Главная - Пенсия - Обязательные работы замена на лишение свободы

Обязательные работы замена на лишение свободы


Похожие материалы


В п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г.

№ 1

«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»

разъяснено, что «судам следует соблюдать правила индивидуализации наказания, имея в виду, что лишение свободы не назначается тем несовершеннолетним, которые впервые совершили преступление небольшой или средней тяжести в возрасте до 16 лет, а также остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые (часть 6 статьи 88 УК РФ).» Впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести следует считать лицо, совершившее одно или несколько преступлений, ни за одно из которых оно ранее не было осуждено, либо лицо, предыдущий приговор в отношении которого не вступил в законную силу, или судимости за ранее совершенные преступления сняты или погашены в установленном законом порядке.

В правоприменительной деятельности возникает вопрос о том, можно ли несовершеннолетнему лицу, осуждённому, например, к обязательным работам за совершение преступления небольшой тяжести, совершившему его впервые, злостно уклоняющемуся от отбывания исправительных работ, заменить неотбытое наказание лишением свободы.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2011 г.

№ 1

«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»

в случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, исправительных работ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Так например 24 января 2011 года Клинцовский городской суд Брянской области рассмотрел представление ФБУ «Межрайонная Уголовно-исполнительная инспекция №» УФСИН России о замене наказания в виде обязательных работ на лишение свободы Володченко А.Н., осужденному Клинцовским горсудом по ст.158 ч.2 п. «а,в» УК РФ, с применением ч.3 ст.88 УК РФ, к обязательным работам сроком на 120(сто двадцать) часов. В ходе судебного заседания было установлено согласно справки, предоставленной УИИ на Володченко А.Н.

отбыл 41 час обязательных работ, к отбытию осталось 79 часов обязательных работ. Судом были исследованифы материалы дела на основании которых был сделан вывод о том, что Володченко А.Н.

злостно уклоняется от отбывания обязательных работ. Володченко А.Н. отбыл наказание в виде 41 час обязательных работ, не отбытого наказания осталось 79 часов обязательных работ, что в соответствии с ч.3 ст.49 УК РФ составляет 09 дней лишения свободы.

Однако, согласно ч.6 ст.88 УК РФ наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые и так как осужденный Володченко А.Н. осужден за совершение преступления средней тяжести и на момент совершения преступления не достиг возраста 16-ти лет, и замена наказания в виде обязательных работ на лишение свободы ухудшает положение осужденного Володченко А.Н., то удовлетворение представления УИИ о замене ему наказания в виде обязательных работ на лишение свободы не подлежит удовлетворению. На основании чего судом было отказано в удовлетворении представления.

Можно сделать вывод, что несовершеннолетнему, не достигшему 16 лет, осуждённому впервые за преступление небольшой тяжести к исправительным или обязательным работам, в порядке исполнения приговора заменить данное наказание на лишение свободы ввиду злостного уклонения осуждённого от отбывания исправительных работ нельзя. Для того чтобы неисполнение назначенного судом наказания в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы в случае злостного уклонения от их отбывания, не оставалось безнаказанным, необходимо добавить норму, которая предусматривала бы возможность замены наказания указанным лицам именно лишением свободы. Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Исчисление сроков наказаний и зачет наказания

При замене наказания или сложении вышеперечисленных наказаний, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях. Установление испытательного срока − это первая особенность условного осуждения.

Вторая заключается в возможности возложения на осужденного определенных обязанностей.

Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным органом – уголовно-исполнительной инспекцией, а в отношении военнослужащих − командованием воинских частей и учреждений. В соответствии с ч. 2 ст. 73 УК РФ при назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Согласно уголовного законодательства, исчисление сроков наказания в днях допускается лишь в трех случаях. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях.

При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.

Внести в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст.

2954; 2011, № 50, ст. 7362) следующие изменения: «3.

Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.»;До сих пор срок домашнего ареста приравнивался к сроку в СИЗО вызывало справедливое возмущение правоприменителей и широкой общественности.

Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.»;До сих пор срок домашнего ареста приравнивался к сроку в СИЗО вызывало справедливое возмущение правоприменителей и широкой общественности. Теперь один день под домашним арестом будет приравнен к половине дня в СИЗО и половине дня лишения свободы. а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима; 2.

При замене наказания или сложении наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы, а также при зачете наказания сроки перечисленных видов наказаний могут исчисляться в днях. При условно-досрочном освобождении неотбытая часть наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы также может исчисляться в днях.4. Исчисление сроков при замене лишения свободы исправительными работами?

Если осужденному к лишению свободы отбывание части наказания в соответствии с приговором суда надлежит отбывать в тюрьме, то время его содержания под стражей в качестве меры пресечения засчитывается в срок тюремного заключения из расчета день за день.

Исправительные работы без лишения свободы и обязательные работы как уголовные наказания: их виды и порядок исполнения

Международный независимый эколого-политологический университет Пензенский Филиал Факультет: юридический Дисциплина: «Уголовно-исполнительное право» Контрольная работа Тема: «Исправительные работы без лишения свободы и обязательные работы как уголовные наказания: их виды и порядок исполнения» Выполнил: студент Ю – 41 Степанов А. Проверил: преподаватель Тугушев Р.Р Пенза, 2007 Содержание Введение 1.

Сущность и назначение наказания в виде обязательных работ 1.1 Правовое регулирование исполнения и отбывания обязательных работ 2. Сущность наказания в виде исправительных работ 2.1 Организация исполнения наказания в виде исправительных работ Заключение Список литературы Введение Обязательные работы появились в Уголовном кодексе как результат предполагаемого международным сообществом поиска путей расширения спектра наказаний без изоляции от общества.

Осужденные работают на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления.

Предприятия определяются указанными органами не самостоятельно, а по предварительному согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Исправительные работы принадлежат к числу наказаний, которые представлены в санкциях значительной части статей УК. При этом от одного кодекса к другому удельный вес санкций, включающих исправительные работы, неизменно растет.

Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. Осужденный проживает дома, работает, как правило, на прежнем месте работы, при этом удерживается указанная судом часть его заработка, действуют и некоторые другие карательные элементы.

Вопросы которые нам необходимо рассмотреть в данном исследовании: 1) сущность и назначение наказания в виде исправительных в виде обязательных работ; 2) правовое регулирование исполнения и отбывания обязательных работ; 3) сущность наказания в виде исправительных работ 4) организация исполнения наказания в виде исправительных работ.

1. Сущность и назначение наказания в виде обязательных работ Идея о введении обязательных родилась в процессе изучения зарубежной практики применения наказаний рассматриваемой группы. Во Франции в качестве одного из видов исправительных наказаний за совершение уголовного проступка предусматриваются неоплачиваемые работы в общественных интересах. Бесплатные общественные работы назначаются в зарубежных странах, как правило, за уголовно наказуемые деяния, не представляющие значительной социальной опасности, и исполняются без отрыва осужденного от основной работы или учебы.

По тому же пути пошел и российский законодатель. По российскому уголовному законодательству сущность обязательных работ состоит в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательные работы назначаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Рассматриваемый вид наказания применяется как ко взрослым, так и к несовершеннолетним (в возрасте от четырнадцати лет) преступникам.

При применении к несовершеннолетним (ст.

88 УК) они назначаются на срок от 40 до 160 часов и отбываются в возрасте до 15 лет не свыше двух, а в возрасте от 15 до 16 лет — не свыше трех часов в день. Причем эти работы должны быть посильными для несовершеннолетнего.

Обязательные работы не назначаются инвалидам I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного, законом срока службы по призыву. В соответствии со ст. 45 УК обязательные работы применяются лишь в качестве основного вида наказания.

Это свидетельствует о том, что законодатель относит обязательные работы к достаточно строгим наказаниям, ощутимо воздействующим на личность осужденного. Действительно, уплатить в качестве уголовного наказания даже крупный штраф нередко предпочтительнее, чем, к примеру, в течение шестидесяти дней по четыре часа выполнять обязательные бесплатные работы (производить ремонт помещений, уборку улиц и т.д.).

