Главная - Наследство - Негосударственные экономические организации

Негосударственные экономические организации


— другие, не запрещенные законом поступления.


Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Федеральный закон

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

[5,С.63].

В соответствии с данным Законом источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться: Уставный капитал. Гражданским Кодексом Российской Федерации не предусмотрена необходимость формирования уставного капитала некоммерческой организацией, однако регистрирующие органы требуют внесения уставного капитала при создании благотворительного фонда. В Указе Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года № 1482

«Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»

(пункт 3, подпункт «г») говорится, что уставной капитал должен составлять не менее 100 минимальных заработных плат.

В таком размере его обычно и формируют [16, С.64]. При формировании уставного капитала учредителям необходимо учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 118 Гражданского Кодекса, имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Порядок формирования, доли учредителей, сроки внесения денежных средств и (или) имущества в уставной капитал определяются в уставе и учредительном договоре.

При регистрации некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм формирование уставного капитала не является обязательным, но поскольку в законодательстве не содержится прямого запрета на такие действия, учредители по своему усмотрению имеют право его сформировать. Членские взносы. Членские и вступительные взносы присутствуют как источник формирования имущества в организационно-правовых формах, предусматривающих членство, а именно: в общественных объединениях, религиозных организациях, партиях, ассоциациях (союзах).

Сроки, размеры и порядок внесения членских взносов предусматриваются уставом общественного объединения или религиозной организации. Таким образом, возникает возможность дифференцированного подхода к определению размеров, сроков и порядка внесения взносов для каждого члена организации.

Более того, в уставе общественной или религиозной организации может и не предусматриваться внесение вступительных и членских взносов. Устав членской организации может предусматривать внесение вступительных и членских взносов, как финансовыми средствами, так и имуществом в натуральном выражении. Члены общественных и религиозных объединений утрачивают право собственности на имущество, переданное в качестве членских взносов (пункт 2 статьи 117 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Целевые взносы учредителей. Принимая решение о создании некоммерческой организации, учредители, помимо передачи средств в качестве уставного капитала, имеют право передать организации право собственности на имущество, необходимое для осуществления уставных целей и задач. Благотворительные и иные общественные фонды, являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им учредителями.

Такое имущество закрепляется на балансе в качестве основных средств. В ходе деятельности организации учредители также имеют право передать некоммерческой организации денежные средства или имущество. При этом в договоре о передаче имущества могут быть оговорены как обще уставные, так и конкретные цели и виды деятельности, на которые может быть использовано имущество.

При передаче имущества учредитель (участник) имеет право требовать заключения договора, в котором может быть оговорена цель передачи имущества и ответственность некоммерческой организации за использование имущества не по назначению. Добровольные пожертвования и гранты.

Независимо от организационно-правовой формы некоммерческой организации, источником формирования ее имущества могут являться добровольные пожертвования юридических и физических лиц.

С некоторых пор в некоммерческом секторе прочно укрепился термин «грант».

До недавнего времени этот термин обозначал пожертвования иностранных благотворительных организаций. Тем не менее, понятие гранта, как источника доходов некоммерческих организаций, прочно вошло в законы и подзаконные акты.

В 1995 году термин грант получил признание на уровне федеральных законов.

Так, в Законе «Об общественных объединениях» упоминается государственный грант — форма государственного целевого финансирования общественно полезных программ общественных объединений (ст.

17). В Законе

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

в качестве одного из источников формирования имущества благотворительной организации называется благотворительный грант (ст.

15). При этом, необходимо отметить, что законодатель большое внимание уделяет вопросам правового регулирования государственных грантов.

Укажем, к примеру, Постановление Правительства Российской Федерации № 633 от 23 мая 1996 года

«О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых — докторов наук и государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации»

[20, С.64].

Этим постановлением предусмотрены конкурсный порядок предоставления грантов Президента, круг возможных соискателей таких грантов, порядок создания и деятельности Совета по грантам Президента Российской Федерации и др. Следует отметить — законодатель не дал ясного определения понятию «грант». Более того, различные правовые акты содержат порой взаимоисключающие определения.

Например, Федеральный Закон «Об общественных объединениях» указывает, что грант — это форма государственного целевого финансирования (ст.

17). Доходы от предпринимательской деятельности. Законодательство наделяет некоммерческие организации правом ведения предпринимательской деятельности.

Однако здесь есть принципиальные положения, которые непременно следует учитывать. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Общественные объединения. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации [14, С.64].

Общественные объединения. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом

«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

и другими законодательными актами Российской Федерации [14, С.64]. Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах (ст. 37 Закона «Об общественных объединениях»). Закон «О некоммерческих организациях» устанавливает, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов (ст.

24). Некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность не только непосредственно, но и через учреждаемые ими предприятия. Прибыль, полученная некоммерческими организациями, не может быть распределена между членами, участниками, собственниками некоммерческих организаций и используется исключительно в соответствии с уставными целями некоммерческих организаций. К самостоятельной предпринимательской деятельности некоммерческих организаций может быть отнесена деятельность по реализации производимой продукции, работам и услугам, торговля покупными товарами и оборудованием, посредническая деятельность, внереализационные операции (доходы от реализации и сдачи в аренду имущества, доходы от акций и облигаций и иных ценных бумаг, доходы от участия в деятельности предприятий, другие доходы, не связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг).

При осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности некоммерческие организации приравниваются к предприятиям, т. е. становятся субъектами предпринимательской деятельности и подпадают под действие законодательства о предпринимательской деятельности. В частности, на действующие и вновь создаваемые некоммерческие организации распространяется действие Положения

«О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности»

от 8 сентября 1994 года [24, С.65].

Если учредительными документами некоммерческим организациям предоставляется право на ведение предпринимательской деятельности, то в соответствии с названным Положением они подлежат государственной регистрации органами, осуществляющими регистрацию некоммерческих организаций. В соответствии с Законом «О потребительской кооперации» потребительские кооперативы в интересах пайщиков осуществляют заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.
В соответствии с Законом «О потребительской кооперации» потребительские кооперативы в интересах пайщиков осуществляют заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную не запрещенную законодательством РФ деятельность. Предпринимательская деятельность потребительских кооперативов является дополнительной к основной некоммерческой деятельности.

Например, гаражный потребительский кооператив может открыть производственные мастерские для обслуживания своих членов и других лиц за плату; ЖСК может сдать нежилые помещения в аренду. Потребительские кооперативы, ассоциации вправе создавать заготовительные, торговые, производственные и другие предприятия, учреждать банки, страховые общества. Потребительские кооперативы могут осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, устанавливать связи с организациями и предприятиями зарубежных стран, пользоваться кредитами российских и зарубежных банков.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 января 1994 года № 24 «Вопросы потребительской кооперации в РФ» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов федерации оказывают содействие в деятельности потребительских кооперативов, предприятий, созданных потребительскими кооперативами, предоставляя различные льготы, в том числе и по налогообложению. Взаимоотношения между государственными органами и организациями потребительской кооперации строятся на основе ежегодно заключаемых соглашений [19, С.64]. Доходы, полученные потребительскими кооперативами от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами по решению общего собрания пайщиков, в ассоциациях (союзах) — по решению общего собрания представителей потребительских кооперативов.

По результатам своей деятельности, в том числе предпринимательской, потребительский кооператив может быть признан банкротом, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Решение о банкротстве принимают органы кооператива совместно с кредиторами или суд. В любом случае признание банкротства влечет за собой ликвидацию потребительского кооператива.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам потребительского кооператива в пределах основных и дополнительных членских взносов. Религиозные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.

Это означает, что предпринимательская деятельность религиозных объединений является производной от уставных целей и задач и не должна им противоречить.

Так, религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и т. д. Религиозные организации могут учреждать производственные, реставрационные, художественные, сельскохозяйственные и иные предприятия, а также пользуются исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной литературы и предметов культа.

Доходы от предпринимательской деятельности религиозных объединений не могут перераспределяться между членами этих объединений и используются по решению уполномоченных органов религиозных и общественных объединений на реализацию уставных целей и задач. Религиозные объединения по результатам своей предпринимательской деятельности не могут быть признаны банкротами, члены (участники) объединений не отвечают по обязательствам этих объединений. Фонды. На практике цель деятельности фондов заключается в аккумулировании финансовых и материальных ресурсов, результатов интеллектуальной деятельности для реализации различных гуманитарных программ.

Предпринимательская деятельность фондов направлена в первую очередь на получение прибыли, необходимой для финансирования своей деятельности. Фондам наиболее целесообразно получать прибыль через создаваемые хозяйственные общества, либо от участия в этих обществах.

Прибыль, полученная хозяйственными обществами, направляется по решению их высших органов управления, в которые входят представители фондов, на реализацию программ и финансирование текущей деятельности фондов.

По результатам своей деятельности фонды могут быть признаны банкротами и ликвидированы по решению суда либо по общему решению органов фонда и его кредиторов. Учредители фонда не несут ответственности по обязательствам фонда.

Фонд может быть ликвидирован, если его имущества и средств недостаточно для осуществления целей и задач, а вероятность получения необходимого имущества и средств мала. Ликвидация также возможна, если фонд осуществляет деятельность, противоречащую уставу, в том числе предпринимательскую. Решение о ликвидации принимает суд по заявлению учредителей либо органов фонда, например, попечительского совета, либо регистрирующего органа.

