Главная - Пенсия - Конституционный принцип реализуемый при преподавании и научном творчестве

Конституционный принцип реализуемый при преподавании и научном творчестве


Конституционное право на свободу творчества (дубровин ю.д.)


Однако основное содержание подлежит правовому контролю:высшее учебное заведение, предусматривающее изучение нескольких иностранныхязыков, должно оставить за студентом выбор того языка, который он хочет изучать.Произвольное распределение администрацией высшей школы, кто должен изучатькакой иностранный язые нарушает, по моему мнению, конституционную свободуобучения. 7. Свобода собраний, ст. 31 КРФа) Принцип Возможность собираться вместе с другими является основной потребностьючеловека и предпосылкой для любых форм демократии. Встреча с другими людьмиснимает изоляцию, придает чувство общности и солидарности. Гарантия основных прав и свобод запрещает принятие государственных мерпротив созыва, организации и проведения собрания или против участия илинеучастия в нем.

Несоответствия между его спонтан- ностью и государственным планированием или управлением представляются по- чти неизбежными там, где исследование проходит в рамках государственных уч- реждений (высшие учебные заведения, государственное управление с его ведом- ственными исследованиями). Университетские экспериментальные и теоретические исследования зависят от персонала и материальных средств, имеющихся в распоряжении, или от государ- ственного заказа на проведение исследований, однако и в таком окружении свобода научного творчества остается основной гарантией необходимого творческого им- пульса научного познания.

Важно Все более важное значение для функционирования и поддержки науки приоб- ретает, однако, организованная на частных основах экономика.

Выявленные факторы обособления конституционной свободы препода вания и научного творчества в общей системе прав человека и основных свобод.

Конституционное право: некоторые проблемы и особенности преподавания Текст научной статьи по специальности «Право»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 157 2013. Вып. 4 УДК 342 М.А. Мокшина КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ Рассматриваются актуальные проблемы преподавания конституционного права с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: конституционное право, федеральный государственный образовательный стандарт, оптимизация преподавания.

Право человека на образование закреплено в ст.

43 Конституции РФ. Часть 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации применительно к высшему образованию устанавливает:

«Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии»

.

Кроме того, в ч. 5 ст. 43 Конституции РФ подчеркивается:

«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»

.

Так, Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр» и «магистр»)1. В соответствии с этими документами Российская Федерация перешла на уровневую систему высшего профессионального образования, включающую уровни бакалавриат и магистратуру. Переход к уровневой системе образования выдвинул ряд новых задач, направленных на совершенствование юридического образования.

В этих условиях вузы, факультеты, кафедры, преподаватели должны переосмыслить новые требования, выдвигаемые федеральными государственными образовательными стандартами. Федеральные государственные стандарты предусматривают, что бакалавр должен быть ориентирован на следующие виды профессиональной деятельности: 1) нормотворческая; 2) правоприменительная; 3) правоохранительная; 4) экспертно-консультационная; 5) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательный учреждениях, кроме высших учебных заведений).
Федеральные государственные стандарты предусматривают, что бакалавр должен быть ориентирован на следующие виды профессиональной деятельности: 1) нормотворческая; 2) правоприменительная; 3) правоохранительная; 4) экспертно-консультационная; 5) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательный учреждениях, кроме высших учебных заведений).

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) определены требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и магистратуры в форме обладания выпускником определенными общекультурными и профессиональными компетенциями. Реализация компетентностного подхода, заявленного во ФГОС, означает перенос акцента с целей формирования прочных систематизированных знаний к целям формирования способностей к активной профессиональной деятельности.

Знания становятся не основной и единственной целью образования, а средством развития профессиональных и общекультурных компетенций студентов.

Содержание компетенций определяет состав учебных дисциплин и содержание их программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает конституционное право в базовую (обязательную) часть цикла основной образовательной программы (ОПП) бакалавриата. Следует отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте речь идет не о конституционном праве вообще, а о российском конституционном праве. А конституционное право зарубежных стран следует включать в вариативную часть учебного цикла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Место конституционного права в подготовке бакалавров — юристов предопределено тем, что оно связано с Конституцией Российской Федерации — общим источником российского права. Кон- 1 Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 №464 (ред.

