Главная - НДС - Кредиторы в банкротстве виды

Кредиторы в банкротстве виды


Кредиторы в банкротстве виды

Реестр требований кредиторов


Все расчеты с кредиторами должны вестись в соответствии с реестром требований кредиторов. Так, согласно Закону о банкротстве, реестр требований кредиторов находится в ведении реестродержателя или арбитражного управляющего, в роли которого может выступать участник рынка ценных бумаг, ведущий деятельность по оформлению реестра владельцев ценных бумаг. Привлечение реестродежателя становится обязательным в том случае, если общее число конкурсных кредиторов, требования которых содержатся в реестре, превышает 500. Общее собрание кредиторов выносит решение о выборе и привлечении реестродежателя для ведения реестра требований кредиторов.

Допускается принятие такого решения временным управляющим до проведения первого собрания.

Также в решении собрания кредиторов о назначении реестродежателя обязательно должен содержаться утвержденный с реестродержателем размер оплаты его услуг.

В том случае, если собрание кредиторов не установило иной источник оплаты работы реестродержателя, то оплата производится за счет средств должника.

Соответствующий договор с реестродежателем арбитражный управляющий должен подписать не позднее, чем через пять дней с даты его назначения собранием кредиторов. Главным условием для заключения подобного договора с реестродежрателем, является наличие у последнего договора страхования по риску причинения убытков лицам, которые участвуют в деле о несостоятельности.
Главным условием для заключения подобного договора с реестродежрателем, является наличие у последнего договора страхования по риску причинения убытков лицам, которые участвуют в деле о несостоятельности.

Учет требований кредиторов в реестре записывается в национальной валюте.

В рублях по курсу Банка России учитываются требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте.

Исключение кредиторских требований из реестра возможно только реестродержателем или арбитражным управляющим и только на основании судебных актов.

Исключение могут составлять требования об оплате труда лиц, с которыми заключен договор трудового найма, и о выплате выходных пособий, включение в реестр, которых, происходит по представлению арбитражного управляющего. В реестр требований кредиторов сходят следующие сведения:

  1. о размере требований кредиторов;
  2. о порядке их погашения;
  3. о каждом кредиторе.
  4. о причинах появления требований;

В реестре в составе требований кредиторов 3-й очереди прописываются требования конкурсных кредиторов, которые должник обеспечивает своим имуществом.

Разница между обычным и конкурсным кредитором

Понятия конкурсные и неконкурсные кредиторы не всегда несут одно и то же определение — отличаются тем, что не все займодавцы являются конкурсными.

Разница конкурсных кредиторов от обычных заключается в том, что такое уполномоченное лицо вправе подать заявление на возбуждение банкротного дела. В этом главное отличие между двумя этими понятиями.

Общая информация

Согласно положениям упомянутого ФЗ, в деле о несостоятельности вправе принимать участие следующие субъекты:

  1. иные уполномоченные на то органы.
  2. арбитражный управляющий, назначенный судебным органом для ведения хозяйственной деятельности должника с целью улучшения его финансового положения, а также погашения взятых займов и иных задолженностей;
  3. органы исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (чаще всего речь идет о налоговых инспекциях);
  4. кредиторы – лица или органы, имеющие требования финансового характера к должнику, они обязательно объединяются в единый орган (собрание);
  5. лицо, предоставившее финансовое обеспечение для оздоровления;
  6. непосредственно задолжавшее лицо – то есть человек или организация, имеющие неисполненные обязательства перед кредиторами или государственными органами. Заявление о несостоятельности подается им самостоятельно, однако оно должно иметь подтверждение неплатежеспособности;
  7. органы МСУ;

Указанный ФЗ определяет правовой статус участников процесса признания банкротом.

Кроме того, в нем указаны полномочия и обязанности субъектов, которые являются ответчиками по делам о привлечении к субсидиарной ответственности. Отдельно следует отметить статью под номером 35, где перечислены те, кто участвует непосредственно в процессе по делу о несостоятельности.

