Главная - Регистрация граждан - Нотариат в системе органов юстиции

Нотариат в системе органов юстиции


Нотариат в системе правоприменительных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»


ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 34 ББК 67 © М.И. Никитин, 2020 Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право НОТАРИАТ В СИСТЕМЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мамука Иванович Никитин, старший научный сотрудник отделения обеспечения научного сотрудничества НИО УОНиРИД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д.

12) E-mail: Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации о нотариате обосновано несколько суждений: нотариат является правоприменительным органом, причем, как государственным (нотариальные органы), так и негосударственным (частный нотариат); нотариат (и государственный, и негосударственный) не может рассматриваться как правоохранительный орган; деятельность нотариата по содержанию может быть определена как разновидность правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г., нотариат, правоприменительный орган, правоохранительный орган. NOTARY IN THE SYSTEM OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES RUSSIAN FEDERATION Nikitin I.

Mamuka, senior researcher of the Department for the Provision of Scientific Cooperation of the Research and Development Institute UONIRID Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: Annotation. In the article, on the basis of the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation on notaries, several judgments are justified: the Notariat is a law enforcement body, and both state (notarial bodies) and non-state (private Notariat); the Notariat (both state and non-state) cannot be considered a law enforcement body; the activity of the notary can be defined as a type of law enforcement activity.

Keywords: legislation, normative legal act, Federal law of the Russian Federation, the Basis of the legislation of the Russian Federation on notaries dated February 11, 1993, notary, law enforcement Agency, law enforcement Agency. Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Для цитирования: Никитин М.И. Нотариат в системе правоприменительных органов Российской Федерации.

Вестник Московского университета МВД России.

2020;(3):80-82. Предметом данной статьи является статус нотариата в Российской Федерации.

Иначе говоря, нами предпринята попытка определения принадлежности нотариата к правоприменительным органам, в том числе и к правоохранительным органам. Кратко о правоприменении, которое, как правило, осуществляют правоприменительные органы. Еще в СССР ученые исследовали правоприменительную деятельность1.

Еще в СССР ученые исследовали правоприменительную деятельность1.

С.А. Тверитин под правоприменительной деятельностью понимал

«организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий ос- новного и вспомогательного характера, выраженных в правоприменительных актах»

2. А.В. Кашанин и С.В. Третьяков по существу высказали верное суждение: «2.

Вопрос о понятии правоприменения неразрывно связан с дискуссией о понятии права. С одной стороны, определение правоприменения требует уточнения своего объекта, а именно ответа на вопрос о том, что является правом. 1 Правоприменение в Советском государстве: Моногр.

/ Отв. ред. И.Н. Кузнецов, И.С. Самощенко. М.: Юридическая литература, 1985. С. 2. 2 Тверитин С.А. Правоприменение как особая форма реализации права: Лекция. ВИПК МВД России, 2002. С. 17. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ С другой, — обоснование понятия права требует его отделения от иных явлений, к праву не относящихся, что определяет необходимость рассмотрения реальных процессов упорядочения поведения людей при помощи правил общего характера»3.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ С другой, — обоснование понятия права требует его отделения от иных явлений, к праву не относящихся, что определяет необходимость рассмотрения реальных процессов упорядочения поведения людей при помощи правил общего характера»3. По мнению В.М. Паламарчука, правоприменение

«выступает универсальным элементом механизма функционирования любого государства»

4. Противоречивы суждения ученых и практиков и относительно статуса нотариата и о содержании его деятельности.

Так, Т.Н. Трошкина при определении «организационной основы нотариальной деятельности» высказала следующее обобщающее суждение: «Нотариат — это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствована документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Но нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам.

Нотариальная функция является юрисдикционной функцией.

Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию.

И эта функция определяет порядок организации и структуру нотариата, его компетенцию и методы его деятельности»5. Представляется небесспорным суждение Е.В.

