Главная - НДС - Обеспечение жильем чернобыльцев

Обеспечение жильем чернобыльцев


Оглавление:

Общие положения


Содержание ГЖС – бланк установленной формы, который служит подтверждением выделения государственной субсидии. Это безвозмездная помощь на совершенствование жилищных условий, в частности на покупку и строительство жилья. Предусмотрена такая льгота для категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной.Чернобыльцы – лица, пострадавшие в результате аварии на чернобыльской АЭС. Главное условие признания их статуса – постановка на учет и получение соответствующего удостоверения.

Он гарантирует пособия и выплаты гражданам, в том числе и помощь на улучшение условий проживания.Внимание! От самого пострадавшего гражданина права на получение льготы переходит к его близким родственникам.

Это члены семьи, а также иждивенцы.

Льготное жилье хотят дать всем чернобыльцам

Группа депутатов-единороссов внесла поправки к закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», призванные выполнить постановление КС РФ от 10.11.2009 № 17-П.

Сейчас инвалиды-чернобыльцы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1.01.2005, обеспечиваются жильем в размерах и порядке, установленных правительством РФ, а вставшие на учет позже — на общих основаниях, что КС признал не соответствующим Конституции.

Законопроект предусматривает обеспечение жилплощадью всех инвалидов-чернобыльцев в размере и порядке, установленных правительством РФ, независимо от даты постановки на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий.Госдума приняла в окончательном третьем чтении закон об одинаковом порядке обеспечения жильем чернобыльцев независимо от даты постановки на учет.
Законопроект предусматривает обеспечение жилплощадью всех инвалидов-чернобыльцев в размере и порядке, установленных правительством РФ, независимо от даты постановки на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий.Госдума приняла в окончательном третьем чтении закон об одинаковом порядке обеспечения жильем чернобыльцев независимо от даты постановки на учет.

То есть всем инвалидам-чернобыльцам (жителям и ликвидаторам) предоставляется право на льготное получение жилья.

Право на чистый дом

Конституционный суд РФ решил, что граждане, пострадавшие от радиационных катастроф и добровольно переселившиеся с загрязненных территорий, имеют равные права на обеспечение жильем независимо от сроков подачи заявления. Житель города Вологды Евгений Степанцов заподозрил, что одна из норм Закона РФ

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

(пункт 7 статьи 17) не соответствует Конституции РФ. Такие же сомнения возникли и у Челябинского областного суда при разбирательстве дела семьи Нестеровых, переселившейся из печально знаменитого села Муслюмово, загрязненного радиацией.

И Конституционный суд эти подозрения подтвердил. Обе семьи в свое время жили на территориях, подвергшихся воздействию радиации, в одном случае вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, во втором — вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Для соцзащиты граждан, пострадавших от деятельности «Маяка», применяются многие нормы «чернобыльского» закона. В том числе норма, гарантирующая обеспечение жильем граждан, добровольно выехавших из загрязненной зоны с правом на отселение и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако действующая редакция закона предполагает, что переселенцы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с порядком, установленным правительством РФ.

А те, кто встал на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилплощадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В чем разница? В том, что в первом случае жилье получают все, кто признан нуждающимся. Во втором — только те нуждающиеся, которые имеют статус малоимущих. Граждане, выехавшие с загрязненных радиацией территорий, имеют равные права на жилье Семья переселенцев Степанцовых (4 человека) в 2007 году встала на жилищный учет как семья нуждающихся и малоимущих.

Однако, поняв, что социальное жилье в этом качестве она будет дожидаться долго, решила воспользоваться государственным жилищным сертификатом, что предусмотрено для отдельных категорий граждан, в том числе для переселенцев с загрязненных территорий. Но в администрации Вологды ей отказали, сославшись на тот самый пункт 7 статьи 17 «чернобыльского» закона: сертификаты только для вставших на учет до 1 января 2005 года. Обращение в суд результатов не дало: и городская, и областная инстанции отказали Евгению Степанцову.

Судебная власть Челябинска в похожей ситуации приняла сторону пострадавшей от радиации семьи и потребовала поставить ее на жилучет как переселенцев.

Однако администрация Ленинского района г. Челябинска стала оспаривать это решение, ссылаясь на все тот же пункт 7 статьи 17.

