Главная - Защита прав потребителей - Международная миграция труда состояние 2020

Международная миграция труда состояние 2020


Международная миграция труда состояние 2020

Структура мигрирующей рабочей силы


Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

  1. поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
  2. контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
  3. беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.
  4. нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
  5. профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;

Последствия эмиграции из страны-донора

денежные (валютные) переводы эмигрантов из-за рубежа на родину налоги от фирм, занимающихся трудоустройством за рубежом личное инвестирование мигрантов, в т.ч.

по возвращении на родину (привоз средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели) снижение нагрузки на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов повышение квалификации за рубежом, особенно если происходит возвращение приобретение деловых связей за границей и дальнейшее налаживание торгово-экономических связей с родиной уменьшение безработицы, если она была, снижение социального напряжения утечка умов, истощение научно-технического и интеллектуального потенциала, сдерживание экономического развития если возвращения не происходит, то часть заработанных доходов остается за границей потеря бюджетных средств, потраченных на образование и социальное обеспечение эмигрантов потеря подоходного налога, налога на собственность, акцизов, НДС и других налогов, которые теперь будут уплачиваться в бюджет других стран

Внешняя трудовая миграция в России: минимизация экономических потерь, обеспечение безопасности

Трудовая миграция российских граждан осуществляется в условиях современной глобальной миграции и характеризуется:

  1. • распространением дискриминационных мер в отношении трудящихся-мигрантов и др.
  2. • кризисом управления миграционными процессами на государственном и межгосударственном уровнях;
  3. • обострением противоречий между странами исхода и приема трудовых мигрантов, а также между интересами отдельных государств и правами человека и гражданина;
  4. • несовершенством механизмов межгосударственного миграционного взаимодействия;

В этих условиях внешние трудовые мигранты вынуждены решать проблемы экономического и криминального характера, соблюдения прав человека. Россия предпринимает усилия в преодолении трудностей регулирования внешней трудовой миграции. Следует отметить, что в стране сложилась правовая база для регулирования внешней трудовой миграции, основанная на положениях Конституции РФ, Закона РФ от 19 апреля 1991 г.

№ 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации» 1 (закрепил право российских граждан на профессиональную деятельность за границей), других законодательных и подзаконных актов, определяющих порядок выезда и въезда, трудоустройства российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д. Под занятостью следует понимать деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона). Привлечение на территорию России иностранных работников является приоритетным правом России и осуществляется в установленном порядке (ст.

17 Закона). В то же время лицензирование деятельности по трудоустройству российских граждан за пределами территории России осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в установленном порядке (ст. 18 Закона). Среди важных аспектов российской миграционной политики, направленной на развитие экспорта своих работников, выделим [1] [2] : а) реализацию российскими гражданами прав на свободу передвижения; б) гарантию защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом; в) обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов. Главные задачи связаны с созданием надежной системы социальной защиты трудящихся-мигрантов в период их работы за рубежом и по возвращении в Россию, а уже на этой основе — механизма эффективного управления выездом россиян на работу за рубеж для ослабления отрицательных последствий внешней трудовой миграции для государства и россиян.

В этой связи совершенствуется институт лицензирования деятельности посреднических организаций, занимающихся трудоустройством россиян за рубежом [3] . Введены нормы, обязывающие организации-лицензиаты при необходимости оказывать гражданам услуги по получению разрешений на работу, установленных законодательством принимающих государств.

Уголовное законодательство с 2006 г. пополнилось нормой ответственности за организацию незаконной миграции (ст.

322.1 УК РФ). Принципиальное значение для России имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики.

С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно и предоставление налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей трудовой деятельности.

По результатам мониторинга современного состояния и прогнозирования тенденций развития внешней трудовой миграции, выполненного при участии экспертов ФМС России [4] [5] , установлено следующее.