Учреждения. Предпринимательская деятельность учреждений, их участие в хозяйственных обществах, товариществах допускается с согласия собственников, выраженного в учредительных документах учреждений.

В уставах и положениях указываются виды деятельности, в т. ч. предпринимательской, которые осуществляют данные учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за их счет имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Полученные доходы используются на уставные цели учреждения. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений регулируется Законом РФ «Об образовании» [9, С.63].

Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям и организациям дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки общеобразовательных программ и государственных образовательных стандартов. Если доход от такой деятельности направляется на уставную деятельность государственного или муниципального образовательного учреждения, то такая деятельность не относится к предпринимательской. Если платные образовательные услуги оказываются вместо или в рамках основной образовательной деятельности, то такая деятельность считается предпринимательской.

Как правило, она осуществляется без согласия собственника в лице соответствующих органов управления образованием.

Доходы от такой деятельности изымаются ими в соответствующий бюджет.

Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся и воспитанников на основании договора за образовательные услуги, в том числе и за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Если доход от такой деятельности идет на уставную деятельность, то такая деятельность не рассматривается как предпринимательская.

Образовательные учреждения вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность, не связанную с предоставлением образовательных услуг, если такая деятельность предусмотрена уставом данного образовательного учреждения. Причем такая деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от такой деятельности доход не направляется на уставную деятельность образовательного учреждения. Собственник или уполномоченный им орган управления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб его уставной деятельности.

Прибыль, полученная государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями (при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности) не подлежит налогообложению, если она направляется на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном учреждении. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1994 года № 407

«О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России»

, предполагает освободить бюджетные (государственные и муниципальные) образовательные учреждения от обязательной продажи части валютной выручки, полученной ими от продажи лицензий, экспорта научно-технической и образовательной продукции [18, С.64]. Государственным образовательным учреждениям разрешено осуществлять подготовку специалистов на договорной основе за плату, предоставляемую физическими и юридическими лицами, самостоятельно устанавливать размеры оплаты за проживание в общежитиях, коммунальные и бытовые услуги, непосредственно не связанные с учебным процессом.

Указ Президента РФ от 9 сентября 1992 года № 1553

«О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений»

предоставляет им право самостоятельно использовать переданное им имущество, в том числе и для ведения предпринимательской деятельности, сдачи его в аренду или пользование [15, С.64]. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1993 года № 1347

«О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров РФ»

, тем из них, которые являются бюджетными учреждениями, разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность с целью использования свободных производственных мощностей и повышения квалификации кадров. В то же время устанавливается запрет на внесение имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ, сдачу его в аренду или залог [17, С.64].

Предпринимательская деятельность учреждений культуры регулируется Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1 [11, С.63]. Предпринимательская деятельность учреждений культуры осуществляется в соответствии с уставами этих некоммерческих организаций, утвержденных учредителями (собственниками). Собственниками государственных муниципальных учреждений культуры выступают: Российская Федерация, субъекты федерации, городские, сельские, поселковые, муниципальные образования в лице соответствующих органов управления.

Собственниками негосударственных учреждений выступают юридические и физические лица. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). До принятия Закона РФ «О некоммерческих организациях» общий порядок ведения ассоциациями предпринимательской деятельности регулировался Гражданским кодексом РФ и другим действующим законодательством.

Гражданским кодексом РФ допускает создание ассоциаций коммерческих и (или) некоммерческих организаций, члены которых сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Самостоятельная предпринимательская деятельность ассоциациями коммерческих организаций не допускается, иначе такие ассоциации фактически становились бы предприятиями. Поэтому, в соответствии с Гражданским кодексом РФ ассоциации коммерческих организаций, ведущие предпринимательскую деятельность, должны быть преобразованы в предприятия (хозяйственные товарищества, общества), либо должны создать для ведения предпринимательской деятельности предприятия, либо принять участие в деятельности такого предприятия.
Поэтому, в соответствии с Гражданским кодексом РФ ассоциации коммерческих организаций, ведущие предпринимательскую деятельность, должны быть преобразованы в предприятия (хозяйственные товарищества, общества), либо должны создать для ведения предпринимательской деятельности предприятия, либо принять участие в деятельности такого предприятия.

Этот принцип просматривается в принятом до вступления в силу Гражданского кодекса РФ Законе РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ» [12, С.63]. Хотя торгово-промышленные палаты являются общественными организациями, объединяющими предприятия и индивидуальных предпринимателей (общественная организация вправе осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность), торгово-промышленные палаты не ведут такой деятельности и создают для этого предприятия (пункт 3 статьи 12 Закона).

Различные объединения коммерческих организаций, созданные в форме товариществ, акционерных обществ до вступления в силу Гражданского кодекса РФ и не осуществляющие предпринимательской деятельности, могут быть преобразованы в ассоциации некоммерческих организаций. Ассоциации, объединяющие коммерческие и некоммерческие организации, осуществляют предпринимательскую деятельность в таком же порядке, что и ассоциации коммерческих организаций.