И тут облсуд увидел, что эта норма противоречит Конституции, и обратился с запросом в КС. Разобравшись в деле, Конституционный суд РФ постановил: признать пункт 7 статьи 17 Закона

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

не соответствующим Конституции РФ, так как он не гарантирует равным образом право предоставления жилья гражданам, относящимся к одной категории, вне зависимости от даты принятия на жилищный учет. В отношении Степанцова суд потребовал пересмотра предыдущих судебных решений.

Иск семьи Нестеровых также будет удовлетворен.

Остальные граждане, отстаивая свои интересы в судах, могут воспользоваться данным постановлением КС. А законодатель должен привести закон в соответствие с Конституцией.

Общество Соцсфера Соцзащита Власть Работа власти Госуправление Судебная власть Конституционный суд Комментарии к документам Добавьте RG.RU в избранные источники News

Возможные расходы и сроки оформления

Прямых расходов, связанных со статусом малоимущего или постановкой в очередь за сертификатом, нет.

Однако определенные затраты могут возникать при подготовке документов:

  1. Свежая выписка из ЕГРН: 300 рублей.
  2. Госпошлина при обращении в суд, если возникли проблемы, которые нельзя решить другим путем: от 300 рублей и так далее.
  3. Оформление доверенности на представителя, если заявитель не может или не хочет заниматься данным вопросом самостоятельно: от 2 тысяч рублей.
  4. Восстановление правоустанавливающих документов в случае их утери: от 2 тысяч рублей.

Примерные сроки на оформление сертификата:

  1. Примерный срок рассмотрения заявление: от 30 дней.
  2. Срок действия сертификата: 3 месяца. За этот срок нужно выделить время и успеть обратиться в банк. Лучше всего, при приближении очереди заявителя, заранее заняться вопросом приобретения жилья: просмотреть все подходящие варианты, обсудить сделку с продавцом, подобрать подходящий банк, предварительно обговорить способ сотрудничества и так далее.
  3. Срок получения решения: от 3 дней.
  4. Ожидание в статусе малоимущего до возможности подать заявление на участие в программе: от 1 года.

    Следует учитывать, что статус малоимущего нужно регулярно подтверждать. Как следствие, вплоть до получения сертификата и его использования финансовое положение семьи чернобыльца не должно улучшаться.

Следует учитывать, что срок нахождения в очереди нигде и никем не регулируется. Заявитель может находиться в ней как 1-2 года, так и несколько десятилетий.

Все зависит от того, сколько человек перед ним в очереди и в каких объемах выделяют финансирование на данную программу в регионе подачи заявки. Если не успеть использовать сертификат вовремя, он перестает быть действительным и все придется начинать заново. Включая сюда и ожидание в очереди с самого начала.

Что требуется сделать с получением жилищного сертификата?

  1. В первую очередь нужно обратиться в банковское учреждение и открыть специальный счет, на который вам должны перевезти денежные средства по сертификату. Проделать эту операцию необходимо на протяжении 60 дней после получения документа, предоставляющего субсидию от государства на приобретение жилплощади.
  2. За 7 месяцев требуется оформить договор на приобретение жилья, а также зарегистрировать соглашение и предоставить в кредитно-финансовую организацию для проверки.
  3. Банковское учреждение проверяет представленный пакет бумаг и в ситуации положительного решения направляет заявку в казначейство на перевод денег. В течение пяти рабочих дней средства вам должны прийти на счет. Если суммы не хватает на уплату недвижимости, можно воспользоваться займом (взятым, к примеру, в той же финансовой организации) — законодатель не запрещает применять и другие источники оплаты по договору.

Договор банковского вклада продлевается в 2-х ситуациях (в основном он заключается на период действия сертификата):

  • Финансовая организация не успела перевести деньги на счет гражданина по независящим от нее обстоятельствам.
  • Собственник сертификата не успел осуществить оформление недвижимости в срок.

    В таком случае он может представить в банковское учреждение документацию, которая удостоверяет передачу бумаг на регистрацию. В ней указывается время завершения госрегистрации и выдачи документа о праве владения имуществом.

    В случае если на протяжении 2-х дней с назначенной даты гражданин приносит соответствующие бумаги, он получает выплату.