Вместе с тем в отличие от лиц, которым назначены исправительные работы, осужденные к обязательным работам не могут рассчитывать на условное осуждение (ст.

73 УК). Такой порядок не представляется оптимальным, поскольку ставит осужденного к менее строгому наказанию в более суровые условия. Обязательные работы предусмотрено применять в качестве наказания за преступления небольшой тяжести.

Например, умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК), оскорбление (ст. 130 УК), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст.

157 УК), злостное уклонение от-погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК) и т.д. Иными словами, социальное назначение обязательных работ заключается в том, чтобы оказать исправительное и предупреждающее совершение новых преступлений воздействие на менее опасные для общества категории преступников, не отрывая их при этом от привычной работы, учебы и иной общественно полезной деятельности.

1.1 Правовое регулирование исполнения и отбывания обязательных работ Всоответствии со ст. 25 УИК исполнение наказания в виде обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Процедура этого согласования регламентируется подзаконными нормативными актами.
Процедура этого согласования регламентируется подзаконными нормативными актами.

В соответствии со ст. 25, 26 УИК на уголовно-исполнительные инспекции возлагаются следующие законодательно определяемые функции: не позднее пятнадцати дней после поступления в уголовно-исполнительную инспекцию решения суда о назначении обязательных работ организовать привлечение осужденного к этим работам; организовать ведение учета лиц, осужденных к обязательным работам, обеспечить своевременную постановку на этот учет и снятие с него; разъяснять осужденным к обязательным работам порядок и условия отбывания этого наказания, консультировать их по возникающим в этой связи вопросам в процессе отбывания наказания; в определенном подзаконными актами порядке согласовывать с органами местного самоуправления перечень предприятий, где осуществляется выполнение обязательных работ, вносить в данный перечень своевременные изменения и дополнения; вести суммарный учет отработанного осужденными к обязательным работам времени; своевременно подготовить и направить в соответствующий суд представление об освобождении осужденного к обязательным работам от дальнейшего отбывания наказания в случае признания его инвалидом I или II группы; подготовить и направить в суд представление об отсрочке отбывания обязательных работ, если осужденная к этому наказанию женщина оказалась в состоянии беременности[1]. Приведенный перечень функций уголовно-исполнительных инспекций свидетельствует о том, что на инспекции возлагается весьма обширный объем работы по реализации рассматриваемого вида наказания. Упомянутые функции определены уголовно-исполнительным законом в самом общем виде.

Следовательно, их правовое регулирование требует значительной подзаконной регламентации, В соответствии со ст. 28 УПК на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возложены следующие, сочетающиеся с функциями уголовно-исполнительных инспекций обязанности: контролировать выполнение осужденными определенных для них обязательных работ; своевременно уведомлять уголовно-исполнительные инспекции о количестве проработанных осужденными часов либо уклонении от назначенных им обязательных работ; руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации о труде, организовать возмещение вреда осужденному в случае причинения ему увечья, связанного с выполнением обязательных работ. Изучение объема и содержания данных обязанностей показывает, что они шире спектра обычных обязанностей администрации аналогичного объекта.

Некоторые из них (контроль за выполнением обязательных работ осужденным, суммарный учет проработанного времени, сообщение о нем уголовно-исполнительной инспекции) являются, по существу, обязанностями органа, исполняющего наказание.

При такой ситуации необходимо предусмотреть, каким образом будет оплачиваться либо компенсироваться этот выпадающий из круга обычных обязанностей администрации набор специфических функций с тем, чтобы использование труда осужденных к обязательным работам не было организационно и экономически невыгодным нанимателю. Если эта проблема не будет решена, исполнение обязательных работ может превратиться в чисто формальный процесс, не достигающий тех целей, на которые он рассчитан. В период отбывания наказания в виде обязательных работ осужденные (ст.

26 УИК) обязаны: работать на тех объектах, которые им определены; добросовестно относиться к порученному труду; соблюдать правила внутреннего порядка тех организаций, где они выполняют обязательные работы; ставить уголовно-исполнительную инспекцию в известность об изменении места жительства; полностью отработать установленный судом срок обязательных работ. Условия отбывания обязательных работ достаточно жесткие.