К данным лицам относятся представители:

  1. собрания кредиторов.
  2. владельца имущества организации;
  3. сотрудников должника, то есть кто-либо от трудового коллектива задолжавшей компании;
  4. учредителей компании;

Если дело связано с государственной тайной, в разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде вступают представители федерального органа, отвечающего за безопасность. Также участвовать вправе в отдельных, прямо предусмотренных законом случаях иные лица и органы исполнительной власти субъекта РФ, либо муниципальные органы власти. Действия от лица конкурсных кредиторов осуществляются собранием.

С точки зрения суда оно считается правомочным, если на нем присутствовало более половины лиц, включенных в реестр.

Протокол собрания отправляется в суд не позднее 5 рабочих дней после его проведения.

В той же статье No35, а именно во втором пункте предоставлено полномочие вступить в дело о несостоятельности таким лицам, как:

  1. кредиторы, связанные с текущими платежами, если их права были нарушены каким-либо образом;
  2. организация арбитражных управляющих, из членов которой избирается управляющий для контроля над процессом несостоятельности должника;
  3. органы, осуществляющие контроль и надзор над управляющими.

Права и обязанности, предоставленные лицам, принимающим участие в деле, помогают им решать задачи как во время всего процесса банкротства, так и в рамках отдельных процедур разбирательства. Здесь следует отметить, что упомянутый ФЗ No127, а также многочисленные разъяснения арбитражных судов не позволяют отнести к участникам процесса учредителей задолжавшей компании. Им следует избрать себе представителя, чтобы он защищал их законные интересы.

Конкурсные кредиторы — это кто такие?

требования и права конкурсных кредиторов

При определении фиктивности рассматриваются такие характеристики, как:

  1. период времени, когда было принято решение о заключении сделки;
  2. стоимость имущества, которое является предметом сделки;
  3. возмездный характер сделки.

По результатам подачи в судебные органы заявления о признании заемщика несостоятельным и введении в отношении него процедуры банкротства, судом может быть принято одно из следующих решений:

  1. отказ от введения процедуры по причине необоснованности заявления;
  2. признание обоснованности требований заявителя и начало стадии наблюдения;

Требования могут считаться обоснованными, если должник не исполняет свои долговые обязательства на протяжении не менее трех месяцев, причем величина долга должна превышать стоимость активов, которые принадлежат несостоятельному субъекту.

Представление интересов кредитора в деле о банкротстве

Когда начинается дело о банкротстве, в желающих получить причитающиеся средства недостатка не бывает. Гарантировать обеспечение законных требований может только юридически грамотный представитель.

Представитель не только посещает заседания суда, он может повлиять на ход производства и значительно увеличить шансы истца на полное удовлетворение материальных требований.

В институте банкротства представление интересов кредитора включает целый комплекс мероприятий:

  1. Составление мирового соглашения.
  2. Контроль над должником, предупреждающие действия при выводе имущества из компании.
  3. Контроль за .
  4. Отправка требований всем заинтересованным сторонам: суду, должнику, управляющему.
  5. Подготовка требований.
  6. Представление кредитора в собрании.
  7. При необходимости — обжалование решения арбитражного суда.
  8. Анализ обоснованности требований.
  9. Контроль за внесением требований в реестр.

Требования кредиторов при банкротстве юридического лица

Известно, что кредиторами или заимодавцами могут выступать и физические, и юридические лица.

Они будут иметь равные права на возвращение обратно собственных средств и на право голоса на собрании кредиторов. При , никто из его кредиторов не сможет единолично и первостепенно получить назад собственные дивиденды. Банкротство конкретной организации неотвратимо влечет за собой собрание кредиторов, которое на законных основаниях наделяется защитой их прав.
Банкротство конкретной организации неотвратимо влечет за собой собрание кредиторов, которое на законных основаниях наделяется защитой их прав.