«В договоре купли-продажи недвижимости обязательно указывают информацию о жилищном сертификате. К примеру, можно отметить, что некоторая часть средств выплачивается покупателем при заключении сделки, а остальная после перевода денег на счет заявителя. Если бумага в виде сертификата не будет зафиксирована в соглашении, сотрудники банка имеют право вам отказать и не перечислить субсидии», — разъясняет юрист Правовед.

ru, эксперт по жилищному праву Марина Кожевникова.

Размер социальной выплаты по жилищному сертификату чернобыльцам в 2020 — 2020 годах

Субсидия предоставляется в размере, рассчитываемом на основе средней стоимости жилого помещения, которая определена в соответствии: Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.

Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю. Подписаться

  1. со стоимостью 1 кв. м жилья, установленной в соответствующем регионе;
  2. с нормативами жилой площади.

Рассмотрим расчет субсидий более подробно. Начнем с определения стоимости 1 кв.

м. Как уже говорилось ранее, эта стоимость определяется уполномоченным органом субъекта РФ.

Но постановлением Правительства № 153 устанавливаются и повышающие коэффициенты для некоторых регионов РФ (например, 1,2 — для Москвы, 1,1 — для Тюменской области и т.
д.). Далее определяемся с нормативом жилой площади:

  1. для семьи из 3 и более человек — 18 кв. м на каждого;
  2. для семьи из 2 человек — 42 кв. м;
  3. для одиноко живущих граждан — 33 кв. м.

Дополнительно может предоставляться 15 кв.

м площади при наличии оснований, предусмотренных соответствующими законами (например, в случае признания гражданина инвалидом).
Данные размеры нормативов требуют соблюдения определенных условий:

  1. если у гражданина есть жилое помещение без обременений, то он передает его в безвозмездном порядке в собственность государству.
  2. если у гражданина имеется договор социального найма, он подлежит расторжению;
  3. у лица, претендующего на получение сертификата, и лиц, с ним проживающих, нет иной жилой площади;

Если гражданин отказывается отчуждать помещения и оставляет их, норматив рассчитывается исходя из разницы между размером жилья, предусмотренным постановлением правительства, и имеющимся жильем.

Но и в данном случае есть ограничения: если общая площадь, в которой нуждается гражданин, меньше 18 кв.

м, он обязан отказаться от имеющейся у него квартиры, т. к. иначе субсидия ему выплачена не будет.

Считаем стоимость жилищного сертификата для нуждающегося москвича, проживающего с супругой:

  1. стоимость 1 кв. м в Москве на 1-й квартал 2020 года — 91 670 руб.;
  2. повышающий коэффициент для Москвы — 1,2;
  3. Итого: 42 × 1,2 × 91 670 = 4 620 168 руб.
  4. семья из 2 человек — 42 кв. м;

Всем ли чернобыльцам дадут сертификат?

Список людей, пострадавших от катастрофы в Чернобыле, весьма широк: от военных, прибывших ликвидировать последствия аварии, до местных жителей близлежащих районов.

Полный перечень чернобыльцев, которым полагаются льготы на жилье, можно найти в . Однако не все чернобыльцы могут претендовать на данный сертификат.

Этот же закон перечисляет всех, кому положена госпомощь:

  1. участники, трудившиеся в 1988-1990 гг. над сооружением объекта «Укрытие»;
  2. лица, помогавшие эвакуировать людей, сельхозживотных и ценности материального характера;
  3. люди, в 1986 году добровольно покинувшие зону отчуждения;
  4. военные, ликвидировавшие последствия аварии либо служившие в зоне отчуждения;
  5. медики, оказывавшие помощь пострадавшим с 26.04.1986 по 30.08.1986 и вследствие этого получившие высокие дозы радиации;
  6. ликвидаторы последствий аварии, трудившиеся в зоне отчуждения с 1986 по конец 1987 года;
  7. чернобыльцы-инвалиды (включая ликвидаторов, лиц, вывезенных из зон отселения, доноров костного мозга для его трансплантации пострадавшим чернобыльцам);
  8. люди, которые с 1986 года были эвакуированы или переселены из зоны отселения (включая тех, кто на тот момент был в состоянии внутриутробного развития).
  9. люди, получившие заболевание из-за радиационного воздействия — прямого следствия аварии на электростанции;

Кому полагается квартира за счет государства бесплатно

Если вы не хотите получить отказ, уточняйте конкретный перечень необходимых документов в местных органах, еще лучше – обратиться к ним заранее за информацией о том, можете ли вы претендовать на получение бесплатного жилья. Например, положения о многодетных семьях значительно различаются в разных регионах, поэтому стоит уточнять конкретные условия.