Например, предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания. Закон не определяет, приостанавливают ли исполнение обязательных работ каникулы по месту учебы.

На наш взгляд, этот вопрос, поскольку запрещение на приостановление в этом случае уголовно-исполнительный закон не содержит, должен решаться уголовно-исполнительной инспекцией индивидуально в отношении каждого осужденного в зависимости от его поведения в период отбывания наказания и иных обстоятельств.

Осужденные к обязательным работам обладают корреспондирующимися с обязанностями уголовно-исполнительной инспекции законными интересами: обратиться в уголовно-исполнительную инспекцию с просьбой подготовить и направить в суд представление об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания осужденного инвалидом I или II группы; попросить уголовно-исполнительную инспекцию подготовить и направить в суд представление об отсрочке отбывания исправительных работ в случае наступления беременности[5;С.234].

Вместе с тем уголовно-исполнительный закон не регламентирует следующий случай — рождение ребенка в период отсрочки отбывания наказания осужденной к обязательным работам.

Согласно уголовному закону женщинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, обязательные работы не назначаются.

Отсрочка же на восемь лет, сохраняющая состояние судимости, в данном случае вряд ли целесообразна.

В этой связи представляется правильным ставить перед судом вопрос об освобождении женщины, родившей ребенка, от дальнейшего отбывания наказания в виде обязательных работ. В соответствии со ст. 27 УИК срок отбывания обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Помимо установленного уголовным законом общего правила относительно того, что ежедневное время выполнения обязательных работ не может превышать четырех часов, уголовно-исполнительным законодательством в целях сохранения здоровья осужденного введено дополнительное ограничение — в рабочие дни, после окончания работы, службы или учебы осужденный привлекается к обязательным работам не более чем на два часа в день и только с его согласия — на четыре часа.

Время отбывания обязательных работ в соответствии с уголовно-исполнительным законом, как правило, не может быть в течение недели менее двенадцати часов. Такой порядок не позволяет излишне затягивать период исполнения наказания. В случае реализации рассматриваемого правила, исполнение максимального срока обязательных работ длится не более пяти месяцев.

В то же время при наличии уважительных причин уголовно-исполнительной инспекции предоставляется право сделать исключение из упомянутого правила. Осужденные несут ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания. Если нарушение незначительно, то согласно ст. 29 УИК уголовно-исполнительная инспекция ограничивается предупреждением осужденного об ответственности в соответствии с действующим законодательством.
29 УИК уголовно-исполнительная инспекция ограничивается предупреждением осужденного об ответственности в соответствии с действующим законодательством.

При этом ему разъясняются возможные юридические последствия новых нарушений. Иная ситуация возникает в случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ. Злостным уклонением (ст. 30 УИК) признается невыход на обязательные работы без уважительных причин более двух раз в течение месяца либо нарушение более двух раз в течение того же срока трудовой дисциплины, а также случаи, когда осужденный скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

Следовательно, уголовно-исполнительной инспекции при наличии факта указанных нарушений предстоит установить, не было ли уважительных причин их совершения. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов.

Этот срок может продлить суд до 30 суток. В случае установления необходимых оснований, свидетельствующих о злостном уклонении осужденного от обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция подготавливает и направляет в соответствующий суд представление о замене обязательных работ более строгим наказанием.

Согласно ст. 49 УК при злостном уклонении от отбывания обязательных работ они могут быть заменены тремя вилами уголовных наказаний: ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

В этом случае возникает вопрос о том, как трансформировать срок неотбытой части обязательных работ в срок ареста, ограничения или лишения свободы?

Уголовным законом предусмотрено, что при замене время обязательных работ учитывается из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов указанных работ.

Существование возможности замены обязательных работ более строгими наказаниями призвано стимулировать осужденных к неуклонному соблюдению порядка и условий отбывания наказания, выполнению законных требований уголовно-исполнительной инспекции и администрации предприятий, где организовано отбывание рассматриваемого вида наказания.

2. Сущность наказания в виде исправительных работ Исправительные работы как вид наказания были предусмотрены уже в первых законодательных актах советского государства. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), отпадали или возникали некоторые правоограничения, но основные черты оставались неизменными.