В целях дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка требуется (по опыту зарубежных стран) принятие таких мер, как:

  1. • открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
  2. • создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
  3. • продажа земельных участков под строительство;
  4. • введение специальных депозитных счетов;
  5. • создание специального пенсионного фонда и др.
  6. • выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

Одним из важнейших направлений миграционной политики является международное сотрудничество России по вопросам внешней трудовой миграции. В условиях глобализации практически невозможно разрешить возникающие проблемы в этой области без гармонизации национальной миграционной политики с международными нормами. Для этого требуется заключение соответствующих соглашений, регламентирующих положение иностранных работников, процедуры въезда-выезда граждан, визового и пограничного оформления и др.

Актуальной задачей представляется более активное участие России в акциях, направленных на упорядочение международных миграционных процессов, расширение практики заключения межправительственных соглашений в области внешней миграции. Следует отметить, что внешняя миграция высококвалифицированных специалистов из России в 90-е годы в большинстве случаев осуществлялась в рамках этнической миграции, как правило, безвозвратной.
Следует отметить, что внешняя миграция высококвалифицированных специалистов из России в 90-е годы в большинстве случаев осуществлялась в рамках этнической миграции, как правило, безвозвратной.

Однако в последние годы этническая специфика данного процесса утрачивает свою актуальность, а ее объем и направления остаются весьма стабильными. Анализ этнической образовательной эмиграции показывает, что среди выезжающих высока доля высококвалифицированных специалистов, труд которых востребован на международном рынке, с одной стороны, мобильных, с другой — легко адаптирующихся к новым условиям жизни. Так, среди российских граждан, выехавших в те годы в Австралию, высшее и незаконченное высшее образование имели 60%, в Канаду — 59, в США — 48, в Израиль — 32,5%.

В общем количестве выехавших в ФРГ и Израиль 79,3% составляли лица, занятые в науке и образовании. При этом у 40,5% иммигрантов, прибывших в Израиль из постсоветских государств, общий срок обучения составлял 13 лет и более (аналогичный образовательный уровень имеют только 24,2% местных жителей), число инженеров и ученых более чем вдвое превышало число местных учителей или специалистов, имеющих высшее и среднее специальное медицинское образование.

К концу первого десятилетия XXI в. отмечается возрастание количества специалистов, выезжающих по временному контракту. Многие ученые и молодые исследователи стремятся повышать уровень своего образования и работать в сфере науки за рубежом.

Их отъезд расценивается как временная трудовая миграция по контракту, однако большинство уезжает безвозвратно.

По выводам экспертов ФМС России, масштаб выезда по временным контрактам, на стажировку и учебу превышает масштаб выезда ученых на постоянное место жительства в 3—5 раз, а большинство работающих по контрактам россиян (порядка 80%) трудится в США. По оценке председателя профсоюза научных работников России В. Калинушкина, за 10 лет от 500 до 800 тыс.

российских ученых покинули страну для работы за рубежом.

Западные оценки: максимальная цифра составляет 200 тыс. ученых, а по результатам исследования Гарвардского университета после 1991 г. Россию покинули 10—30 тыс. ученых 1 . Причины массового выезда за рубеж российских ученых и специалистов очевидны. Прежде всего, это резкое сокращение государственных ассигнований на научные исследования и разработки.

Прежде всего, это резкое сокращение государственных ассигнований на научные исследования и разработки.

Только в 1992—2001 гг. доля расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу в России снизилась с 0,5% до 0,25% ВВП.

В советскую эпоху эта цифра никогда не опускалась ниже 2% ВВП.

В США тот же показатель составляет 2,7% ВВП. Средняя заработная плата ученых в России, по крайней мере, на 30% ниже средней заработной платы в стране.

Например, ее уровень в 2002 г.

составлял в среднем 60—100 долл, в месяц, тогда как средняя месячная оплата труда ученых в США составляет 5—8 тыс. долл., что обусловливает массовый отток российских специалистов из сферы академической и прикладной науки. В результате численность ученых в России в 1992—2007 гг.

уменьшилась более чем в 2,5 раза [6] [7] . Резко сократился приток молодежи в науку, а средний возраст ученых в 2003 г.

составлял 50 лет [8] . По географическому признаку миграция российских ученых ориентирована, прежде всего, на США, страны Евросоюза, Канаду и Австралию. Значительной остается эмиграция из России ученых и специалистов в Китай, Южную Корею, КНДР, Бразилию, Аргентину, Мексику, ряд арабских стран.