Жилье чернобыльцам положено – сертификаты будут у всех

Здравствуйте!С 1986г по 1988г была прописана и проживала в зоне отселения вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Имела жилье в г.Москве 10,5 кв.м в коммунальной квартире.В 2010г жилье было продано.На данный момент прописана временно у родственников в подмосковье.Своего жилья не имею.Имею ли я право на получение чернобыльского сертификата? Спасибо!

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

N 866 О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц

В целях реализации положений законодательных актов Российской Федерации в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Установить, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

(Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст.

1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607), Федеральным законом

«О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «

Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.

5850; 2004, N 35, ст. 3607) и пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст.

138; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607), является предоставление им субсидий на приобретение жилья.

2. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц. 3. Установить, что: функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; затраты на изготовление бланков сертификатов и проведение иных мероприятий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, в 2005 году финансируются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий. 4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок уточнить количество граждан, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц I. Общие положения 1. Настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц путем предоставления им субсидий на приобретение жилья (далее — граждане — получатели субсидий).

2. Субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с: Законом Российской Федерации

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

; Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

3. Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

Уполномоченный орган может на основании договора передать исполнение части указанных функций одной из существующих или специально созданных организаций. 4. Государственный жилищный сертификат (далее — сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (далее — субсидия).

Сертификат не является ценной бумагой, он не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи, указываемой в сертификате.

Датой выдачи сертификата является дата его вручения гражданину — получателю субсидии.

5. Организация работы по изготовлению бланков сертификатов осуществляется уполномоченным органом.

Бланк сертификата и порядок его заполнения утверждаются государственным заказчиком — координатором федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст.

3770; 2002, N 7, ст. 700; 2004, N 44, ст. 4362), по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок получения, учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов утверждается уполномоченным органом. 6. Размер субсидии рассчитывается как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на среднюю рыночную стоимость 1 кв.

метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Норма предоставления общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра — для одиноко проживающих граждан; 42 кв.

метра — на семью из 2 человек; по 18 кв.

метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек. К членам семьи гражданина — получателя субсидии относятся постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица учитываются при расчете размера субсидии при условии признания их в судебном порядке членами семьи гражданина — получателя субсидии. 7. Размер субсидии рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил при условии, что: гражданином, проживающим в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, по договору социального найма, принимается обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения; гражданином, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимается обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения по договору органу местного самоуправления. Обязательство о расторжении договора социального найма или о безвозмездной передаче жилого помещения органу местного самоуправления и освобождении занимаемого жилого помещения принимается и подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.

Исполнение указанного обязательства осуществляется в 3-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии. 8. В случае продажи гражданином жилья, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, размер субсидии рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации на разницу между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, и общей площадью продаваемого (проданного) жилого помещения.

9. В случае если в используемом по договору социального найма либо принадлежащем гражданину — получателю субсидии и (или) членам его семьи на праве собственности жилом помещении совместно с ним постоянно проживают и останутся проживать граждане, не являющиеся членами его семьи, но имеющие самостоятельное право на владение и пользование этим жилым помещением, размер субсидии рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации на разницу между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, и общей площадью занимаемого жилого помещения в части, превышающей норму предоставления общей площади жилья в расчете на количество граждан, которые останутся проживать в этом жилом помещении.

10. В случае если гражданин — получатель субсидии проживает в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, и им не принято решение о продаже этого жилого помещения либо о безвозмездной передаче его по договору органу местного самоуправления, размер субсидии, рассчитанный в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, уменьшается на стоимость занимаемого жилого помещения, рассчитанную исходя из его общей площади и средней рыночной стоимости 1 кв.

метра жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.

11. Размер субсидии рассчитывается органом, осуществляющим выдачу сертификатов, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата.

II. Порядок формирования списков граждан — получателей субсидий и подготовка выпуска сертификатов 12. Формирование списков граждан — получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Список формируется из числа граждан, состоящих на учете и письменно изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии. Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане — получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Орган местного самоуправления ежегодно уточняет этот список и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

13. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, ежегодно, до 1 октября, формирует сводный список граждан — получателей субсидий по форме согласно приложению N 1, утверждает его и направляет в уполномоченный орган. Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане — получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.