от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2010 № 17337); Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред.

от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19648) // СПС «КонсультантПлюс». 158 М.А. Мокшина 2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО ституционное право призвано научить студентов оценивать правовые явления с точки зрения соответствия их Конституции РФ.

Приоритетной задачей преподавания учебного курса «Конституционное право» является формирование у студентов глубоких теоретических знаний о конституционных основах устройства государства, гражданского общества, статуса человека и гражданина. Преподавание конституционного права имеет и практическое значение: приобретение студентами навыков для будущей профессиональной работы путем использования полученных теоретических знаний о конституционном праве в правотворческой деятельности и правоприменительной практике.

Студент должен быть подготовлен к решению нестандартных ситуаций, которые будут встречаться в ходе практической деятельности. Изучение конституционного права должно базироваться на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении теории государства и права, истории государства и права, экономики, логики, философии.

Изучение конституционного права должно базироваться на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении теории государства и права, истории государства и права, экономики, логики, философии. Институт права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета подготовку бакалавров ведет с 1996 г.

Поэтому можно сказать, что определенный опыт работы с бакалаврами был накоплен еще до перехода на новую уровневую систему образования. В соответствии с требованиями ФГОС и учебными планами Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета была разработана компе-тентностно-ориентированная рабочая программа «Конституционное право».

До введения ФГОС учебными планами Института права, социального управления и безопасности предусматривалось изучение студентами конституционного права во втором семестре первого курса, что не позволяло им в полной мере осмыслить конституционное право как ведущую отрасль российского права, поскольку не был изучен учебный курс теории государства и права, истории государства и права в полном объеме (данные учебные дисциплины читаются в течение всего первого курса).

В настоящее время предусмотрено изучение конституционного права студентами в течение двух семестров: на первом курсе — во втором семестре и на втором курсе — в первом семестре в объеме 72 часов лекций и 108 часов семинарских занятий. Мы видим: уровневая система юридического образования привела к уменьшению количества лекционных часов и к увеличению количества часов по семинарским занятиям, поскольку реализация компетентностного подхода предполагает практическое применение знаний студентами при решении практических задач уже в процессе обучения.

При преподавании конституционного права следует обратить внимание на такую проблему, о которой пишут ученые: конституционное право активно развивается, растет объем конституционно-правовых актов2.

В.А. Кряжков и А.Н. Кокотов отмечают:

«Фактически конституционное право как единая учебная дисциплина подошло к черте, за которой простое количественное приращение учебного материала вслед за развитием конституционно-правового законодательства уже невозможно»

3. В связи с этим возникают трудности и у преподавателей, и у студентов, изучающих конституционное право: у преподавателей — проблема подачи лекционного материала, методики проведения семинарских занятий; у студентов — проблема усвоения большого объема учебного материала и большого массива конституционно-правовых актов.

Сложность преподавания конституционного права заключается и в том, что политика оказывает влияние на конституционное право.

С.А. Авакьян указывает: «Вполне сознавая, что влияние политики на конституционное право несомненно, следует конструировать обоснованные и подвергаемые публичной оценке приемы такого влияния; ни в коем случае нельзя считать конституционное право «прислужницей» публичной власти; конституционное право в состоянии и должно оказывать ответное позитивное влияние на политику и политические отношения»4. В связи с этим преподаватели конституционного права должны разъяснять студентам соотношение конституционного права и политики, показывать ситуации, когда «принятие новых конститу- iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 2См.: Кряжкова О.Н. К вопросу об оптимизации преподавания конституционного права // Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: материалы Всерос.

науч.-практ. семинара / отв. ред. Н.В. Витрук. М.: Российская академия правосудия, 2008. С. 83. 3 См.: Кряжков В.А., Кокотов А.Н.

// Государство и право. 2006.

№7. С. 118. 4 Конституционное право и политика: сб.

материалов междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ им.

М.В. Ломоносова. 28-30 марта 2012 г.