Исправительным работам не могут быть подвергнуты военнослужащие. Это наказание заменяется им наказанием в виде ограничения по военной службе.

В 1992 г. законодательная регламентация исправительных работ была существенно изменена. Ряд правоограничений осужденных был исключен, что в значительной мере снизило карательную сторону этого наказания.

УК также внес существенные изменения в правовую регламентацию исправительных работ. Был исключен один из видов этого наказания — исправительные работы в иных местах, определяемых органами, исполняющими это наказание. Стал другим порядок удержаний из заработной платы.

Предусмотрена возможность установления уголовно-исполнительной инспекцией ряда дополнительных обязанностей и запретов для этой категории осужденных. Изменена ответственность за злостное уклонение от отбывания исправительных работ. Кардинальным изменениям подверглась регламентация наказания в виде исправительных работ в соответствии с Законом от 8 декабря 2003 г.

Теперь это наказание назначается только осужденным, не имеющим основного места работы, и отбывается в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением наказания в виде исправительных работ, но в районе жительства осужденного. Это означает, что место работы должно быть расположено в том населенном пункте, где проживает осужденный, либо так, чтобы он имел возможность ежедневно возвращаться домой после работы.

В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в иных местах, которые отбывались по указанию инспекций исправительных работ.

Однако в то время назначались также исправительные работы по месту работы осужденного. При вновь введенной регламентации этого наказания его применение (и так достаточно редкое) должно резко сократиться, ибо его нельзя будет назначать лицам, имеющим работу. Между тем сегодня исправительные работы — это едва ли не единственная альтернатива лишению свободы.

Исправительные работы могут назначаться на срок от двух месяцев до двух лет. Основной карательный элемент наказания — удержание в доход государства от 5 до 20% заработка.

На практике суды ориентируются главным образом на максимальный процент удержании.

Закон предоставляет отбывающему наказание право на ежегодный оплачиваемый отпуск, однако продолжительность его ограничена 18 рабочими днями. В соответствии со ст. 115 ТК продолжительность ежегодного отпуска для работников установлена в 28 календарных дней.

До 1992 г. срок отбывания исправительных работ исключался из всех видов трудового стажа.

Это время могло быть включено лишь в общий трудовой стаж по специальному определению суда при условии добросовестной работы и примерного поведения осужденного.

В 1992 г. законодатель частично отказался от этого правоограничения. Время отбывания исправительных работ стало засчитываться в общий трудовой стаж на общих основаниях. Однако в стаж, дающий право на получение льгот и надбавок к заработной плате, оно не включается.

Такое положение действует и сегодня.

Наконец, последнее правоограничение, налагаемое на осужденных, связано с запрещением увольняться с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Это ограничение введено для предупреждения уклонения осужденного от отбывания наказания, но вместе с тем оно имеет и карательное значение, ибо ограничивает трудовые права осужденных на выбор места работы по своему усмотрению.

Разрешение на увольнение выдается при наличии уважительных причин (приближение места работы к месту жительства, более высокая заработная плата, переход на работу по специальности и т.п.). Отказ инспекции может быть обжалован. 2.1 Организация исполнения наказания в виде исправительных работ Наказание в виде исправительных работ может быть назначено приговором суда первой инстанции либо в порядке изменения приговора определением или постановлением суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Кроме того, исправительные работы могут быть назначены в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием в соответствии со ст. 80 УК, в связи с заменой штрафа исправительными работами в случае злостного уклонения от уплаты штрафа в порядке ч.

5 ст. 46 УК, в связи с назначением исправительных работ вместо более строгого наказания женщинам, имеющим малолетних детей, в порядке ч. 3 ст. 82 УК либо в порядке амнистии ил помилования.

Обращение к исполнению приговора, определения или постановления возложено на суд.

Не позднее трех суток со дня вступления названного решения в законную силу либо возвращения дела из кассационной инстанции суд в соответствии со ст. 390 УПК направляет распоряжение об исполнении наказания и две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного. Если приговор был изменен апелляционной или кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения.