14. Уполномоченный орган в месячный срок после принятия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год издает приказ о распределении средств федерального бюджета между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выпуске сертификатов.

Распределение средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется пропорционально количеству граждан — получателей субсидий, указанному в сводных списках.

15. Уполномоченный орган в 3-дневный срок доводит приказ о распределении средств федерального бюджета и выпуске сертификатов до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

16. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения приказа, указанного в пункте 14 настоящих Правил, исходя из общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных данному субъекту Российской Федерации на предоставление субсидий в текущем году, на основании сводного списка граждан — получателей субсидий и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в этом субъекте Российской Федерации формирует список граждан — получателей субсидий в очередном году, утверждает его и направляет в уполномоченный орган вместе с заявкой на выделение соответствующего количества бланков сертификатов.

Выписки из списка граждан — получателей субсидий в текущем году доводятся до соответствующих органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки граждан — получателей субсидий в текущем году. Утвержденные списки должны быть доступны для граждан — получателей субсидий.

III. Организация работы по выдаче сертификатов 17.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок с даты получения бланков сертификатов организуют оформление и выдачу сертификатов гражданам, включенным в списки граждан — получателей субсидий в текущем году. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведут реестр выданных сертификатов по форме согласно приложению N 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо по их решению органы местного самоуправления выдают сертификаты (далее — органы, выдающие сертификат) и ведут книгу учета сертификатов, выданных гражданам — получателям субсидий, по форме согласно приложению N 3.

18. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов представляют в уполномоченный орган копии реестров сертификатов, выданных на основании соответствующего приказа уполномоченного органа (в электронном виде и на бумажных носителях), с приложением перечня незаполненных бланков сертификатов и актов на уничтожение испорченных, замененных и возвращенных бланков сертификатов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченный орган ежегодно проводят по состоянию на 1 января сверку данных по использованию бланков сертификатов.

О результатах сверки составляется акт.

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе оформлять сертификаты с превышением общего размера средств федерального бюджета, определенного в соответствующем приказе уполномоченного органа для предоставления субсидий в данном субъекте Российской Федерации.

20. Уполномоченный орган на основании представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации копий реестров выданных сертификатов формирует и ведет единый реестр выданных сертификатов. 21. В случае выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сертификатов на сумму меньше размера средств субсидий, установленного приказом уполномоченного органа по данному субъекту Российской Федерации, этот орган ежемесячно, до 20-го числа, вправе направить в уполномоченный орган заявку на дополнительный выпуск бланков сертификатов на сумму в пределах остатка неиспользованных средств (далее — дополнительная заявка).

В дополнительной заявке также могут быть учтены средства, предусмотренные на предоставление субсидий по выданным сертификатам, владельцы которых по каким-либо причинам возвратили полученный сертификат, при этом вместе с дополнительной заявкой представляется перечень сертификатов, подлежащих исключению из реестра выданных сертификатов. Уполномоченный орган на основании дополнительных заявок ежемесячно, по состоянию на 20-е число, издает приказ о выдаче сертификатов на сумму в пределах остатка неиспользованных средств. 22. При получении сертификата гражданин — получатель субсидии информируется органом, выдающим сертификат, о порядке получения субсидии по этому сертификату.

23. Для получения сертификата гражданин — получатель субсидии представляет в органы, выдающие сертификат, следующие документы: а) заявление о выдаче сертификата по форме согласно приложению N 4; б) паспорт гражданина — получателя субсидии и паспорта или иные документы, удостоверяющие личность членов его семьи; в) документ, подтверждающий право гражданина — получателя субсидии на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; г) выписка из домовой книги по месту регистрации; д) копия финансового лицевого счета; е) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина — получателя субсидии и лиц, указанных им в качестве членов его семьи.

24. При возникновении у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он обращается в орган, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства. Решение о замене сертификата принимается органом, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления.

Оформление и выдача нового сертификата осуществляются с учетом сроков, установленных пунктом 17 настоящих Правил.

25. При замене сертификата расчет размера субсидии производится исходя из размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).

26. В случае смерти владельца сертификата член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других совершеннолетних членов семьи, обращается в орган, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата. При принятии этим органом решения о замене сертификата расчет размера субсидии производится исходя из размера средней рыночной стоимости 1 кв.

метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, действующего на дату выдачи нового сертификата, и общей площади жилья, исчисленной с учетом измененного состава семьи. 27. В случае смерти члена семьи владельца сертификата владелец сертификата обращается в орган, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата. При этом замена сертификата и расчет размера субсидии производятся в порядке, предусмотренном для замены сертификата в случае смерти его владельца.

28. Срок действия сертификата, выданного в порядке замены, составляет 6 месяцев, за исключением случая, когда замена произведена в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи). В этом случае срок действия сертификата составляет 9 месяцев.

Орган, выдавший сертификат, на бланке нового сертификата в правом верхнем углу делает отметку: «Взамен сертификата серия _______ номер ________». Соответствующая отметка проставляется в реестре выданных сертификатов.

29. В случае если в установленные сроки владелец сертификата не использовал субсидию, сертификат возвращается органу, выдавшему сертификат.

Решение о сроке повторной выдачи сертификата принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. IV. Заключение договора банковского счета 30.

Субсидия предоставляется владельцу сертификата путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в кредитной организации, отобранной на конкурсной основе уполномоченным органом (далее — банк).

Для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета владелец сертификата в течение срока действия сертификата сдает сертификат в банк по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Банк в день предъявления сертификата проверяет соответствие данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в паспорте владельца сертификата, заключает с владельцем сертификата договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств субсидии.

В случае выявления несоответствий в оформлении сертификата банк возвращает его владельцу и отказывает в заключении договора банковского счета.

В случае устранения указанных несоответствий владелец сертификата вправе повторно обратиться в банк для заключения договора банковского счета. В случае несоответствия паспортных данных владельца сертификата данным, указанным в сертификате, вследствие замены паспорта заключение договора банковского счета производится при наличии справок органов, осуществивших замену паспорта. 31. В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношения банка и владельца сертификата, на чье имя открыт банковский счет (далее — распорядитель счета), условия закрытия банковского счета, порядок перевода остатка средств с банковского счета, а также может быть указано доверенное лицо по распоряжению этим счетом.

Договор банковского счета заключается на срок действия сертификата и может быть расторгнут в течение срока его действия по письменному заявлению распорядителя счета.

Сертификат после заключения договора банковского счета не возвращается владельцу сертификата, за исключением случая, указанного в пункте 33 настоящих Правил. Открытие банковского счета и операции по переводу с него остатка средств осуществляются за счет средств распорядителя счета.

32. Банк ежемесячно, до 3 числа, по состоянию на 1 число месяца, представляет в уполномоченный орган информацию о заключении с владельцами сертификатов договоров банковского счета, об отказе в заключении договоров, об их расторжении без зачисления средств субсидии и о переводе остатка средств с банковского счета. Уполномоченный орган на основании полученной от банка информации и реестра выданных сертификатов формирует и ведет реестр заключенных договоров банковского счета.

33. В случае возникновения обстоятельств, требующих замены выданного сертификата, распорядитель счета обращается в банк с заявлением о расторжении договора банковского счета.

При расторжении договора банковского счета распорядителю счета выдается соответствующая справка и возвращается сертификат. V. Оплата приобретаемого жилого помещения 34. Распорядитель счета в пределах срока действия договора банковского счета имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе квартиру (комнату), индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Указанное жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в сертификате. Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основания для признания гражданина — владельца сертификата нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого оно расположено. 35. Распорядитель счета имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств.

36. Для оплаты приобретаемого жилого помещения в течение срока действия договора банковского счета распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор, явившийся основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение (далее — договор о приобретении жилого помещения), и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (далее — свидетельство). В случае приобретения 2-х и более жилых помещений договоры о приобретении жилых помещений и свидетельства должны представляться в банк одновременно.

При этом распорядитель счета дает банку распоряжение о перечислении средств со своего банковского счета для оплаты жилого помещения либо предоставляет такое право банку в договоре банковского счета. В договоре о приобретении жилого помещения указываются реквизиты сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате приобретаемого жилого помещения.