Если ранее на контрактной основе в эти страны направлялись преимущественно преподаватели, врачи и инженеры-практики, то в последние годы наибольшим спросом на их рынках труда пользуются ученые и специалисты в области фундаментальных и прикладных исследований. Причем максимальная заинтересованность наблюдается в специалистах фундаментальных наук с высшим образованием, военно- промышленного комплекса и технологий «двойного» назначения. Анализируя процессы миграции высококвалифицированных специалистов, современные исследования редко затрагивают проблемы, связанные с новыми формами мобильности кадров, таких как outsourcing, когда специалист (ученый, исследователь), фактически не покидая территории страны проживания, работает в интересах другого государства.

Outsourcing — быстро развивающаяся форма экономической деятельности, связанная со стремительным ростом интернет-индустрии и 1Т-компаний. В то же время в России широко распространено офшорное программирование [9] , которое осуществляется в трех основных формах: контрактация, т.е. наем работников за пределами компании (в том числе в других странах) для выполнения определенных видов работ или решения конкретной задачи; открытие филиалов компаний за рубежом, куда нанимаются местные специалисты; временный наем специалистов из-за рубежа для выполнения ими работы в материнской компании (в данном случае outsourcing аналогичен контрактной трудовой миграции).

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, lektsii.org, studref.com.

Отличная статья 0 Помогла статья? Оцените её

Загрузка.

Юристы.ру © 2020–2020 – Ответы Юристов Adblock detector

Современные центры миграции

Основные направления международной миграции рабочей силы расположены между развивающимися странами-экспортерами трудовых ресурсов и развитыми. Традиционные центры притяжения мигрантов – это, как и прежде, экономически сильные страны, такие, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик.

Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран.

Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран.

Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.Большое количество мигрантов привлекают и быстрорастущие экономики некоторых южноамериканских стран, например, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.Относительно новые направления трудовой миграции – Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, некоторые быстроразвивающиеся страны Азии.

Подработать в ОАЭ, например, с удовольствием едут и благополучные американцы.

Однако приоритеты в этих регионах расставлены четко: там нуждаются исключительно в трудовых ресурсах на контрактной основе, а не в новых жителях.По количеству иностранных работников одно из первых мест в мире занимает Россия.

Она является естественным центром притяжения трудовых ресурсов из Средней Азии, Белоруссии и Украины.Наряду с официально трудоустроенными гражданами на российских просторах трудятся и толпы нелегалов. Чтобы процесс стал более контролируемым, прием мигрантов на работу в 2017-2018 году начал проводиться по новым, более жестким правилам.Итак, основные миграционные потоки направлены с развивающегося Юга на благополучный Север, и из Восточной Европы и СНГ – на Запад.

Виды трудовой миграции

В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:

  1. сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
  2. маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
  3. нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.
  4. временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
  5. безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;

Государственное регулирование миграционных процессов в России

До распада СССР международная миграция трудовых ресурсов осуществлялась исключительно на принудительной основе – по политическим или военным причинам.

Свободно выезжать за рубеж на заработки жители России смогли после 1991 года. В этот период начался интенсивный отток рабочей силы из РФ. Через время жители близлежащих стран стали активно мигрировать на российскую территорию, чтобы гарантировать себе экономическую стабильность, безопасность и надежность.

Через время жители близлежащих стран стали активно мигрировать на российскую территорию, чтобы гарантировать себе экономическую стабильность, безопасность и надежность. Чтобы урегулировать поток выезжающих и въезжающих людей, власти РФ приняли ряд законов и постановлений, была создана единая миграционная служба, проводящая контроль за переездами. Сегодня УФМС является основным органом, который занимает организацией, регистрацией и учетом иностранных подданных.

С ней тесно сотрудничают территориальные исполнительные органы власти.

Стоит отметить, что Россия заинтересована в привлечении рабочей силы, но не иностранной. Правительство РФ в 2006 году запустило программу добровольного переселения соотечественников. Согласно проекту, люди с российскими корнями, знанием русского языка и традиций, смогут переехать в РФ на выгодных условиях.

