP) — 22,6%, Социал-демократической партии (SPS) — 22,5%, Радикальной свободно-демократической партии (FDP) — 19,9% и Христианско-демократической народной партии (CVP) — 15,8%.

На их долю приходится 80,8% всех голосов избирателей («большая четвёрка» получила все места в Государственном совете).

Высшая судебная власть осуществляется Федеральным Верховным судом. Его члены выбираются Федеральной ассамблеей (на 6 лет). Особенности функционирования исполнительной и законодательной власти проявляются прежде всего в ежегодной автоматической ротации глав государства (и правительства).

Швейцария является единственной европейской страной, в которой действует принцип «системы соответствия» общественно-политических движений.

Это позволяет представителям «большой четвёрки» политических партий, входящих в Федеральный совет, возглавлять на вполне определённый период государство и проводить свою политику. Но, чтобы добиться успеха в реализации своей концепции, общественно-политические партии, временно находящиеся во главе государства, должны опираться на принципы постоянного компромисса.

Им необходимо достигать согласия с другими членами Федерального совета, которые неизбежно также будут временно возглавлять государство.

«Система соответствия», которая вовлекает различные партии в процесс формирования общенациональных стратегических целей, предотвращает таким образом неожиданные смены концепций в общественном развитии страны, она способна амортизировать конфликты и напряжённости, которые неизбежно должны возникать в стране со многими национальными менталитетами и различными религиями.

Этот процесс обычно развивается сложно и медленно, но именно он считается одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивую, политическую стабильность и идентичность в стране. Второй особенностью можно считать функционирование принципа своеобразной швейцарской политической культуры в форме прямой демократии.

Эта система позволяет каждому гражданину непосредственно включиться в решение государственных проблем на кантональном и федеративном уровнях. Для проведения народного референдума необходимо собрать не менее 50 тыс.

подписей для вынесения решения по разрабатываемому законоположению и 100 тыс. — для внесения изменений в действующие правовые нормы. При проведении всенародных референдумов необходимо обеспечение большинства не только населения, но и кантонов.

На формирование основных принципов функционирования общества серьёзное влияние оказывают и ведущие ассоциации деловых кругов. При этом особо выделяется Швейцарский союз промышленников и торговцев (он возник в 1870), который постоянно ориентирует основные направления стратегического хозяйственного роста страны. Ставка делается на увеличение доли капиталоёмкой и наукоёмкой продукции в национальном производстве.

Не менее существенное влияние на формирование общества оказывает Ассоциация швейцарских банкиров.

Она предпринимает огромные усилия для поддержания престижного уровня этого сектора в .

Особенно важно при этом показать несостоятельность международного мифа о т.

н. гномах Цюриха, которые в глубине своих подземелий обеспечивают «надёжную гавань» для не совсем добросовестных вкладчиков.

Основная стратегическая цель внутренней политики — обеспечение устойчивости общественно-экономического развития, стабильности политической системы и идентичности населения страны. Важность этой проблемы определяется тем, что в рамках Швейцарской конфедерации отсутствуют единый общий язык и национальная культура.

В Швейцарии объединены три ведущие евроконтинентальные этнические группы, к каждой из которых примыкают соседние крупные страны с родственным менталитетом. Поэтому основная ставка в решении внутренних проблем делается на соблюдение равных прав меньшинств. Важнейшим механизмом консолидации швейцарского общества считается активное использование на всех уровнях постулатов «системы соответствия».

Амортизирующая способность этого принципа государственного управления была достаточно отчётливо продемонстрирована во время интеграции в правительствующую коалицию (в рамках Федерального совета) радикально-националистической партии известного швейцарского мультимиллионера К.Блохера. Используя популистские националистические лозунги (около 19% всего населения страны составляют иностранцы — самый высокий европейский показатель), эта партия получила на последних выборах почти 1/5 всех голосов избирателей.