В первую очередь Арбитражный суд выявляет заимодавцев с правом голоса, после чего вносит их в реестр требований. Кредиторы, внесенные в реестр в связи с банкротством юридического лица, становятся обладателями следующих прав:

  1. правом внесения предложений по распределению средств обанкротившегося лица;
  2. правом предложения собственной кандидатуры на должность арбитражного управляющего.
  3. правом внесения предложений и их рассмотрения Арбитражным судом;
  4. правом голоса на собрании кредиторов;
  5. правом внесения предложений по процедуре проведения банкротства юридического лица;

Права залоговых кредиторов

Залог является одной из наиболее популярных форм обеспечения финансовых обязательств. В данном случае у залогодержателя есть возможность взыскания долгов с физического лица, если он не будет должным образом исполнять свои финансовые обязательства.

Залоговый кредитор может рассчитывать на удовлетворение своих требований в приоритетном порядке за счет продажи заложенного имущества, независимо от стадии банкротства: реализации или реструктуризации. Но за это он теряет право голоса на собрании кредиторов.

Если он откажется от своего преимущественного права на залог, то он сохранит возможность влиять на ход процедуры банкротства. Отказавшийся от привилегий залоговый кредитор обладает полным спектром прав всех остальных участников, а также может:

  1. получить 80% от продажи залога в счет погашения задолженности физлица (оставшиеся 20% идет на погашении задолженности первой-второй очереди, выплату вознаграждения управляющему, компенсацию расходов суда и пр.);
  2. накладывать взыскание на залог, если кредитор не голосовал за план реструктуризации;
  3. принимать участие в кредиторских собраниях, голосовать по важнейшим вопросам;
  4. согласовывать условия реализации залога (порядок продажи и важнейшие условия);
  5. принять заложенное имущество, если его не удалось реализовать на торгах о оповестить о своем решении управляющего.
  6. передавать свое согласие на включение в предложенный план реструктуризации условий о погашении долговых обязательств по обеспеченным залогом требованиям;

Таким образом, законодательство наделило кредиторов широким спектром прав, обеспечивающих им возможность контролировать ход процедуры, существенно влиять на ее ход и законным образом отстаивать свои интересы для удовлетворения их долговых требований к физическому лицу.

Вопрос 11. Что представляет собой собрание кредиторов?

Какие вопросы решаются на данном собрании?

Кредиторами признаются лица, которые по отношению к юридическому или физическому лицу имеют право требования относительно денежных или других обязательств. При проведении собрания кредиторов в нем могут принять участие конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Притязания всех этих субъектов на дату проведения собрания обязательно должны быть отображены в реестре требований.

Собрание кредиторов образуется при любом конкурсном процессе, кроме случаев, когда у компании существует задолженность только перед одним кредитором. Организация и проведение собрания осуществляется арбитражным управляющим за 2 (две) недели. Это условие должно неуклонно соблюдаться управляющим в противном случае он может быть привлечен к ответственности.

Это условие должно неуклонно соблюдаться управляющим в противном случае он может быть привлечен к ответственности. Уведомление участников также является прерогативой его деятельности. Какой-либо ответственности за несоблюдение этой обязанности законом не предусматривается, но если кредитор докажет, что он не явился на собрание потому что не получил уведомления, то он имеет право поставить вопрос о неправомочности собрания.

В этом случае идет речь о невыполнении управляющим своих прямых обязанностей. Кредиторам, понесшим убытки вследствие созыва собрания, разрешается потребовать у управляющего их погашения. У должника тоже возникнут убытки, так как ему необходимы средства на созыв и проведение второго собрания.

Собрание должно рассмотреть следующие вопросы:

  1. Определение времени начала или окончания процедуры санации и внешнего управления или продление сроков этих процедур, которые были согласованы ранее;
  2. Утверждается график погашения существующей задолженности;
  3. Подписание мирового соглашения;
  4. Организуется деятельность комитета кредиторов.
  5. Выбор и утверждение необходимых требований, которые будут предъявляться к кандидатурам управляющих на всех этапах процедуры;
  6. Утверждается план санации предприятия;
  7. Выбирается путем голосования полномочный представитель;
  8. Определение реестродержателя;
  9. Принимается решение о том, что пора выставлять имущество должника на реализацию для покрытия за счет средств от продажи существующих требований по долгам;

Кредиторы-контролеры

вводятся для установления контроля над процедурой банкротства. Размер задолженности перед кредитором-контролером, как правило, превышает совокупный размер задолженности перед всеми остальными кредиторами. Делается это с целью проведения различных важный решений через собрание кредиторов, на котором кредитор-контролер имеет большинство голосов.