Если приговор был изменен апелляционной или кассационной инстанцией, то одновременно направляются две копии определения. В том случае, когда приговор не был обжалован либо оставлен в силе, прилагается справка о вступлении приговора в законную силу. Исполнение наказания в виде исправительных работ инспекцией начинается после получения распоряжения суда об исполнении приговора и копий приговора, определения, постановления суда.

Каждый осужденный ставится на учет, на него заводится личное дело. Персональный учет всех осужденных к исправительным работам необходим для контроля за их участием в труде, правильностью удержаний из заработной платы, своевременным снятием с учета по основаниям, установленным законом.

Одна из важнейших обязанностей инспекций — направление осужденного на работу в места, определенные местным органом самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Осужденный направляется туда не позднее 30 дней со дня поступления в инспекцию распоряжения суда с копией приговора[3;С.211].

Администрации организации по месту работы осужденного сообщается об установленном порядке и условиях отбывания наказания в виде исправительных работ. Она информируется также об обязанностях по удержанию части заработной платы, перечислению удержанных сумм, применению других установленных правоограничений, о необходимости проведения с осужденным воспитательной работы и обязательности сообщения в инспекцию о наложенных на осужденного взысканиях и поощрениях, об увольнении по установленным законом основаниям. В ранее действовавшем законодательстве (ст.

91 ИТК) была закреплена обязанность осужденных к исправительным работам работать только в государственных организациях. Эта норма противоречила ст. 8 Конституции РФ, которая равным образом признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. В новый УИК эта норма включена не была.

Поэтому осужденные могут отбывать наказание на предприятиях любых форм собственности. Однако они не вправе учиться с отрывом от работы или не работать вообще.

Течение срока отбывания наказания начинается со дня, когда осужденный приступил к работе. При исчислении срока отбывания наказания следует иметь в виду, что осужденный обязан отработать в течение месяца не меньше числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц в соответствии с установленным графиком работы. Если он проработал в данном месяце большее количество рабочих дней, то все равно в срок отбывания наказания засчитывается один месяц, но из заработка за дни, проработанные сверх нормы, удержания по приговору, суда не производятся.

Если же отработанное количество рабочих дней меньше установленного, то этот срок продлевается до полного отбытия наказания.

Поэтому фактический календарный срок не может быть меньше назначенного, но может превышать назначенный судом срок наказания. В срок отбывания наказания в виде исправительных работ засчитываются дни, когда он работал и получал заработную плату. Согласно ч. 3 ст. 42 УИК время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

Согласно ч. 3 ст. 42 УИК время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. В то же время в ч. 7 той же статьи подробно перечисляются те периоды, которые не засчитываются в срок отбывания данного наказания. В ней говорится:

«В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания»

.

Исходя из этого, следует сделать вывод, что в ч. 3 ст. 42 УИК(законодателем допущена опечатка.

По-видимому, имелось в виду, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, засчитывается в срок отбывания исправительных работ иначе ч.

7 ст. 42 вообще теряет смысл. На практике возникают вопросы, связанные с тем, что в некоторых организациях в связи с особенностями производства применяется суммарный учет рабочего времени.

В этом случае срок наказания исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов. Время, проведенное под стражей по данному делу, засчитывается из расчета один день пребывания под стражей за три дня исправительных работ.

В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей дальнейшему отбыванию наказания, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от наказания в силу ст. 81 УК. Что касается отпуска по беременности и родам, то представление соответствующего медицинского документа служит основанием для постановки перед судом вопроса о предоставлении осужденной отсрочки отбывания наказания в порядке ст.

82 УК. Одна из важных функций инспекций заключается в контроле за правильностью удержаний из заработка осужденного. Удержания должны производиться со всей суммы заработной платы по основному месту работы, включая все виды денежных премий, предусмотренных установленными системами оплаты труда и не носящих характера единовременного поощрения.

Не имеют значения периодичность выплаты премий и источники финансирования. Из суммы заработка не исключаются налоги и другие платежи.