В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер субсидии, указанной в сертификате, в договоре должен быть определен порядок уплаты недостающей суммы. 37. Банк в течение 3 банковских дней с даты получения документов, указанных в пункте 36 настоящих Правил, осуществляет их проверку и принимает договор о приобретении жилого помещения для оплаты. Допускается принятие договора о приобретении жилого помещения для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения ниже размера субсидии, указанного в сертификате.

Оригиналы договора о приобретении жилого помещения и свидетельства хранятся в банке до перечисления средств лицу (лицам), указанному в договоре, или до отказа от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета. 38. В случае отказа банка в принятии договора о приобретении жилого помещения для оплаты или отказа банка от оплаты распорядитель счета уведомляется банком в письменной форме с указанием причин отказа.

При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

39. Банк в течение одного банковского дня после принятия решения о принятии договора о приобретении жилого помещения для оплаты направляет в уполномоченный орган по согласованной с ним форме заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты приобретаемого жилого помещения. 40. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после получения от банка заявки на перечисление средств федерального бюджета проверяет ее на соответствие данным, содержащимся в реестре заключенных договоров банковского счета, и при их соответствии перечисляет средства субсидии банку.

При несоответствии указанных данных перечисление средств субсидии не производится, о чем уполномоченный орган в указанный срок уведомляет банк.

41. В случае приобретения распорядителем счета жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств кредитных организаций, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств субсидии кредитным организациям в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в кредитной организации на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Допускается оплата за счет средств субсидии услуг по подбору жилья и оформлению правоустанавливающих документов, если требования по оплате указанных услуг отражены в договоре о приобретении жилого помещения. 42. Банк ежемесячно сообщает в уполномоченный орган сведения об оплате договоров о приобретении жилых помещений по каждому сертификату.

43. Уполномоченный орган на основании реестра заключенных договоров банковского счета и сведений об оплате договоров о приобретении жилых помещений формирует и ведет реестр оплаченных сертификатов по форме согласно приложению N 5.

44. По истечении срока действия договора банковского счета операции банка по оплате договора о приобретении жилого помещения осуществляются в случае, если: а) до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор о приобретении жилого помещения для оплаты (на проверку), но оплата не произведена; б) в банк до истечения срока действия договора банковского счета представлена расписка органа юстиции, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о получении им документов для государственной регистрации прав с указанием сроков оформления государственной регистрации. Договор о приобретении жилого помещения и свидетельство представляются в банк не позднее 2 рабочих дней после срока, указанного в расписке этого органа юстиции, при этом принятие банком договора о приобретении жилого помещения для оплаты осуществляется в порядке, установленном пунктом 36 настоящих Правил. 45. Уполномоченный орган ежемесячно, по состоянию на 1 и 15 число, направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о перечислении средств субсидии банку.

Указанная информация представляется по каждому сертификату.

46. Уполномоченный орган направляет выписки из реестров оплаченных сертификатов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выдавшие сертификаты.

Указанные выписки направляются ежемесячно, до 10 числа, и являются основанием для снятия гражданина — получателя субсидии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

VI. Заключительные положения 47. Субсидия считается предоставленной гражданину — получателю субсидии с момента перечисления банком средств субсидии для оплаты приобретаемого жилого помещения.

Улучшение в последующем жилищных условий граждан, которые приобрели жилые помещения с помощью субсидии, осуществляется на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. 48. Сертификаты, находящиеся в банке, погашаются банком в устанавливаемом им порядке. Погашенные сертификаты подлежат хранению в течение 3 лет.

Сертификаты, не предъявленные в банк в порядке и сроки, установленные настоящими Правилами, считаются недействительными.

Приложение №1(gif, GIF, 35 Кб)Приложение №2(gif, GIF, 44 Кб)Приложение №3(gif, GIF, 21 Кб)Приложение №4(gif, GIF, 115 Кб)Приложение №5(gif, GIF, 34 Кб)

Этапы реализации сертификата:

  • Открыв счет в банке, владельцу сертификата необходимо в течении 7 месяцев заключить договор на покупку квартиры, а также зарегистрировать его и предоставить в банковскую организацию, где открыт счет, на проверку.
  • Когда договор будет проверен банком, организация отправляет заявку на перечисление денежных средств по сертификату в казначейство, уже в течении 5 рабочих дней вся сумма должна быть перечислена на открытый счет владельца сертификата.
  • После получения документа в уполномоченных органах необходимо в течении 3-х месяцев обратиться в банк и открыть там счет, куда в последующем будут перечисляться деньги по сертификату. Стоит напомнить, что сертификат используется только в безналичной форме, денежные средства перечисляются на специальный счет и могут быть использованы только на покупку жилья.