/ отв. ред. С.А. Авакьян М.: Юристъ, 2012. С. 23. Конституционное право: некоторые проблемы и особенности преподавания ЭКОНОМИКА И ПРАВО 159 2013. Вып. 4 ционно-правовых актов, их норм ставится в прямую зависимость от политической целесообразности конъюнктуры»5 .

Традиционными формами занятий являются лекции и семинары. Изменение ФГОС потребовали новых подходов к методике подачи лекций и методике проведения семинарских занятий.

Сокращение количества лекционных занятий приводит к тому, что преподаватель не успевает изложить, как было раньше, учебный материал в полном объеме. Поэтому задача преподавателя состоит в правильном построении плана лекции, в его умении рассматривать на лекции наиболее сложные вопросы учебного курса. Изложение конституционно-правовых институтов должно подкрепляться практическими примерами.

Кроме того, учитывая большой объем законодательства по конституционному праву, преподаватель должен анализировать новые нормативно-правовые акты, рассказывать студентам о последних изменениях в законодательстве. Лекционный материал целесообразно сопровождать схемами, слайдами.

Таким образом, преподавание конституционного права во многом зависит от личности конкретного преподавателя, его таланта, умения заинтересовать студентов в учебном материале.

Задачами семинаров являются: привитие студентам систематических знаний о конституционном праве, выработка у студентов юридического мышления, решение практических ситуаций. Перед преподавателем возникла проблема, связанная с пересмотром используемых в учебном процессе интерактивных образовательных технологий. Программа по конституционному праву предусматривает следующие методические приемы семинаров: устный опрос студентов, доклады и сообщения, применение тестовых заданий, решение задач, деловые игры, составление схем и таблиц, подготовка документов, написание терминологических диктантов, проведение брейн-рингов, олимпиад.

Преподаватели конституционного права кафедры теории и истории государства и права проводят экскурсии: студенты знакомятся с работой законодательного органа государственной власти, судов. Для чтения лекций приглашаются представители органов государственной власти Удмуртской Республики. В Институте права, социального управления и безопасности УдГУ в соответствии с ГОС были предусмотрены следующие специализации: гражданско-правовая, уголовно-правовая и экологическая.

В соответствии с новым образовательным стандартом о высшем образовании ИПСУБ реализует образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки «юриспруденция».

Подготовка осуществляется по следующим профилям: уголовное право; гражданское право; государственное право; природоресурсное, экологическое и аграрное право. Впервые вводится профиль «государственное право». Но большинство студентов выбирают профиль «гражданское право», считая, что в будущем у них будет больше возможностей устроиться на работу.
Но большинство студентов выбирают профиль «гражданское право», считая, что в будущем у них будет больше возможностей устроиться на работу.

На профиль «государственное право» с трудом удалось набрать 11 студентов. Кроме того, возникла проблема определения дисциплин по профилю подготовки бакалавров. Кафедра теории и истории государства и права определила такие дисциплины, которые ориентируют студентов на углубленное изучение основных институтов конституционного права.

К ним относятся: права человека в международном и европейском праве, правовая экспертиза нормативно-правовых актов, избирательное право и избирательный процесс, конституционное правосудие, политические партии, гражданство и проблемы эмиграции и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В целях оптимизации преподавания конституционного права необходимо проведение семинаров, конференций, круглых столов, организация повышения квалификации для преподавателей. Следует поддержать такие предложения А.М. Цалиева о совершенствовании ФГОС, как расширение перечня дисциплин конституционной тематики; включение в число обязательных дисциплин, изучаемых студентами независимо от специальности и форм обучения, курса «Права человека и их защита»; исключение возможности получения степени магистра по направлению «юриспруденция» без базового юридического образования6.

Цалиева о совершенствовании ФГОС, как расширение перечня дисциплин конституционной тематики; включение в число обязательных дисциплин, изучаемых студентами независимо от специальности и форм обучения, курса «Права человека и их защита»; исключение возможности получения степени магистра по направлению «юриспруденция» без базового юридического образования6. Поступила в редакцию 14.05.13 5 Там же. С. 18. 6 Цалиев А.М. Об изучении конституционного права и его институтов в контексте совершенствования юридического образования // Конституционное и муниципальное право.