Ассоциации некоммерческих организаций осуществляют предпринимательскую деятельность в соответствии с тем законодательством, по которому они созданы, и по тем направлениям, которые определены в их уставах. Прежде всего следует отметить, что в настоящее время существует несогласованность в рамках старой государственной системы между традиционными получателями государственной помощи и поддержки.

Оставшаяся в наследство от социализма, слегка модернизи­рованная система учреждений социального обеспечения не в состоянии решать задачи, встающие перед обществом, находящимся на пути перехода от государственно-уравнительной к рыночно — конкурентной системе социальных отношений. Место и авторитет этих органов и учреждений в совокупности других более приоритетных сфер государственного управления, финан­совые возможности, кадровое обеспечение, объем действующих учреждений инфраструктуры (ее техническое и материальное оснащение) и даже характер собираемой и обоб­щаемой учетно-статистической информации не соответствуют уровню и сложности процессов, порождающих различные формы социальной незащищенности населения.

Оставшееся в наследство от социализма, слегка модернизированная система учреждений социального обеспечения не в состоянии решать задачи встающие перед обществом, находящимся на пути перехода от государственно – уравнительной системы к рыночно – конкурентной системе социальных отношений.

Место и авторитет этих органов и учреждений в совокупности других более приоритетных сфер государственного управления, финансовые возможности, кадровое обеспечение, объем действующих учреждений инфраструктуры (ее техническое и материальное обеспечение) и даже характер собираемой и обобщаемой учетно – статистической информации не соответствует сложности процессов, порождающих различные формы социальной незащищенности населения.

Нынешняя ситуация, пока еще, обстоит таким образом, что даже многие трудоспособные и активные слои вынуждены на­ходиться на иждивении общества, не говоря о том, что отсутст­вуют условия для сокращения иждивенчества тех категорий «законных» получателей помощи, которые ощущают в себе си­лы и способности к самообеспечению. Сегодня масштаб вынуж­денного, реального иждивенчества превышает производительные возможности активной трудоспособной части общества. С этим связано и большинство тех проблем, которые касаются институ­ционального оформления новых отношений в области социаль­ной защиты населения.

Существует также конфликт между элементами старой (административно-государственной) и новой (гражданской) системы: между группами, попадающими в новую рыноч­ную среду рисков, и категориями, подлежавшими социальной защите в условиях социализма и претендующими на льготы в соответствии со своими заслугами. Необходимость в социальной защите растет, а адекватной системы контроля за развитием ситуации еще не создано. Преж­ние институты и учреждения способны оценивать ситуацию только по подконтрольной, подчиненной им (т.

е. государствен­ной) сфере, которая сегодня не охватывает всего процесса и яв­но не справляется с действительными масштабами незащищен­ности. Многие формы незащищенности оказываются не только необеспеченными соответствующими программами и ресурсами, но и просто неучтенными. 2.1 Средства массовой информации и некоммерческие организации Спор о том, что призваны делать средства массовой информации (СМИ) — лишь отражать общественное мнение или еще его формировать, можно считать законченным.

Бесспорно и то, и другое. Информация в прессе неотделима от интерпретации. Об этой же тенденции свидетельствуют социологические исследования — около половины опрошенных по-прежнему верят газетам и телевидению, столько же положительно ответило на вопрос, что не надо никакой цензуры, столько же уверены, что средства массовой информации следят за соблюдением прав и свобод граждан.

Однако чтобы быть институтом гражданского общества, СМИ нужно обратить внимание на следующие тенденции.

Областная исполнительная власть Самарской области не является учредителем какой либо газеты, а сотрудничает со всеми общественно-политическими изданиями. Казалось бы, так решена проблема давления власти на прессу. Однако, утратив это давление, СМИ оказались под другим влиянием.

За статьями стоят коммерческие интересы, часто узкогрупповые.

Не идеологическая, но коммерческая зависимость вынуждают признать, что ожидания к СМИ, как к самому действенному институту гражданского общества оказались завышенными. Другая проблема заключается в подготовке журналистов.

По-прежнему считается, что стержневой дисциплиной является филология и крайне мало уделяется внимания преподаванию экономики, политики, культуры. В результате сейчас в Самарской области недостаточно политических обозревателей, журналистов с современными экономическими знаниями. Но самой главной представляется проблема, которая заключается в том, что широкие круги общественности оказываются неосведомленными о деятельности некоммерческих организаций на территории области, и даже, иногда, о самом существовании подобных структур.

Для того чтобы граждане знали о работе, которая ведется общественными организациями, необходима систематическая подача информации, т.е. постоянные рубрики в газетах и теле- и радиопередачах.