блокируют решения, важные для остальных миноритарных кредиторов, и зачастую такие действия противоречат здравому смыслу и интересам самого кредитора-контролера, действуй он добросовестно. Например: утверждение невыгодного положения о продаже имущества должника или утверждение дополнительных необоснованных расходов на процедуру и т.

п. Для включения задолженности в реестр кредитору-контролеру не нужно предварительно подтверждать ее судебным решением, однако отсуженный фиктивный долг выглядит все же солиднее. По объективным причинам добросовестным кредиторам и арбитражному управляющему сложно обжаловать такой судебный акт, поскольку они не являлись участниками спора.
По объективным причинам добросовестным кредиторам и арбитражному управляющему сложно обжаловать такой судебный акт, поскольку они не являлись участниками спора. Верховный суд разъяснил, что при обжаловании такого решения заявитель должен указать такие доводы, которые с разумной степенью достоверности позволили бы суду усомниться в достаточности и достоверности доказательств, представленных должником и дружественным кредитором, а суд при этом должен оказывать заявителю всяческое содействие: создавать условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств, и т.

п. (): Обстоятельствами, свидетельствующими о том, что интересы должника и дружественного кредитора совпадают, могут являться:

  1. предоставление минимально необходимого набора доказательств;
  2. пассивность сторон при опровержении позиций друг друга;
  3. признание сторонами обстоятельств дела или признание ответчиком иска.

Возражения против требований других заимодавцев

Если кредитор считает, что имеет на то веские основания, он может предъявить свои требования к обанкротившемуся физическому лицу и при этом выступить против предъявленных претензий других кредиторов. Выступая против претензий и требований других кредиторов, заимодавец действует законно и не только в своих интересах.

Банкрот может вести недобросовестную политику в деле о финансовой несостоятельности. Довольно часто происходят ситуации, когда обанкротившееся физическое лицо пытается обманом привлечь кредиторов-своих друзей, для того чтобы они были внесены в реестр и соответственно выплатить им гораздо меньший размер денежных средств (если вообще выплатить), вместо того, чтобы реально ответить по своим обязательствам.

Если вы, как заимодавец, заметили, что претензии других кредиторов сфабрикованы и они действуют на стороне банкрота, вы обязаны заявить об этом в Арбитражном суде.

4. Носков Б.П., Петрыкина Н.Н. Правовая охрана в сфере несостоятельности (банкротства).

М., 2008.

5. Карелина С.А.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2007.Die geschäftliche Reputation der Angestellten im System der staatlichen und MunizipalverwaltungChannanova T.R., Kamalova S.R., Spar T.V. Die Baschkirische Staatliche Agraruniversität, Rusischen Federation Zur Zeit wird auf den Begriff «die Geschäftsreputation» ein riesiger Wert gelegt.

Die Kategorie «die Geschäftsreputation» der Firmen und der Kommerzbetriebe ist schon längst gesetzlich geregelt worden und wird in en nicht materiellen Aktivbeständen mitberücksichtigt, ihr sogenannter Goodwill ist die Quelle eines zusätzlichen Gewinns. Bis jetzt gesetzlich noch nicht geregelt ist leider die Frage über die Geschäftsreputation der Angestellten im System der staatlichen und Munizipalverwaltung, von der die Effektivität der staatlichen und Munizipalverwaltung auf allen Ebenen abhängig ist.