2013. №5. С. 24. 160_М.А. Мокшина_ 2013.

Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО M.A. Mokshina Constitutional law: some problems and features of teaching The article deals with urgent problems of teaching constitutional law with regard to the requirements of Federal state educational standards. Keywords: constitutional law, federal state educational standard, optimization of teaching.

Мокшина Маргарита Анатольевна, Mokshina M.A., candidate of law, associate professor гавдвдаг юридических наук, додж Udmurt State University ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 426034, Россия, г.

Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис .

Конституционный принцип реализуемый при преподавании и научном творчестве

Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством» [2].

Конституция Российской Федерации 1993 г. гарантировала каждому свободу научного творчества и охрану интеллектуальной собственности (ст.

44). Современная отечественная наука конституционного права определила существенные черты свободы научного творчества: 1. Конституционное право на свободу творчества является комплексным субъективным правом, в соответствии с которым возможность действовать означает возможность каждого человека и гражданина заниматься всеми видами творческой деятельности по желанию.

Гарантии свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности закреплены в положениях Конституции России, а следовательно, проблемы реализации указанных прав и свобод имеют конституционно-правовое, государственное и общечеловеческое значение.Некоторые исследователи полагают, что законодателю целесообразно также дополнить и конкретизировать ряд конституционных положений и внести соответствующие изменения в отраслевое законодательство, например в Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г.), в частности, детализировать положения о конкретных видах творческой деятельности, о запрете цензуры <12.>

Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России (стр.

1 из 5)

ГОУ ВПО БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Юридический факультет Кафедра государственного и административного права Курсовая работа Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России по дисциплине Конституционное право Российской Федерации Студентки 2 курса юридического факультета, на базе высшего образования, очно-заочной формы обучения Преподаватель: . Уфа – 2010 СОДЕРЖАНИЕ стр. Введение…………………………………………………………….3 1. Конституционное право на свободу творчества………………….5 2.

Содержание свободы творчества в конституционном праве России………………………………………………………………9 3.

Законодательство, регулирующее свободу творчества……….19 3.1 Закон «Об инновационной деятельности»………………….21 3.2 Законопроект о новых судах – по интеллектуальной собственности………………………………………………….25 Заключение……………………………………………………….28 Список использованной литературы…………………………….30 ВВЕДЕНИЕ Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44 Конституции РФ относится к числу важнейших прав и свобод граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности.

Право на свободу творчества содержится во многих международно-правовых документах универсального характера, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Право на свободу творчества по своему существу – это гарантируемое основными нормами возможность создавать литературные, художественные, научные и другие произведения, проводить научные исследования, заниматься изобретательством, преподаванием и т.д. Предоставленное право, будучи духовно-культурной ценностью, способствует внутреннему обогащению человека, вдохновляет на новые деяния, поиски и идеи.
Предоставленное право, будучи духовно-культурной ценностью, способствует внутреннему обогащению человека, вдохновляет на новые деяния, поиски и идеи.

Конституционное закрепление права на свободу творчества, развитие и конкретизация его в отраслевом законодательстве имеют немаловажное значение для повышения культуры российского общества. Приходится, к сожалению, констатировать, что механизм реализации и защиты права на свободу творчества далек от совершенства.

Основной причиной того является недооценка культуры, образования, науки и творчества государственными институтами и политиками.

Актуальность темы. В исследованиях в сфере конституционного права о содержании свободы творчества доминирует подход к ней как к элементу конституционной системы прав и свобод человека и гражданина, публично-правовые особенности ее содержания исследуются значительно реже.

Соответственно в науке и практике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, свобода творчества как условие саморазвития личности провозглашено Конституцией РФ, а с другой стороны, сегодня не завершено реформирование российского законодательства о творчестве и творческой деятельности. До сих пор не принят Федеральный закон о творчестве и творческой деятельности, отвечающей современным реалиям, учитывающей все многообразие видов творчества.