Естественно, здесь возникают трудности, т.к. для этого нужны большие суммы денег на оплату полос в газетах и эфирного времени, а у некоммерческого сектора постоянная проблема в недостаточном финансировании. Думается, что в этой ситуации, некоммерческим организациям просто не обойтись без поддержки государственной власти.

Демократия не может функционировать без демократов, а их не будет без политического образования.

Поэтому необходимо институционально обеспечить заботу о существовании граждан, чтобы каждый гражданин мог, располагая достаточной информацией, участвовать в жизни государства — не только в выборах, с полной ответственностью и обладая зрелыми суждениями, чтобы общественная жизнь была просматриваемой, открытой для всех, чтобы обладающих властью можно было заменить, и чтобы уважались меньшинства.
Поэтому необходимо институционально обеспечить заботу о существовании граждан, чтобы каждый гражданин мог, располагая достаточной информацией, участвовать в жизни государства — не только в выборах, с полной ответственностью и обладая зрелыми суждениями, чтобы общественная жизнь была просматриваемой, открытой для всех, чтобы обладающих властью можно было заменить, и чтобы уважались меньшинства. Политическое образование возникло очень давно и было необходимо для того, чтобы люди (и, прежде всего молодежь) идентифицировали себя с существующим строем.

До сих пор дидактика гражданского воспитания делает упор на коллективные формы работы как наиболее эффективные с точки зрения фактора сопричастности обществу в процессе управляемой политической социализации.

Сегодня остро стоит проблема создания действенной модели гражданского воспитания, где педагоги и обучаемые, используя базу своих знаний и человеческий потенциал, привлекая ресурсы власти и бизнеса, могли бы сами решать социальные проблемы. Школы, средние специальные и высшие учебные заведения должны стать своеобразным инкубатором в вопросах досуга, спорта, экологии, народных ремесел и праздников, решения проблем престарелых и инвалидов, вовлекая все новые когорты населения строительство гражданского общества не на словах, а на деле. Практика самоуправления — единственный действенный метод политического воспитания.

Особенности социально-экономических процессов, протекаю­щих в сегодняшней России, предоставляют возможность взглянуть на проблемы формирования и функционирования некоммерческого сектора с позиции, которая в запад­ной теоретической традиции не нашла, в силу ряда причин, достаточного числа сторонников и приверженцев. Представляет­ся вполне естественным, что различные социальные системы вы­рабатывали разные теоретические языки своего самоописания, которые, по этим причинам, оказались далеко не так универ­сальны, как это предполагалось в процессе их создания. Здесь необходимо сказать несколько слов о том, что понима­ется в данном контексте под социальным воспроизводством.

На­чиная приблизительно с середины предшествующего десятилетия в России стал складываться теоретический подход, в рамках ко­торого предпринята попытка разработать комплекс проблем, связанных со спецификой сферы социального воспроизводства по сравнению со сферой материального производства, производ­ства вещей, продукта. В рамках этого подхода социальное воспроизводство пред­ставляет собой всю ту сферу жизнедеятельности общества, где происходит поддержание, восстановление и развитие возможно­стей и способностей человека как природного (биологического) и социального существа.

Иными словами — это сфера, которая обеспечивает приобретение и сохранение тех человеческих ка­честв, которые позволяют людям адекватно выполнять требова­ния, которые предъявляет им общество.

Сфера социального воспроизводства как развитая и органи­зованная в масштабах всего общества сторона его целостной жизнедеятельности является одним из двух важнейших подраз­делений общественного производства взятого в целом. Другое подразделение — собственно производство материально-ве­щественных условий существования общества, реализующееся в товарной форме.

Оба эти подразделения в современных общест­вах объективно находятся в сложных и не вполне равноправных взаимоотношениях.

Так, с одной стороны, именно в сфере материального произ­водства создаются условия и предпосылки для самого сущест­вования сферы социального воспроизводства.

Последняя функ­ционирует и может функционировать только за счет части стои­мости, произведенной в материальном производстве. Но, с дру­гой стороны, именно в сфере материального производства про­исходит основной процесс использования и потребления челове­ка как продукта социального воспроизводства. И успешность, продуктивность товарного производства зависит главным образом от того, какими свойствами и качествами су­мела наделить человека сфера социального воспроизводства.

Но это лишь в конечном счете. А в действительности существует от­четливая тенденция, в соответствии с которой материальное производство (в чьих бы руках оно ни находилось) всегда стре­мится недовозместить услуги и труд, осуществленный в воспро­изводственной сфере, и направить, таким образом, сэконом­ленные средства на свои внутренние нужды. В условиях государственно-социалистической системы это явление получило название «остаточного принципа» финансиро­вания социальной сферы.

Попытки изучения его природы но­сили случайный характер.