Das ist durch folgendes bedingt:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  • Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. – М.: Изд-во «Статут», 1999. С. 327.
  • Рикардо Д. Сочинения, Т. 2. Начала политической экономии и налогообложения. – М., 1935. С. 6.73
  • Die staatlichen und Munizipalangestellten erfüllen die Arbeit, die die Begründung der Ziele und Richtungen der Gesellschaftsentwicklung, eine konkrete Organisation und Regelung der Lebenstätigkeit, des Bewusstseins, des Verhaltens und der Tätigkeit von Millionen Menschen dastellt;
  • In allen ihren Bemühungen erscheint die Staatsmacht, die ihnen Autorität und Sicherheit verleiht;
  • Гражданское право: 2 т. Том II, полутом 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: БЕК, 2003. С.150.
  • Die Arbeit, die von den Angestellten der staatlichen und Munizipalverwaltung erfüllt wird, ist hochprofessionell und stellt an jeden ihrer Subjekte hohe Ansprüche im Sinne der Bildung, der persönlichen Eigenschaften, des Verhaltens und des Verkehrs mit den Leuten (die Ebene der Geschäftsreputation). Zur Zeit sind etwa 170 föderale normative Akten gültig, die den Begriff der Geschäftsreputation berühren, aber es geht dann um die Reputation nicht der physischen, sondern juristischen Personen, meistens um die Kreditorganisationen. In der regionalen Gesetzgebung kann man einzelnen Akten begegnen, die an die Geschäftsreputation der Betriebe appellieren. In der Republik Baschkortostan werden nicht mehr als 2 Dutzende davon gefunden. 2007 und 2008 wurden die Verordnungen des Präsidenten der Russischen Föderation über die Einschätzung der Effektivität der Exekutive von Subjekten der Russischen Föderation und der Organe der lokalen Selbsverwaltung desmentsprechend unterzeichnet. Es wurden die Wertelisten der Tätigkeitseffektivität dieser Organe festgelegt. Aber in dieser umfangreichen Liste gibt es nur einen indirekten Hinweis auf die Geschäftsreputation der staatlichen und Munizipalangestellten, und zwar die Befriedigung der Bevölkerung mit der Tätigkeit der gegebenen Organe sowie ihre Informationsoffenheit. Also, es existiert die objektive Notwendigkeit der gesetzlichen Verankerung und Regelung von so einem Phänomen wie die Geschäftsreputation der staatlichen Munizipalangestellten zwecks der weiteren Eintragung in die Liste für die Bestimmung der Effektivität der Tätigkeit der Angestellten selbst und der entsprechenden Organe sowie für die Einschätzung der Effektivität des Funktionierens vom System der staatlichen und Munizipalverwaltung. Die Geschäftsreputation muss als ein unentbehrlicher Bestandteil ins System der staatlichen und Munizipalverwaltung eingeführt werden, muss Grundlage für die Effektivität seines Funktionierens werden. Zur Macht sollen nur Leute mit einer tadellosen Reputation kommen. Gerade vor ihnen steht die Aufgabe, die Ideen der Konzeption einer langfristigen sozial-ökonomischen Entwicklung der RF bis zum Jahr 2020 zu verwirklichen. Migratory processes in the Russian FederationKhafizova I.F., Khannanov R.A.Bashkir state agrarian university, Russian Federation Migratory processes in Russia have the same nature, as in the Europe, the USA and other developed countries. The low level of birth rate in Russia sharply brings an attention to the question lack of «hands», the main (if not unique) source — the population of the CIS countries. Immigrants (mainly) do not borrow another’s workplaces, and do that work which local residents refuse. Russia — the multinational country, hence, problems of mixing of the nations did not exist. Natives of the CIS countries are for indigenous population of Russia «compatriots»: (USSR) was born with them in one state, knows Russian, have similar mentality, household habits, etc. Uncontrollable migratory processes in a number of Russian regions form an atmosphere of the social intensity that often gets ethnic painting and developing in sharp conflicts. Regulation of these processes has begun, but not completely. For some time after, the country leaders willingly recognize presence of negative consequences of migratory policy spent now. Moreover, readiness to take a measure on their elimination was declared. However the complete concept of the state migratory policy in modern Russia is absent. There is only project which already long time is discussed, and inures. Official data speak about annual entrance to Russia on the PERMANENT RESIDENCE of the order of 100 thousand people, mainly — from the near abroad (CIS countries). According to director of Institute of economy of Russian Academy of Science R. Grinberg, for last 10 years the number of the foreign workers annually involved on the lawful bases in economy of Russia, has increased with 130 thousand up to 400 thousand. For the