Культура, наука и их результаты – это основа развития современной экономики и общества в целом. Задача государства состоит не в борьбе за прибыли, извлекаемые из научных учреждений, отожествляемых с коммерческими организациями, или из инновационных процессов, а в том, чтобы стать своего рода донором, поддерживающим образование, культуру, науку и творчество.

На современном этапе возникает необходимость разрабатывать научно-теоретические, концептуально новые подходы, которые содержали бы научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства в данной сложной и динамичной сфере. Это тем более важно, что традиционные и культурные ценности в условиях глобализации должны быть не только надежно защищены, но и приумножены.

Цель курсовой работы – как можно более полно и всесторонне изучить конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы нормативные источники, специальная литература, научные статьи, информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант». 1. Конституционное право на свободу творчества 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры . Слово «каждый» в ч. 1 данной статьи подразумевает граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут являться субъектами данных правоотношений.

В действующем законодательстве не дается легального определения понятия «творчество».

Применительно к данной статье творчество может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открывание и созидание чего-то нового, оригинального.

Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности. Творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной собственностью, имеющих рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество – часть (вид) интеллектуальной деятельности.

Творчество непосредственно связано со способностями.

Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод.

Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность (ч. 5 ст. 29 Конституции запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.

Свобода творчества не может быть абсолютной; возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет среди людей, и ради публичных интересов и прав других лиц сама Конституция и законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч.

3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции). Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована свобода.

Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено. Часть 1 данной статьи упоминает отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое. Литературное и художественное творчество, научное и техническое творчество регулируется частью 4 Гражданского кодекса РФ.

Наряду с перечисленными выше, данная статья говорит и о других видах творчества.

К ним, вероятно, можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д.

К видам творчества, не охраняемым правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно.

Понятие «преподавание» в комментируемой статье может рассматриваться как вид творческой деятельности в процессе воспитания и обучения. Преподавание осуществляется педагогами, из которых первыми педагогами являются родители (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 10 июля 1992 г.

«Об образовании» в редакции от 17.12.2009 N 313-ФЗ, ст.

150). Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-трудовой деятельности, так и в рамках образовательных учреждений.

Свобода преподавания включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся.

Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный соответствующему (п. 4 и 7 ст. 55 Закона «Об образовании»).

Однако свобода преподавания не абсолютна, она ограничена некоторыми цензами, существуют государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться преподавание, являющиеся основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7 Закона «Об образовании»). Термин «интеллектуальная собственность» является новым не только для Конституции, но и для всего законодательства Российской Федерации. Термин «интеллектуальная собственность» представляет собой специфическое наименование нематериальных объектов авторского и патентного права, которые иногда еще называют «промышленная собственность» или «литературная собственность».

Однако произведение (изобретение, товарный знак, фирменное наименование и т.д.), охраняемое авторским и патентным правом, имеет такие особенности духовного порядка, которые не позволяют отождествить его с вещью. Материальное воплощение идей и образов представляет собой «вещь» настолько условную, что по отношению к праву на объект любого творческого произведения правильнее применять термин «интеллектуальные права».

Влияние конституционных принципов на преподавательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

Инвестиционно-инновационная политика развития региона должна сопровождаться комплексом мер по совершенствованию внешних механизмов: предпринимательской деятельности, налоговой и кредитной политики, организационного механизма ее внедрения и сопровождения. Литература 1. Официальный сайт Администрации Смоленской области // admin-smolensk.ru. 2. Методические рекомендации по определению эффективности научных разработок и внедрения инноваций / Е.И.

Семёнова, В.А.Семёнов, А.В. Серёгин, Е.Е.

Можаев. М.: Изд-во РГАЗУ, 2009. 3. Суглобов А.Е. Социально-экономическая статистика, как один из инструментов исследований в аграрном секторе экономики / В сборнике: Социально-экономические технологии в повышении потенциала современного общества: российский и зарубежный опыт: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под ред.