Достаточно раз­вернутого научного осмысления данного явления в ту пору не требовалось. Казалось, что, обозначив его негативный смысл, совсем нетрудно выработать рецепты, т. е. найти виноватых. В научных кругах до сих пор сохраняются рецидивы подобного отношения к данной проблеме.

В индустриальных обществах было выработано и опробова­но множество различных механизмов, призванных устанавли­вать относительное равновесие в отношениях между этими под­системами. Теоретически возможны две основные полярные мо­дели существования социального воспроизводства и, одновре­менно, два способа разрешения извечного противоречия между ними относительно доли, подлежащей возвращению человеку в качестве средств его существования и развития. В соответствии с первой, проблема воспроизводства есть лич­ная проблема каждого индивида.

Заработная плата или доход — это результат его умения продать себя наиболее выгодным образом. Умение получить столько, сколько ты стоишь, дает свободу и в сфере воспроизводства.

Человек получает возмож­ность индивидуализировать условия для восстановления своих физических сил, приобретения дополнительных знаний и навыков, вообще всей сферы своего существования, поскольку его деньги дают ему возможность свободного выбора. Но он же и отвечает сполна за все свои неудачи. Это грубо обозначенная жестко-либеральная и, конечно, утопическая модель.
Это грубо обозначенная жестко-либеральная и, конечно, утопическая модель.

В соответствии со второй, проблема воспроизводства реша­ется за счет всеобщей социализации (обобществления) средств всех субъектов общества, из которых доля, направляемая на нужды воспроизводства, определяется в плановом порядке «по всеобщему согласию».

Данная модель может быть обозначена как социалистически-этатистская.

Очевидно, что ни одна из этих моделей в реальности никогда не осуществлялась, но они всегда оказывали серьезное идео­логическое воздействие на процесс формирования конкретных национальных систем социального воспроизводства.

Поэтому действительные системы, сложившиеся в современных инду­стриальных обществах, конечно же, совершенно не похожи на эти утопии, но всегда имеют некоторый вектор, склоняющий их к одному или другому полюсу. Реальные формы существования некоммерческого сектора в разных странах являются, с нашей точки зрения, итогом разрешения длительных противоречий и компромиссов между государст­вом, рыночными субъектами и самими гражданами по поводу их доли ответственности и меры участия в социальном вос­производстве. При таком подходе можно утверждать, что некоммерческий сектор как сфера, где осуществляется негосударственное и нерыночное (некоммерческое), социальное воспроизводство, представляет собой общественный институт, который начал формироваться в последнее столетие в странах западной цивилизации для того, чтобы уравновешивать отношения между двумя основными про­изводственными подсистемами общества на более или менее эквивалентных, партнерских основах.

При этом он стремится соединить достоинства государственной и рыночной форм орга­низации социального воспроизводства и минимизировать неко­торые присущие им негативные эффекты.

С экономической точки зрения некоммерческий сектор это посредник между двумя важнейшими подразделениями общественного производства — материально-вещественным (то­варным) и социально-воспроизводственным (товарным лишь отчасти). Однако его посредническая роль отнюдь не нейтраль­на. Он, безусловно, защищает и отстаивает интересы социально-воспроизводственной подсистемы.

В то же время его участни­ки, как правило, в равной степени принадлежат обоим видам производств.

С институциональной точки зрения некоммерческий сектор это посредник между рынком и государством. Общественный институт, который действует по своим правилам, не являю­щимся ни административными, ни рыночными.

Однако, и в данном случае, гражданский статус участников подразумевает одинаковую их правоспособность, как в административно-по­литической, так и в экономической сферах.

Подобное положение некоммерческого сектора позволяет ему справ­ляться с целым комплексом таких сложнейших социальных за­дач, как:

Негосударственные организации

Стр 17 из 50 Это достаточно разнообразная группа организаций, в числе которых прежде всего следует назвать общественные объединения, иного рода коммерческие и некоммерческие организации, частных предприятия и учреждения и т.п. Общественные объединения организуются и действуют на основе Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (СЗ.РФ. 1995. № 21. Ст. 1930).

Общественное объединение представляет собой добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности инте­ресов для реализации общих целей, указанных в уставе объедине­ния (ст. 5). Узаконены различные виды общественных объедине­ний или их организационно-правовые формы: общественная орга­низация; общественное движение; общественный фонд; общест­венное учреждение; орган общественной самодеятельности. Каждый вид общественного объединения имеет свою специфи­ку, которая находит свое выражение в их уставах.

Помимо общего закона об общественных организациях были приняты законы об их наиболее значимых разновидностях.

Так, 8 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон

«О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности»

, 11 августа 1995 г.

– Федеральный закон

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

и др. Названные и другие законодательные акты в целом определяют общий правовой статус общественных объединений, вытекающий из содержания ст. 30 Конституции РФ (право граждан на объеди­нение).