last year, characterized liberalization of migratory policy, Federal migratory service (ФМС) the Russian Federation has given out sanctions to labor migration to 750 thousand people from the CIS countries. Meanwhile, these official figures do not cover the valid scales of immigration in the Russian Federation which are carried out mostly illegally. Various experts come to conclusion about presence from 6 up to 14 million the foreign citizens illegally living and working in Russia, over legal migrants. Now the initiatives only fixing the present migratory policy — in particular, simplification of the mechanism of legalization of migrants and receptions of the Russian citizenship by them, the program of attraction to Russia «compatriots» are realized. Thus last initiative is presented by the state mass-media as analogue of «repatriation» — practice of assistance widely widespread in the world to entrance to the country of representatives of its title nation from abroad (a classical example — Israel). However neither in the constitution of the Russian Federation, nor in other acts the title nation is not certain, and consequently the concept «compatriots» potentially extends on all inhabitants of the countries of the former USSR, irrespective of their national, language and cultural accessory. That is, a question of the veiled measures on maintenance of additional inflow of migrants. The position of the state concerning regulation of migration today is expressed by a principle: to make illegal immigration lawful. To it testify as official applications of the president of the Russian Federation speaking about necessity to simplify rules of registration and to toughen the responsibility for their default, and really accepted adjusting norms. The approach incorporated in idea of liberalization of migratory policy, — let even at simultaneous toughening sanctions concerning infringers, — suggests to reconcile to mullions-strong inflow of foreigners as with inevitability and even to recognize as its blessing. In essence, data of migratory policy to « legalizations нелегалов » are a dangerous recognition the state of the inability to carry out real regulation of migratory processes. Meanwhile, in a number of the developed countries the migratory policy is a subject of wide public discussion. Key parameters of migratory policy constantly корректируються according to current needs of the country and public opinion. At the same time, in a number of the countries the operating management undertakes rather radical steps concerning not only immigrants, but also own citizens encouraging illegal migration. The aforesaid does not mean that such measures are obligatory or very desirable. We only specify that they should be considered as normal tools in an arsenal of measures on optimization of migratory processes, and key parameters of migratory policy of the country should be discussed and depend on results of this discussion openly. It is obvious, that adequate discussion of the optimum country for a current condition of migratory policy is impossible without consideration of constants on which it is based. Concerning new migrants practically in all European countries extremely strict measures now operate. In the USA at the present president the decision on erection of a wall on border with Mexico is accepted. In Australia the opportunity of exclusion for limits of the country of ethnic Arabs is considered. Strict measures concerning illegal immigrants are established by the Great Britain and Denmark. At the end of September, 2006 the prime minister of Australia John Howard has declared, that was measured to enter tests for knowledge of English language, history and culture of Australia for immigrants. Similar measures are already entered into Germany. Today the developed countries are ready to involve only a highly skilled labor, besides in the extremely limited quantity. The policy of simplification of entrance of immigrants is spent only by the some people « the Asian tigers » at whom the industrial boom is accompanied by real shortage of hands (for example, Singapore). Thus, we can ascertain that the present migratory problem in the Russian Federation has nothing general with the processes which are taking place in the developed countries of the West: — This problem in the Russian Federation has no European «biography» (because has arisen in 1990, and has become aggravated in 2000); — In the Russian Federation the basic source of problems up to these there are нелегалы, instead of « foreigncultured fellow citizens », as in the Europe; It is necessary to fix: the Russian Federation, opening the borders, acts as the immigration country, instead of the social state of the European type which are priority guided maintenance of material welfare of own indigenous population. Today, in conditions world, it is necessary to protect first of all citizens of the country. Citizens should be protected from unemployment, and immigrants should found a job on free places.