Однако выход на самый высокий уровень государственного управления представителей национал-радикалов не привёл к разрушению непоколебимой стабильности общественно-политической системы страны. Во внешней политике наиболее радикальные сдвиги произошли в марте 2002 — Швейцария стала членом ООН. Длительные годы Республика исходя из принципов «постоянного нейтралитета» избегала членства не только в НАТО, ЕС, но и даже в ООН.

Правда, она состояла в некоторых специализированных агентствах этой организации, нередко придерживалась вводимых ею экономических санкций. Предпринятая в 1986 попытка страны вступить в ООН была заблокирована на всенародном референдуме, 75% швейцарских граждан высказались против.

Но в марте 2002 уже более половины проголосовало позитивно, и Швейцария стала 190-м членом ООН. Основная причина столь решительного изменения принципов внешней политики связана с экономическими факторами. У ведущих промышленно-финансовых корпораций объём производимой продукции (и услуг) за границей уже существенно превосходит национальные показатели.

В этих условиях сохранение «традиционной альпийской замкнутости» стало угрожать швейцарской конкурентоспособности на мировых рынках. Сложнее складывается ситуация со вступлением страны в ЕС, на который приходится подавляющий объём внешнеэкономического оборота.

Но, по оценке швейцарских аналитиков, это вопрос скорее политический, чем экономический. Полагают, что около 90% всех хозяйственных проблем, возникающих от невхождения в ЕС, уже нашло своё разрешение в результате двустороннего соглашения (Швейцария — ЕС) в рамках Европейского экономического пространства. Речь идёт прежде всего об установлении принципа свободы перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и патентов (лицензий).

Серьёзные возражения по поводу возможного вступления страны в ЕС связывают с необходимостью приспосабливать существующую швейцарскую общественно-политическую систему к европейским нормам.

Постепенное устранение основных достаточно специфичных постулатов государственного управления страной (автоматическая ежегодная ротация глав государства, «прямая демократия» через проведение всенародных референдумов и пр.) может нанести ущерб идентичности швейцарского населения, традиционной общественно-политической стабильности. Последние опросы (2002) показали, что только 1/3 населения выступает за присоединение к ЕС, 1/3 — категорически против и, наконец, остальные считают, что «головой» они одобряют этот процесс, а вот «сердце» выступает решительно против вступления в эту организацию.

Вооружённые силы страны считаются крупнейшими в Европе. Швейцарская регулярная армия насчитывает около 360 тыс. чел. (а в условиях мобилизации может быть в течение 48 ч увеличена до 500 тыс.

чел.). В её состав входят Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, пограничная охрана и фортификационные подразделения (персонал горных бункеров).

Ежегодный призыв в армию 42,6 тыс. чел. (2002). Военные расходы 2,5 млрд долл., что составляет 1% ВВП.

Резервный состав армии формируется на основе «милиционной системы», в соответствии с которой часть мужского населения (в возрасте 20—24 лет) регулярно призывается в качестве рекрутов на военную службу (18 недель). Вторую группу составляют резервисты, которые могут быть призваны в условиях полной мобилизации.

Все военнообязанные получают на хранение дома обмундирование, оружие, необходимую амуницию и даже велосипед, чтобы самостоятельно прибыть в пункт назначения в полной боевой готовности. Столь масштабная милитаризация общественной жизни Альпийской Республики опирается на вполне определённые исторические традиции.

Многовековая борьба за независимость, длительный период участия швейцарских «наёмных солдат» в качестве наиболее профессионально подготовленных кадров многих европейских армий и пр. — всё это способствовало внедрению в общественное сознание важности военной службы для обеспечения безопасности и благополучия конфедерации.

Кроме того, армия является своеобразным символом «швейцарской идентичности» жителей этой страны. И всё же в кон. 2002 началась крупномасштабная военная реформа, согласно которой к кон.

2004 регулярная армия должна быть сокращена втрое (до 120 тыс. чел.). Соответственно произойдёт уменьшение количества рекрутов (до 20 тыс.

чел.) и резервистов (до 80 тыс.

чел.). Но при этом предполагается, что военные расходы не сократятся.