По-госян: «Таким образом, только нотариат с его уникальной двойственной правовой природой способен эффективно исполнять функции, возложенные на него государством. Уникальность института нотариата заключается в том, что он позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет самих участников, без каких-либо затрат со стороны государства.
Уникальность института нотариата заключается в том, что он позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет самих участников, без каких-либо затрат со стороны государства. Тем самым институт нотариата дает государству возможность реализовывать во всей полноте свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан»6.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Правоприменителем С.

Смирновым, при обосновании выделения нотариального права в качестве са- мостоятельной отрасли права, высказаны следующие суждения: «В последние годы принимаются меры по реформированию нотариата в России, которые приносят определенные результаты.

Развивается нотариат латинского типа, усиливается государственно-правовое воздействие на упорядочение нотариальных отношений.

Идет процесс совершенствования нотариального законодательства. Перспективы развития нотариата предполагается определить в Федеральном законе

«Об организации нотариата и нотариальной деятельности»

; «Если отрасль как учебная дисциплина определена в государственном образовательном стандарте, отрасли системы наук о праве и государстве установлены в номенклатуре специальностей научных работников, а отрасль системы законодательства — в классификаторе правовых актов, то отрасль права как правовая общность не формализована, на практике нет единого перечня отраслей права.

Представляется, необходимо разработать такой реестр отраслей права»7. Некоторые авторы (Н.Д. Эриашвили, В.Н.

Га-лузо и др.), подразделив нотариат на две группы — государственный и негосударственный, определяют принадлежность такового к правоприменительным органам. Причем они же при соотнесении терминов «правоприменительные органы» и «правоохранительные органы» как род и вид, нотариат не относят к правоохранительным органам8.

Причем они же при соотнесении терминов «правоприменительные органы» и «правоохранительные органы» как род и вид, нотариат не относят к правоохранительным органам8.

Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации9 об организации и деятельности нотариата. 3 Правоприменение (теория и практика): Моногр. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, 2008.

С. 71. 4 Паламарчук В.М. Правоприменение в правом государстве: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2011.

С. 9. 5 Трошкина Т.Н. Организационные основы нотариальной деятельности (подготовлена для СПС «КонсультантПлюс», 2001).

6 Погосян Е.В. Особый характер нотариальных функций // Нотариус. 2013. № 1. С. 11-13. 7 Смирнов С. Нотариальное право — самостоятельная отрасль // Законность. 2005. № 12. 8 Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15-16; Он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право.

С. 15-16; Он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право.

2012. № 11. С. 110-113; Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 9-е изд., перераб. и доп. / Под ред.

И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой.

М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013.

С. 314-352. 9 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25 декабря 1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (см.: Галузо В.Н.

Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России.

2010. № 5. С. 119-123). № 3 / 2020 Вестник Московского университета МВД России 81 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности нотариата, и по юридической силе приравненным к закону РФ (но не к федеральному закону РФ, ибо таковые в Российской Федерации начали приниматься с 1994 г.)10, выступают:

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»

от 11 февраля 1993 г.11. В ст. 1 названного нормативного правового акта закреплены следующие положения: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен., ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции .

в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции . выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса.

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные ст. 37 настоящих Основ, имеют, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления му- ниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли».

Ввиду участия нотариусов при осуществления всех видов доказывания при правоприменении12 необходимо повысить статус нормативного правового акта —

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»

и представить его как Федеральный закон РФ «Об основах нотариальной деятельности в Российской Федерации». А в субъектах Российской Федерации принять соответствующие нормативные правовые акты. Например, в г. Москве таковым мог бы быть Закон г.

Москвы «О нотариате в городе Москве»13.

Таким образом, законодательство о нотариате в Российской Федерации нуждается в кардинальном реформировании. Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, нотариат является правоприменительным органом, причем, как государственным (нотариальные органы), так и негосударственным (частный нотариат). Во-вторых, нотариат (и государственный, и негосударственный) не может рассматриваться правоохранительным органом.