Не имеют значения другие претензии к осужденному по исполнительным документам. В отличие от ранее действовавшего законодательства, если осужденный работает по совместительству на нескольких работах, удержание производится только из заработной платы по основному месту работы. Указанные в приговоре удержания производятся независимо от наличия претензий по исполнительным документам за каждый проработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении — за проработанное время.

Удержания не должны производиться из пенсий и пособий, ПОЛУ’ чаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат, в том числе премий, единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы; из заработка за дни, проработанные сверх графика, из других сумм, не являющихся заработной платой.

Если часть доходов осужденный получает в натуральном виде (рабочие сельскохозяйственных предприятий, члены некоторых кооперативов), удержания производятся с учетом натуральной части заработной платы. В последнее время возник вопрос об определении заработка лиц, работающих в различных коммерческих структурах, где заработная плата выплачивается не регулярно, а по мере получения дохода в связи с выполнением той или иной работы, завершением торговой сделки и т.п.

Общее правило заключается в том, что должен учитываться весь доход по основному месту работы, полученный за время отбывания наказания, или та часть дохода, которая приходится на время отбывания наказания.

Работники инспекций обязаны ежемесячно проверять поступление удержаний по учетным карточкам, принимая меры к взысканию в случае задержки.

Суммы, излишне удержанные по разным основаниям (условно-досрочное освобождение, помилование, пересмотр приговора и т.п.), возвращаются.

В УИК содержится правило, в соответствии с которым уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, где он работает, вправе заявлять в суд ходатайство о снижении размера удержаний в случае ухудшения материального положения осужденного (длительная болезнь близкого родственника, рождение ребенка, стихийное бедствие, например, пожар, причинившее материальный ущерб осужденному и его семье). Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Заключение Делая вывод, у нас возникает вопрос: стоит ли применять данные наказания или стоит ограничиться более строгими наказаниями, которые предусмотрены в Уголовном кодексе. На наш взгляд все-таки стоит, т.к. некоторые правонарушения по своей степени общественной опасности не значительны и к лицам, которые такие правонарушения совершили не должны применяться такие строгие наказания как например, пожизненное лишение свободы или лишение свободы на определенный срок.

К тому же они являются гуманными и в то же время оказывают благоприятное воспитательное воздействие на лиц, совершивших незначительные правонарушения. Данные наказания отличаются друг от друга тем, что обязательные работы заключаются в выполнение осужденными в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы.

Цель и задачи данного исследования рассмотрены и охарактеризованы. Список литературы 1) Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Принят 8.01.1997.-М.:ГроссМедиа,2007.-96с. 2) Зубков Д.И. Уголовно-исполнительное право. – М.: Норма,2005.-348с. 3) Кислицын М.К.

Уголовно-исполнительное право России.-М.:Норма-Инфра,2004.-272с. 4) Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право.

–М.:ЮНИТИ-Дана,2004.-431с. 5) Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России.

– М.: Юристъ,2005.-574с. 6) Филимонов О.В.

Уголовно-исполнительное право России. М.: Норма,2004.-400с. 7) Шмаров И.М. Уголовно-исполнительное право.

– М.: Юристъ,2007.-605с. Исправительные работы без лишения свободы и обязательные работы как уголовные наказания: их виды и порядок исполнения 27.11.2020

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, как назначать наказание в виде принудительных работ

Отмечается, в частности, что принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы лишь в случаях, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести либо впервые тяжкое преступление и только когда данный вид наказания наряду с лишением свободы прямо предусмотрен санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ. В случаях, когда осужденному в силу требований закона не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, принудительные работы также не назначаются.

При постановлении обвинительного приговора суд обязан разрешить вопрос о том, имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами. При наличии таких оснований суд должен привести мотивы, по которым пришел к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы и применения положений статьи 53.1 УК РФ. В резолютивной части приговора вначале следует указать на назначение наказания в виде лишения свободы на определенный срок, а затем на замену лишения свободы принудительными работами.

При замене лишения свободы принудительными работами дополнительное наказание, предусмотренное к лишению свободы, в том числе и в качестве обязательного, не назначается. Суд, заменив лишение свободы принудительными работами, должен решить вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, к принудительным работам.

При замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в порядке исполнения приговора штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы заменяются принудительными работами без предварительной замены лишением свободы.

Принудительные работы могут быть также применены при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы. В этих случаях принудительные работы применяются судом независимо от того, предусмотрено ли данное наказание санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой было назначено заменяемое наказание. Данное правило не распространяется на замену штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного вида наказания.

Дата публикации на сайте: 19.12.2018

Комментарий к Ст. 49 УК РФ

1. Обязательные работы — это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч.

1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного.

Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ.

Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни — не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. 3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ.

Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов.

Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч.

3 комментируемой статьи. Например, осужденному определено 140 часов обязательных работ, из которых 60 часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. Оставшиеся 80 часов обязательных работ осужденному заменяются лишением свободы из расчета — один день лишения свободы соответствует восьми часам обязательных работ, т.е. оставшаяся часть обязательных работ заменяется на 10 дней лишения свободы.

Замену обязательных работ лишением свободы нельзя рассматривать в качестве назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, а также назначением самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ. Данная норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч.

4 ст. 50 УК, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось. 4. Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы.

Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Навигация по записям

В каком случае назначаются

Исполнение наказания в виде обязательных работ в рамках КоАП несколько отличается от исполнения данного вида работ в уголовном правовом понимании.

Отличие заключается, прежде всего, в сроках. Наказание может назначаться в пределах от 20 до 200 часов.

Такое наказание, впрочем, как и любое другое, может быть назначено только судьей. Назначается данная мера ответственности при совершении деяния, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях.

Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека.

Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией.

Внимание! Работодатель, у которого работает правонарушитель, не имеет права никоим образом препятствовать исполнению этого вида наказания.

В это входит невозможность назначения дополнительных часов работы, вызов в выходные и праздничные дни и др.

Что касается осуществления трудовой деятельности гражданина в рамках этого наказания, то привлекать его к труду в выходные и праздничные дни нельзя. Однако он может ходатайствовать в письменном виде о том, что готов трудиться в эти дни для ускорения выработки нормы, установленной судом. Если наказание назначается несовершеннолетнему, то при выполнении им работ, необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства.

Несовершеннолетних нельзя привлекать к труду ночью.

Если ОР препятствуют учебной деятельности, они также не могут быть применены.

Как правило, ОР назначаются несовершеннолетним очень редко. Это происходит тогда, когда иной вид наказания применен быть попросту не может. Разумеется, что при осуществлении трудовой деятельности несовершеннолетним нужно учитывать его психофизические особенности, состояние здоровья и др.

Пленум Верховного Суда РФ готовит разъяснения законодательства о замене лишения свободы принудительными работами

В Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» предлагается включить, в частности, следующие разъяснения. При назначении наказания принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы лишь в случаях, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести либо впервые тяжкое преступление и только когда данный вид наказания наряду с лишением свободы прямо предусмотрен санкциями соответствующих статей Особенной части УК РФ. Судам следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в силу требований закона осужденному не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, принудительные работы не назначаются.

Суд должен привести мотивы, по которым пришел к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы. В резолютивной части приговора вначале следует указать на назначение наказания в виде лишения свободы на определенный срок, а затем — на замену лишения свободы принудительными работами.

Если суд придет к выводу о возможности применения принудительных работ как альтернативы лишению свободы к лицу, совершившему два и более преступления, то такое решение принимается за совершение каждого преступления, а не при определении окончательного наказания по совокупности преступлений. В случае назначения наказания по совокупности преступлений, за каждое из которых суд заменил лишение свободы принудительными работами, сложению подлежат только сроки принудительных работ. Проценты удержаний не складываются.

При исчислении сроков погашения судимости в отношении лиц, которым назначено наказание в виде принудительных работ, судимость погашается по истечении одного года после отбытия наказания.

При замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в порядке исполнения приговора штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы заменяются принудительными работами без предварительной замены лишением свободы. Принудительные работы могут быть также применены при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы.

В этих случаях принудительные работы применяются судом независимо от того, предусмотрено ли данное наказание санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой было назначено заменяемое наказание.