Юридическая и экономическая сущность цены договораХеровинчук И.С. Невинномысский институт экономики, управления и права, Россия Цена договора, не смотря на кажущуюся очевидность значения термина, сложное для точного определения понятие. Российское гражданское законодательство не содержит общего определения цены. Статья 424 Гражданского кодекса РФ [1] имеет название «Цена», но в ней предусмотрены только правила правового регулирования цены. Само же значение понятия цены отсутствует. Очевидно, что конечное определение любого понятия может быть получено только после глубокого и всестороннего анализа его сущности. Сущность цены договора может быть выявлена только посредством исследования сущности договора как гражданско-правового института. Как отмечает профессор Е.А. Суханов, «имущественный (гражданско-правовой) оборот как юридическое выражение товарно-денежных, рыночных экономических связей складывается из многочисленных конкретных актов отчуждения и присвоения имущества (товара), совершаемых собственниками или иными законными владельцами. В подавляющем большинстве случаев эти акты выражают свободную и согласованную волю товаровладельцев, оформленную и закрепленную в виде договоров. Поэтому гражданско-правовой договор представляет собой основную, важнейшую правовую форму экономических отношений – обмен» [2]. Таким образом, договор представляет собой правовую форму экономических отношений обмена, в которой экономическое содержание (акт товарообмена) получает объективно необходимое ему юридическое (гражданско-правовое) оформление и закрепление. Кроме того, договор является также основным способом определения характера экономических взаимосвязей, так как условия договора устанавливаются самими сторонами исходя из баланса их потребностей и интересов в конкретной экономической ситуации. Причем договор придает этим условиям общеобязательную для сторон юридическую силу. Свобода договора, которая проявляется, в том числе в свободе определения сторонами его условий, является одним из основополагающих начал частноправового регулирования и фактически ничем не ограничена. Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, договор представляет собой юридическую форму выражения и определения экономических связей сторон, связанных с обменом материальными благами. А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой рассматривают договор как выражение общей воли товаропроизводителя и потребителя. Реализация товара должна осуществляться с учетом общественно необходимых затрат на его производство и существующего на данный момент в обществе соотношения между спросом и предложением. По мнению автора, такая позиция отражает скорее экономическую, а не юридическую сущность договора. Кроме того, позиция А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого коррелирует с марксистской теорией, и, как нам представляется, не является однозначно верной. Договоры заключаются и между товаропроизводителями, и между потребителями, следовательно, подобная характеристика понятия договора, может быть отнесена только к определенной части договоров. Не смотря на существующее различие во взглядах ученых, экономическая сущность договора как акта обмена вполне очевидна. Большинство цивилистов отмечают уникальность договора как правового средства, в котором интерес одной из сторон может быть удовлетворен только посредством удовлетворения интереса другой стороны. Эквивалентность является одним из важнейших признаков имущественных отношений в гражданско-правовой сфере регулирования [3]. «В основе гражданских правоотношений вообще и договоров в частно­сти лежит принцип эквивалентности» [4]. Цена, как выражение эквивалентности, также имеет экономическое содержание. В этом аспекта она неоднократно исследовалась многими учеными-экономистами. В экономической науке цена традиционно рассматривается как денежное выражение стоимости товара. Причем, между различными представителями экономических концепций долгое время ведутся споры о том, что является стоимостью товара. Адам Смит, например, писал, что «в каждом обществе цена (меновая стоимость) любого товара в конечном счете сводится к одной из этих частей (к заработной плате, прибыли, земельной ренте) или же распадается на все эти три части, а в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену подавляющей части товаров» [5]. Согласно марксистской теории цена представляет собой экономическую категорию, служащую для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени [6]. «Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда., показатель