В-третьих, деятельность нотариата по содержанию может быть определена как разновидность правоприменительной деятельности. 10 Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. N° 8. С. 28-30; Онже: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование.

Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30. 11 Ведомости СНД РФ и ВС РФ.

1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2003.

№ 50. Ст. 4855; 2020. № 1 (ч. I). Ст. 90. 12 Доказывание при правоприменении в Российской Федерации: Моногр. 4-е изд., испр. и доп. / Под ред.

В.Н. Галузо. М.: ТЕИС, 2020. 13 Ныне в г. Москве действует Закон г. Москвы

«Об организации и деятельности нотариата в городе Москве»

от 19 апреля 2006 г. // Ведомости МГД. 2006. № 5. Ст.

107.

Полномочия территориального органа юстиции в сфере нотариата

Полномочия в сфере нотариата В соответствии Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённым приказом Минюста России от 03.03.2014 №26 в сфере нотариата Управление осуществляет следующие полномочия: 1) в установленном порядке открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъекте (субъектах) Российской Федерации; 2) осуществляет в установленном контроль за исполнением нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, профессиональных обязанностей; 3) ведет учет сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов; 4) ведет реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, а также осуществляет выдачу выписок из указанного реестра; 5) объявляет конкурс и совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации образует конкурсную комиссию на замещение вакантной должности нотариуса; 6) образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью; 7) совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации организует прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; 8) осуществляет контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления; 9) совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой; 10) совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу; 11) в установленном порядке принимает решение об изменении территории деятельности нотариуса по согласованию с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации; 12) в установленном представляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе; 13) учреждает и ликвидирует должности нотариусов в субъекте Российской Федерации по согласованию с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. Правовое обеспечение по реализации контрольно-надзорных полномочий в сфере нотариата — Основы законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11.02.1993 №4462-1; — Указ Президента Российской Федерации от 22.07.2002 №767 «Об использовании государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»; — Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, принят Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16.11.2015; — Закон Мурманской области от 04.03.2010 №1213-01-ЗМО «Об определении пределов нотариальных округов Мурманской области и количества должностей нотариусов в нотариальных округах Мурманской области»; — приказ Минюста России от 16.04.2014 №78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства»; — приказ Минюста России от 19.12.2013 №229 «Об утверждении Примерной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой»; — приказ Минюста России от 27.12.2016 №313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления»; — приказ Минюста России от 30.08.2017 №156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ её фиксирования»; — приказ Минюста России от 17.06.2014 №129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата»; — приказ Минюста России от 29.06.2015 №147 «Об утверждении Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен»; — приказ Минюста России от 16.01.2018 №3 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен»; — приказ Минюста России от 29.06.2015 №151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса»; — приказ Минюста России от 29.06.2015 №150 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии»; — приказ Минюста России от 21.06.2000 №178 «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приёму экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности»; — приказ Минюста России от 30.03.2018 №63 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса»; — Положение о порядке выдачи нотариальными палатами субъектов Российской Федерации рекомендаций лицам, желающим принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, утв. Решением Правления ФНП от 18-19.08.2011, протокол N 05/11; — приказ Минюста России от 29.06.2015 №148

«Об утверждении Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса»

; — приказ Минюста России от 14.01.2010 №1 «Об утверждении Порядка изменения территории деятельности нотариуса»; — приказ Минюста России от 29.06.2015 №157 «Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность»; — приказ Минюста России от 23.12.2009 №430 «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса»; — приказ Минюста России от 26.11.2008 №275 «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе»; — приказ Минюста России от 06.06.2017 №97 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов»; — приказ Минюста России от 30.12.2015 №324 «Об утверждении порядка и формы учёта сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов»; — приказ Минюста России от 29.06.2015 №156 «Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность»; — приказ Минюста России от 22.01.2016 №13 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов».