В силу этого детальный анализ их статуса составляет пред­мет изучения в курсе конституционного права. Нас же должны интересовать только те стороны их организации и деятельности, в которых проявляются отношения этих объединений с органами исполнительной власти, т.е. собственно их административно-правовой статус.

Что характерно именно для такого аспекта знакомства с обще­ственными объединениями?

Наиболее существенные проявления подобного статуса общественных объединений следующие: взаимное невмешательство государства и общественных объ­единений в деятельность друг друга; отсутствие необходимости предварительного разрешения орга­нов исполнительной власти; необязательность государственной регистрации общественных объединений (таковая необходима лишь в случае, когда то или иное объединение желает приобрести права юридического лица, т.е. стать участником гражданского оборота). Запрещены создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

В случае государственной регистрации общественных объединений соответствующие органы юстиции проверяют их учредительные документы (прежде всего устав) с точки зрения соответствия их данному запрету. Органы исполнительной власти не могут быть учредителями общественных объединений. Государственная регистрация общероссийских общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, а реги­ональных – органами юстиции субъектов РФ.

Названные органы либо выдают свидетельство о регистрации, либо принимают ре­шение о мотивированном отказе в регистрации.

Такое решение может быть обжаловано общественным объединением в судебном порядке. Общественные объединения тесно сотрудничают с органами ис­полнительной власти. Они могут участвовать в выработке решений этих органов; проводить митинги, демонстрации, шествия и пике­тирования, поставивоб этом в известность соответствующие ис­полнительные органы и соблюдая установленные ими правила и условия; представлять и защищать свои права и законные интере­сы в органах исполнительной власти; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложе­ния (в основном, очевидно, по вопросам своей компетенции) в ор­ганы исполнительной власти.

Общественные объединения могут осуществлять предприни­мательскую деятельность в соответствии с их уставными целями. В подобных случаях они проходят процедуру лицензирования в соответствующих исполнительных органах, уполномоченных на это.

Надзор за соблюдением общественными объединениями законности осуществляют органы прокуратуры. В других случаях нaдзорные функции и полномочия в отношении общественных объединений возлагаются на органы административного надзора (на пример, экологического, пожарного, эпидемиологического и др.).Выполнение налоговых обязательств ими осуществляется органа ми Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам сборам. Нарушение прав общественных объединений дает им возможность обращаться в суд или с административной жалобой на действия исполнительных органов (должностных лиц), являющихся нарушителями.

Исполнительные органы и должностные лица причинившие ущерб общественным объединениям, несут ответст­венность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством. Общественные объединения, нарушившие законодательстве РФ, несут за это ответственность. При нарушении, допущенном объединением, не зарегистрированном в органах юстиции, ответственность наступает для лиц, входящих в руководящие органы объединений.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена, в том числе и по инициативе исполнительных органов.

Однако осуществляется оно на срок до шести месяцев толькосудом. В таком же порядке общественное объединение может быть ликвидировано, что означает запрет на его деятельность. Государство, в том числе и его исполнительные органы, оказы­вает необходимую поддержку общественным объединениям и гарантирует защиту их прав.

Таковы общие признаки, дающие возможность понять место и роль общественных объединений различного типа в сфере государ­ственного управления. Применительно к отдельным видам общественных объедине­ний устанавливаются определенные особенности их статуса. Так, Федеральным законом

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

от 8 декабря 1995 г.

(СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 930) в целях представительства и защиты интересов и социаль­но-трудовых прав их членов профсоюзы наделены правами по за­ключению коллективных договоров с администрацией предпри­ятий и учреждений и по контролю за их выполнением. Они осу­ществляют контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране, имеют право на то, чтобы их мнение учитывалось при разработке органами исполнительной власти решений по социаль­но-трудовым проблемам, а также на внесение своих предложений по этим вопросам, на участие в разработке, реализации и контроле за выполнением государственных мер, обеспечивающих занятость населения, на защиту прав граждан в сфере занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций и т.д. В области охраны труда профсоюзы вправе предъявлять требова­ния о приостановлении работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; выдавать руководителям обяза­тельные к рассмотрению представления об устранении обнаружен­ных в ходе общественного контроля нарушений законодательства о труде, обращаться в органы исполнительной власти с требовани­ям о привлечении к ответственности виновных в подобных нару­шениях должностных лиц.

Негосударственные предприятия и учреждения. В современ­ный период такого рода формирования различного рода получили значительное распространение в результате широкого процесса приватизации многих объектов государственной собственности и развития частной собственности. Государство не участвует в управ­лении ими, но создает правовой режим их организации и деятель­ности, а также осуществляет контроль и надзор за их функциони­рованием.

В основном такого рода предприятия осуществляют коммерчес­кую деятельность.