Среди многочисленных прав участников программы является возможность получения РВП вне квоты, трудоустройство, государственная поддержка при обустройстве лиц и т. д. Стоит отметить, что территориальное устройство России стало причиной того, что в стране развита внутренняя миграция трудовых кадров. При внешней миграции лица уезжают работать за рубеж.
При внешней миграции лица уезжают работать за рубеж.

Внутренняя подразумевает, что люди остаются жить в стране, но меняют регион проживания.

Этот вариант имеет свои плюсы и минусы.

Для государства возможность сохранить кадры в стране является неоспоримым преимуществом. В тоже время, наблюдается массовый отток граждан из сельской местности в города.

Сегодня столица и Санкт-Петербург перенаселены до предела, а восточные и северные субъекты РФ остаются на грани исчезновения небольших поселков, деревень и ПГТ. Чтобы равномерно распределить население, власти страны стимулируют приток молодых специалистов в другие регионы, предоставляя выгодную материальную поддержку.

Кем она регулируется

Миграционными вопросами во всех государствах занимаются службы миграционного контроля.

В Российской Федерации такой организацией является . Им заведует Кириллова Ольга Евгеньевна.

Что касается в оформлении трудовых документов и бумаг для въезда или выезда — следует обращаться в этот государственный орган. Также некоторую информацию можно найти и в . В этом государственном учреждении заведуют установлением квот и формированием списка тех профессий, по которым могут быть задействованы мигранты.

Важные понятия

Миграция Это направленное переселение людей внутри государства или между странами Мигранты Это лицо, которое совершает переселение и меняет официальное место жительства. Обычно причиной этого является нестабильное положение страны проживания Иммиграция Это миграция по отношению к стране, в которую прибывает гражданин (въезд в страну) Эмиграция Это миграция по отношению к государству, в котором ранее проживал гражданин (выезд из страны) Перепись населения Это федеральный процесс сбора, анализа и публикации демографических данных населения

Международная миграция трудовых ресурсов и ее влияние на мировую экономику

Международная миграция рабочей силы – процесс перемещения трудоспособного населения (трудовых ресурсов) из одной страны в другие, вызванный, прежде всего, причинами экономического характера, т.е.

с целью обеспечения его занятости. Эмиграция предполагает выбытие или экспорт рабочей силы за границу. Иммиграция— прибытие или импорт рабочей силы из-за границы.

Степень зависимости национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей от иностранной рабочей силы определяется показателем удельного веса иностранных рабочих в общем числе занятых по следующей формуле: Dин.раб. =å ин.раб./ å занятых в стране Согласно классификации Международной организации труда (МОТ), международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов: 1.работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране; 2.профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы; 3.нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью; 4.беженцы – лица, вынужденных эмигрировать из своих стран из-за угрозы их жизни и деятельности; 5.переселенцы – лица, переезжающие на постоянное место жительства в другую страну.

*Классификация по ООН 1. постоянно трудящиеся (прибыли найти работу на срок более года) 2. фронтальеры (пересекают границу ежедневно для работы в соседнем государстве).

Позитивные и негативные последствия для экономики стран-доноров. 1) сокращение безработицы 2) бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам. 3) Важный источник поступления валюты для страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку семей, улучшая их экономическое положение.

4) При возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения.

5) Страны-доноры взимают налоги в госбюджет с фирм-посредников, которые занимаются трудоустройством их граждан за рубежом. 1) Страны эмиграции теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет к их постепенному старению.

2) Отток квалифицированных кадров, ухудшается демографическая ситуация Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: 37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования.

Есть нарушение авторского права?

Напишите нам

Отличная статья 0 Помогла статья? Оцените её

Загрузка. Юристы.ру © 2020–2020 – Ответы Юристов Adblock detector

Страны, привлекающие трудовую миграцию

Существуют страны, которые максимально стараются привлечь рабочую силу.

Такими считают США, Францию, ОАЭ, Германию, Великобританию.

Но суть состоит в том, что для получения места труда они отбирают только тех, в ком нуждаются — в зависимости от специальности и навыков человека.

Для работника с опытом работы, знанием языка и высокой квалификацией там предлагают хорошие условия труда.