Компетенция Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере нотариата.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: 1) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации в сфере нотариата; 2) разрабатывает и представляет руководству Минюста России предложения по внесению Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов в сфере нотариата, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; 3) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России в сфере нотариата, в том числе: — порядок ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен; — порядок и форму учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов; — инструкцию о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов; — порядок проведения территориальными органами Министерства проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов; — порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность; — формы уведомления нотариусом залогодателя (должника) об исполнении обязательства, обеспеченного залогом; — порядок назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе. 4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам нотариата, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Минюста России; 5) участвует в осуществлении организационного и методического руководства деятельностью территориальных органов Минюста России и контроля за реализацией ими правоприменительных функций; 6) участвует в проведении проверок деятельности территориальных органов Министерства в сфере нотариата, анализирует эту деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию; 7) в рамках установленной компетенции проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов; 8) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним; 9) организует работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации; 10) организует работу по наделению территориальными органами Минюста России на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; 11) в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей; 12) участвует в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельности; 13) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по утверждению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка: — определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе; — изменения территории деятельности нотариуса; — учреждения и ликвидации должности нотариуса; — допуска к квалификационному экзамену лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью; — проведения квалификационного экзамена с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов; — передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу; — сложения полномочий нотариуса по достижении им семидесятипятилетнего возраста, проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность; — прохождения стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса; — замещения временно отсутствующего нотариуса; — обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; — взаимодействия Федеральной нотариальной палаты и нотариуса при регистрации уведомления о залоге движимого имущества; — направления нотариусу в электронной форме заявления о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества; — перечня тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене; — положения о квалификационной комиссии; — положения об апелляционной комиссии; — правил нотариального делопроизводства; — состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов; — требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата и порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата; — форм уведомлений о залоге движимого имущества, свидетельств о регистрации уведомления о залоге движимого имущества, выписок из реестра уведомлений о залоге движимого имущества; — формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядок их оформления, формы предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата. 14) обеспечивает реализацию Минюстом России полномочий по образованию совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельности; 15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок; 16) готовит аналитические, информационные, методические, справочные и иные материалы по вопросам нотариата; 17) участвует в работе по защите интересов Министерства, его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений; 18) выдает выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.

2. Полномочия органов юстиции в системе нотариата рф.

Проведение конкурсного отбора при наделении лица полномочиями нотариуса. Контроль подразумевает наличие 2 субъектов – контролирующего и подконтрольного. В качестве контролирующего выступает орган юстиции, но в качестве подконтрольного субъекта нет нотариуса, здесь только лица, которые желают заниматься нотариальной деятельностью.

Контрольная функция органов юстиции является наименее разработанной в действующем законодательстве. Основы законодательства о нотариате 1993г. позволяют говорить лишь о предварительном контроле и только в отношении лиц, ещё не имеющих статуса нотариуса.

Поэтому в существующем виде можно говорить об ограниченном контроле органов юстиции в системе нотариата, т.к.

все указанные контрольные полномочия не связаны с самой профессиональной деятельности, поскольку во всех случаях отсутствует нотариус как подконтрольный субъект.

Выдача лицензии носит в основном технический характер и завершает процесс оформления допуска гражданина к осуществлению нотариальной функции.

Принятие квалификационного экзамена означает лишь оценку профессиональной пригодности специалиста (она не позволяет оценить деловые, моральные и иные личные качества экзаменующегося).

Конкурс направлен на отбор профессионалов высокого уровня, обладающих необходимыми знаниями, из числа лиц, успешно сдавших экзамен и получивших лицензию. В литературе в целях усиления контрольной функции органов юстиции предлагается закрепить в законодательстве следующие контрольные полномочия:

  1. 08.06.2016431.1 Кб
  2. 08.06.201643.01 Кб
  3. 08.06.20161.01 Mб
  4. 08.06.2016406.53 Кб
  5. Наделение полномочиями нотариуса лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса Стр 9 из 23 Соседние файлы в папке
    • 08.06.2016418.3 Кб
    • 08.06.20161.01 Mб
    • 08.06.2016574.46 Кб
    • 08.06.2016431.1 Кб
    • 08.06.2016508.93 Кб
    • 08.06.2016293.89 Кб
    • 08.06.2016406.53 Кб
    • 08.06.2016356.86 Кб
    • 08.06.2016748.03 Кб
    • 08.06.201643.01 Кб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  6. 08.06.2016574.46 Кб
  7. Определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе
  8. 08.06.2016418.3 Кб
  9. 08.06.2016293.89 Кб
  10. Право должностных лиц органов юстиции возбуждать дисциплинарное производство в отношении нотариуса, совершившего противоправный поступок при осуществлении нотариальной деятельности на основании фактов нарушений, выявленных при проведении текущих проверок и обращений граждан. На сегодняшний день такое дисциплинарное производство может быть возбуждено только нотариальной палатой.

  11. Право органов юстиции следить за определением и взиманием нотариального тарифа (порядок его оплаты должен быть определён в специальном законе).

    Отличительной чертой нотариата в России является то, что субъект государственного управления рассматриваемой сферы выполняет свои функции не самостоятельно, а совместно с объединением нотариусов – ФНП и региональными палатами субъектов федерации. Однако механизм согласования совместных решений нотариальной палаты и органа юстиции абсолютно не урегулирован действующим законодательством, что на практике не редко влечёт за собой противостояние двух неоднородных органов – органа юстиции и нотариальной палаты – по спорным вопросам. К совместным полномочиям по Основам законодательства о нотариате относятся следующие:

    • Принятие квалификационного экзамена на право нотариальной деятельности. В состав квалификационной комиссии входят по должности руководитель соответствующего органа юстиции и президент РНП или другой её представитель. Персональный состав утверждается МинЮстом России по предложению соответствующего органа юстиции на 3 года. Руководитель органа юстиции – председатель комиссии, а президент РЕП – его заместитель.
    • Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении частнопрактикующих нотариусов. Механизм проведения проверок законом не урегулирован.
    • Определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе
    • Проведение конкурса при решении вопроса о наделении нотариуса полномочиями
    • Принятие решения о передаче документов другому нотариусу
    • Изменение территории деятельности нотариуса
    • Наделение полномочиями нотариуса лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса Стр 9 из 23 Соседние файлы в папке
      • 08.06.2016418.3 Кб
      • 08.06.20161.01 Mб
      • 08.06.2016574.46 Кб
      • 08.06.2016431.1 Кб
      • 08.06.2016508.93 Кб
      • 08.06.2016293.89 Кб
      • 08.06.2016406.53 Кб
      • 08.06.2016356.86 Кб
      • 08.06.2016748.03 Кб
      • 08.06.201643.01 Кб

      Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  12. Принятие квалификационного экзамена на право нотариальной деятельности.

    В состав квалификационной комиссии входят по должности руководитель соответствующего органа юстиции и президент РНП или другой её представитель. Персональный состав утверждается МинЮстом России по предложению соответствующего органа юстиции на 3 года.

    Руководитель органа юстиции – председатель комиссии, а президент РЕП – его заместитель.

  13. 08.06.2016356.86 Кб
  14. Изменение территории деятельности нотариуса
  15. 08.06.2016748.03 Кб
  16. 08.06.2016508.93 Кб
  17. Принятие решения о передаче документов другому нотариусу
  18. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении частнопрактикующих нотариусов.

    Механизм проведения проверок законом не урегулирован.

  19. Проведение конкурса при решении вопроса о наделении нотариуса полномочиями
  20. Право органов юстиции отстранять нотариусов от осуществления профессиональных функций до решения вопроса о привлечении его к ответственности по существу (срок отстранения должен быть ограничен строгими временными рамками, например, не более 6 месяцев).

Электронная библиотека

/ / 5.2 Полномочия органов юстиции по организации деятельности и контролю за нотариатом В соответствии с положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ.