В силу этого правовой статус различных их раз­новидностей регулируется гражданским законодательством. Име­ются в виду различные типы хозяйственных товариществ, акцио­нерных обществ, производственных кооперативов и др.

Все они являются юридическими лицами, а потому их государственная регистрация в органах юстиции обязательна. Управление внутренними делами негосударственных предпри­ятий и объединений – функция создаваемых ими органов (прав­лений, наблюдательных советов, дирекций и т.п.).

Как правило, высшим органом управления является общее собрание членов (на­пример, акционеров).

Помимо акционерных обществ открытого и закрытого типов в таком варианте действуют производственные кооперативы. 8 де­кабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О сельскохозяйст­венной кооперации».

Производственный кооператив – сельскохозяйственная, ры­боловецкая артель, кооперативное хозяйство. Коопхоз создается главами фермерских хозяйств.

Потребительский кооператив – объединение в целях перерабатывающей, сбытовой, снабженчес­кой, садоводческой, огороднической, животноводческой деятельности. Государство стимулирует их создание, поддерживает путем выделения бюджетных средств.

Кооперативы подлежат государственной регистрации и обязаны представлять в налоговые органы свою бухгалтерскую отчетность. Неправомерность решении или действий исполнительных органов (должностных лиц), адре­сованных кооперативам, может быть признана общим или арбитражным судом. На кооперативы распространяются контрольно- надзорные полномочия органов исполнительной власти.

Произ­водственные кооперативы являются коммерческими организа­циями и подлежат государственной регистрации. Потребительские кооперативы таковыми не являются, хотя им предоставлена возможность осуществлять и предпринимательскую деятель­ность, соответствующую целям их создания.

Тем не менее граж­данским законодательством они также отнесены к категории юри­дических лиц.

В соответствии с действующим законодательством к некоммерческим организациям помимо потребительских кооперативов от­несены также фонды и религиозные объединения (конечно, и об­щественные организации). О фондах необходимо знать следующее. Общественные фон­ды – не имеющие членства некоммерческие организации, учреж­даемые на основе добровольных взносов и действующие с социаль­ными, благотворительными, образовательными и другими общест­венно полезными целями.

Но возможно образование и государственных фондов.

Если примером общественного фонда можно назвать Фонд Горбачева, то ко второму виду можно отнести Фонд федерального имущества, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд. Так, Российский фонд федерального имущества находится в веде­нии Министерства государственного имущества РФ; его руководитель назначается Правительством РФ; фонд участвует в работе по приватизации объектов федеральной собственности и т.д. А Фонд занятости действует в системе Министерства труда и социального развития РФ.

Его средства образуются за счет обязательных отчис­лений предприятий и используются, в частности, для выплат пособий по безработице.

Эти средства находятся в оперативном уп­равлении Минтруда РФ. Налицо, следовательно, прямая связь функционирования государственных фондов с деятельностью со­ответствующих субъектов исполнительной власти.

Относительно общественных фондов органы исполнительной власти уполномочены осуществлять надзор за их деятельностью. В качестве негосударственных организаций выступают частные предприятия и учреждения.

Наиболее развита их деятель­ность в сфере мелкого и среднего предпринимательства (здесь действует Федеральный фонд поддержки малого предпринима­тельства), хотя результативность такого вида предпринима­тельской деятельности пока не заметна; в социально-культур­ной сфере, где функционирует много частных школ, лицеев и других образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения; в административно-политической сфере (на­пример, частные детективные агентства). Главными формами государственного воздействия на них являются лицензирование и надзор за соблюдением условий лицензий и требований зако­нодательства РФ.

Юридически негосударственными являются муниципальные предприятия и учреждения. Они, тем не менее, составляют основ­ную массу такого рода организаций.

Но руководство ими осущест­вляют органы муниципальной власти, а их имущество является муниципальной собственностью.

Наконец, несколько соображений по поводу статуса религиоз­ных объединений.

Они отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Консти­туции РФ). Соответственно по своим целям они не являются раз­новидностью общественных организаций. Их деятельность регла­ментирована специальным законодательным актом – Федераль­ным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

Государство не вмешивается в их деятельность, но оказывает им поддержку, например, в виде регулирования предоставляе­мых им налоговых и других льгот. Религиозные объединения подлежат государственной регистрации в органах юстиции, представляя для этого установленную законодательством доку­ментацию.

При отказе в регистрации объединение может обжало­вать его в суд. Ликвидация религиозных объединений или запрет на их дея­тельность возможны только по решению суда.

Основанием для этого может служить их антиобщественная деятельность, напри­мер распространение убеждений, пропагандирующих религиоз­ную ненависть и вражду, религиозное превосходство и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие особенности характеры для статуса унитарных и казенных предприятий? 2. В чем находят своё выражение отношения между органами исполнительной власти и общественными объединениями?17 : для животных. Схемы и конструкции. : На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.