величины стоимости товара.». Таким образом, в узком понимании, если не рассматривать вопрос о том, какие конкретно ресурсы и затраты учитываются, экономическая сущность цены товара заключается в денежном выражении затраченных ресурсов и средств на его производство. Соответственно, цена в экономике понимается, прежде всего, как выразитель затраченных на производство товара ресурсов и сил. В юридической науке акценты расставлены иным образом. Здесь предварительно необходимо остановиться на вопросах терминологии при употреблении понятия «цена» в словосочетаниях «цена договора», «цена исполнения договора» и «цена товара (вещи), работы, услуги». Термин «цена товара (вещи) (работы, услуги)» неоднократно применяется в статьях Гражданского кодекса РФ и иных правовых актах гражданского законодательства России. Анализ положений ст. 454 ГК РФ, позволяет дать следующее определение цены товара – это определенная денежная сумма, которая подлежит уплате при принятии товара (вещи) в собственность. Из анализа норм ст. 702 и ст. 709 ГК РФ, цена работы – это определенная денежная сумма, которая уплачивается за выполнение работ и включает компенсацию издержек подрядчику и причитающееся вознаграждение. В результате анализа норм Гражданского кодекса РФ можно сделать вывод, что термин «цена» используется законодателем преимущественно по отношению к товарам и работам. Во всех остальных случаях, законодатель использует термины «плата» или «вознаграждение» (например, арендная плата, плата за ренту, вознаграждение за хранение и т.д.). Однако в ст. 424 ГК РФ речь идет о цене применительно к оплате исполнения договора в целом. Из анализа ст. 424 ГК РФ вполне очевидно вытекает, что ее правила не распространяются только на договоры купли-продажи, оказания услуг или выполнения работ, а термин «цена» используются применительно ко всем договорам, предусматривающим оплату их исполнения. Из смысла ст. 424 ГК РФ о цене можно говорить, как о размере оплаты за исполнение договора (цене исполнения договора). Сложнее дать определение термину «цена договора». В действующих до принятия Гражданского кодекса РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и Республик, в статье 65 «Цена договора», устанавливалось, что «исполнение возмездного договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законодательными актами случаях цена договора определяется соглашением сторон с соблюдением цен (тарифов, расценок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены договора после его заключения допускается лишь в случаях и на условиях, предусмотренных договором и законодательными актами». Таким образом, первоначально термин «цена договора» имел значение аналогичное используемому сегодня понятию «цена исполнения договора». При принятии части первой Гражданского кодекса РФ в 1994 году законодатель отошел от использования термина «цена договора». В общей части ГК РФ он вовсе не встречается. Во второй части кодекса, термин «цена договора» используется лишь в двух статьях, не имеющих первостепенного значения для гражданско-правового регулирования отношений связанных с ценообразованием. Строго говоря, исходя из буквального значения слова «цена», договор как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, не может иметь цену, так как он не является объектом сделок и обмена. Здесь необходимо оговориться, что на современном этапе развития рыночных отношений объектом сделок могут стать обязательства (или права) по заключению в будущем договора на конкретных условиях (например, о покупке товара по конкретной цене). В подобной сделке будущий договор является специфическим товаром и тоже имеет свою условную «цену договора» в буквальном смысле слова. Это сделки с опционами и фьючерсами, в которых ценой будущих контрактов является размер премии по опциону. Возможно, поэтому законодатель отошел от употребления «цены договора» при составлении первой части ГК РФ. Однако необходимо признать, что в настоящее время термин «цена договора» имеет устоявшееся значение, соответствующее цене исполнения обязательств по договору. В данном значении указанный термин по-прежнему широко используется в законодательстве, научной литературе и судебной практике.Использованные источники
    1. Ihre Arbeit ist intellektuell, psychologisch inhaltsvoll, sehr verantwortungsvoll, sie besteht hauptsächlich im Erfassen der kompliziertesten Verwaltungsinformationen und im Einfluss auf die Menschen;
    2. Wissenschaftliche Kenntnisse, Kunst und Erfahrungen solcher Menschen schaffen keine unmittelbaren Konsumwerte und befriedigt sie nicht;
    3. Рыженков А.Я.

      Товарно-денежные отношения в советском гражданском праве. Изд-во Саратовского университета, 1989.

      С. 77-81.

    4. Гражданское право. Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.