Правительство РФ координирует деятельность Минюста России. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также с положением о Министерстве юстиции Российской Федерации. Основными задачами Минюста России являются: 1) реализация государственной политики в сфере юстиции; 2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства; 3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; 4) обеспечение установленного порядка деятельности судов; 5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов; 6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Таким образом, совершенно логично, что система органов Минюста и институт нотариата, являясь правоохранительными по характеру задач и функций, сотрудничают при осуществлении своей деятельности.

Многообразие задач и широта полномочий Минюста предопределяют эффективность осуществляемого им контроля в сфере организации и деятельности нотариата.

В числе основных функций Минюста России, непосредственно касающихся организации деятельности нотариата и контроля за соблюдением законности в деятельности нотариусов, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации называет: · наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации (п. 34); · осуществление в установленном порядке контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства (п.

35); · организация выдачи лицензий на право осуществления нотариальной деятельности, утверждение форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществление иных полномочий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (п.

36); · удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств (п. 41). Кроме того, определенный контролирующий потенциал имеет деятельность Минюста по проведению юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. К мерам превентивного контроля, способствующим единообразию нотариальной практики, можно отнести полномочия Минюста: · по изучению практики применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разработке и представлению в установленном порядке предложений по его совершенствованию; · по организации работы по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции; · по обеспечению сбора и обработки статистических данных, разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции.

Минюст России в пределах своей компетенции вправе запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц и привлекать для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Минюст России вправе издавать постановления, приказы распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Основы законодательства РФ о нотариате конкретизируют полномочия Минюста по организации деятельности нотариата и контролю за осуществлением нотариальной деятельности: · непосредственно полномочия органов юстиции по контролю за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей закреплены в ст.

34 Основ, в соответствии с которой контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции. Кроме того, органы юстиции имеют и ряд иных важных функции по организации нотариата и осуществлению нотариальной деятельности; · Министерство юстиции РФ ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (ст.

1). В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий; · совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты сокращается срок стажировки для лиц, претендующих на должность нотариуса, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 2); · органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга выдается лицензия на право нотариальной деятельности на основании решения квалификационной комиссии (ст.

3). Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции РФ; · квалификационная комиссия, принимающая экзамен у лиц прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью, образуется при органах юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителей нотариальной палаты Представители Министерства юстиции РФ могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии (ст. 4); · апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах (ст.

4); · положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст.

4); · В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 7); · нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст.

9); · контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – органы юстиции совместно с нотариальными палатами (ст. 9); · в соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой; · количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой; · наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой; · орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу; · совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты может быть изменена территория деятельности нотариуса (ст.

13); · в соответствии со ст. 19 назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции на основании трудового договора; · лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса (ст.

20), наделяется полномочиями нотариуса органом юстиции совместно с нотариальной палатой; · при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение нотариальных действий по выдаче свидетельств о праве на наследство и принятию мер к охране наследственного имущества поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой (ст.

36); · в соответствии со ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции РФ; · статья 47 Основ, закрепляющая ограничения права совершения нотариальных действий, определяет, что в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации нотариальное действие должно быть совершено в определенной нотариальной конторе, место его совершения определяется в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ; · формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Министерством юстиции РФ (ст.

51); · если международный договор Российской Федерации относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ (ст.

109). Проанализировав характер и содержание полномочий Министерства юстиции и органов юстиции субъектов РФ, можно отметить следующее: · во-первых, полномочия по контролю реализуются как в сфере превентивного, так и текущего контроля, например, контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, или контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах (в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – совместно с нотариальными палатами); · во-вторых, многие контрольные полномочия органов юстиции реализуются только совместно с органами нотариального самоуправления – нотариальными палатами, что полностью отвечает характеру нотариата как института гражданского общества; · в-третьих, в России существует две категории нотариусов (работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой), а главное, они имеют неодинаковый правовой статус, что предопределяет различную компетенцию органов юстиции по отношению к ним.