Важно! Закон не запрещает использование нескольких источников оплаты по договору приобретения жилья, поэтому если денежных средств, выданных по сертификату, недостаточно для оплаты квартиры, владелец сертификата имеет право дополнить сумму из своих сбережений или посредством кредитных средств. Договор банковского вклада, как правило, заключается на срок действия сертификата, однако он может быть продлен если:

  1. вкладчик не успел в срок, установленный законом, зарегистрировать квартиру. В этом случае гражданин должен принести в банк соответствующие подтверждения, устанавливающие факт передачи документов на регистрацию, где указываются срок окончания регистрации и дата выдачи свидетельства о праве собственности.
  2. банк не успел перечислить денежные средства на открытый счет чернобыльца;

Важно!

В договоре купли-продажи недвижимости должны быть обязательно указаны сведения о жилищном сертификате.

Например, можно прописать, что часть денег выплачивается покупателем в момент заключения договора, а другая только после перечисления субсидий на счет покупателя.

Если сертификат не будет фигурировать в договоре, банк вправе отказать в принятии этого документа и, соответственно, в перечислении субсидии. Закон позволяет заявителю обратиться за заменой сертификата, если по каким-либо причинам он не был использован в первый раз.

Для этого нужно обратиться в органы, выдавшие сертификат и написать там заявление установленного образца. К заявлению потребуется приложить справку из банка о закрытии счета, подтверждающую отсутствие перечисления на его денежный средств по сертификату и документы, которые объясняют обстоятельства не использования сертификата в первый раз. Решение о выдаче нового сертификата принимается уполномоченными органами в течении 30 рабочих дней.

Размер выплаты для пострадавших на Чернобыльской АЭС по жилищному сертификату

Субсидия рассчитывается исходя из данных средней стоимости жилплощади.

В расчет берется стоимость одного квадратного метра в регионе, а также норма жилплощади. Стоимость одного квадратного метра определяется в регионе самостоятельно уполномоченными органами субъекта.

Однако в Постановлении Правительства РФ №153 указано, что для некоторых регионов существуют свои дополнительные коэффициенты. Нормативы жилплощади определяются исходя из количества проживающих лиц на территории квартиры, а именно:

  1. для семьи из двух человек норма жилплощади на двоих составляет 42 кв.м.;
  2. для одиноких лиц, проживающих в квартире, положенная норма жилплощади составляет 33 кв.м.;
  3. для семьи из трех и более человек жилплощадь предоставляется в размере 18 кв.м. на одного человека.

Кроме того, семьям дополнительно могут быть предоставлены 15 кв.м., в зависимости от обстоятельств семьи, в соответствии с причинами, установленными законодательством. Например, причиной для расширения территории может стать проживание семьи с инвалидом.

Для того, чтобы получить дополнительные квадратные метры, требуется соблюдение следующих условий:

  1. у лица проживающего на одной жилплощади с семьей нет другой недвижимости;
  2. если у человека имеется в собственности жилплощадь без обременений, он должен передать ее безвозмездно государству.
  3. договор социального найма — если у гражданина такой заключен, должен быть расторгнут;

Расчет выглядит следующим образом: Семья из трех человек имеет право на жилплощадь в размере 18*3 = 54кв.м. Квартира приобретается в Москве, где повышающий коэффициент составляет 1,2.

Стоимость одного квадратного метра в Москве составляет 91 670р. 54*1.2* 91 670 = 5 940 216р.

Какие льготы положены чернобыльцам в 2020 году

Если в 2010 году ликвидаторам было выделено только 27 сертификатов, в 2011 — 102 документа, то уже в 2012 году в этом вопросе произошел существенный прорыв.

Ликвидаторы и пострадавшие от аварии на ЧАЭС получили сразу 493 сертификата на сумму 716 миллионов рублей.

В прошлом году были обеспечены чуть более сотни льготников, остававшихся в очереди. Впрочем еще совсем недавно сертификат на жилье полагался только тем «чернобыльцам», кто встали на учет до 1 января 2005 года. Такое положение ставило в неравные условия всех ликвидаторов чернобыльской катастрофы.