В.Н. Супико-ва, В.В. Бондаренко. 2006. С. 91-93. 4. Суглобов А.Е., Купреев В.В. Развитие методических основ оценки инновационной активности хозяйствующих субъектов / В сборнике: Экономическая наука — хозяйственной практике материалы сессий XIV Международной научно-практической конференции / Отв.

Ред. Н.В. Исаев. Кострома: КГУ им.

Н.А. Некрасова, 2012. С. 73-79.

5. Суглобов А.Е., Смирнова О.Е. Кластерный подход в формировании российской национальной инновационной системы // Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 17. № 4. С. 81-86. 6.

Суглобов А.Е. Использование результатов экономического анализа для выявления перспектив развития социальной инфраструктуры сельских регионов // Экономический анализ: теория и практика.

2006. № 12. С. 32-35. УДК 342.7 ББК 67 ВЛИЯНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА КАЛЬГИНА, кандидат юридических наук, доцент E-mail: ru; АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ОСАВЕЛЮК, доктор юридических наук, профессор E-mail: Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Аннотация. Рассматривается трактовка ряда конституционных принципов в их взаимосвязи с преподавательской деятельностью.

Ключевые слова: Конституция, принципы, образование, преподавание.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Annotation. The interpretation of a number of constitutional principles in their connection with teaching is researched.

Keywords: Constitution, principles, education, teaching.

Конституционные принципы составляют правовую основу, на которой базируется высшее образование (включая юридическое) и преподавательская деятельность в Российской Федерации. Одним из таких принципов является закрепленный в ст.

13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия [1]. В соответствии с ним в Российской Федерации не только признается свободная конкуренция разных идеологий и их многообразие, но и устанавливается конституционное требование, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Данный принцип в сфере образования дает возможность преподавателям и обучающимся свободно выбирать те или иные научные школы и концепции, идеи и высказывать свои суждения по различным на- ■ф- учным концепциям, приводить соответствующие аргументы, подтверждающие высказываемое мнение и т.д. Вместе с тем, по соображениям нравственности, гуманизма и педагогического воспитания подрастающего поколения Конституция РФ запрещает такую идеологию и научные концепции, применяемые в образовательном процессе, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.

5 ст. 13). Принцип законности.

Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции и законодательстве РФ принципа законности. Он имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер.

Содержание принципа законности выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Так, ст. 15 Конституции РФ устанавливает высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В п. 2 ст. 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел закрепление и в других нормах Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма. Непосредственное отношение к преподавательской деятельности и методике преподавания имеет другой конституционный принцип — академических свобод, — закрепленный в ч.

1 ст. 44 Конституции РФ. В соответствии с ним каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

В соответствии с указанным принципом для охраны и дальнейшего развития научных открытий и достижений в педагогической деятельности Конституция и законодательство Российской Федерации установили охрану интеллектуальной собственности. Мы согласны с Е.Л. Болотовой в том, что «содержание конституционно-правового регулирования свободы преподавания заключается в защите носителей этой свободы и их прав, которые возникают при ее реализации.

Осуществление учебного процесса на высоком профессиональном уровне невозможно в условиях ограничения доступа к информационным источникам, повсеместной цензуры, постоянного вмешательства в интеллектуальную деятельность педагога, отсутствия базы для научной и педагогической деятельности» [2]. Вместе с тем, мы бы не стали слишком преувеличивать влияния международного права на содержание свободы преподавания, как составной части принципа академических свобод, так и самого принципа академических свобод.

Во-первых, потому, что сама Е.Л. Болотова признает тот факт, что свобода преподавания имеет множество измерений и характеристик одним из которых является ее трактовка как культурного права: «1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на: a) участие в культурной жизни; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . b) пользование результатами научного прогресса и их практического применения; c) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является. 2. Меры, которые должны приниматься участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

4. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях» (ст. 15 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах) [3].

Во-вторых, потому, что Конституция РФ и закрепленный ею принцип академических свобод (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ), по-прежнему, имеют высшую юридическую силу, содержание указанного принципа детально раскрывается на основании положений Конституции РФ российским законодательством (подробнее об этом принципе см.: следующий параграф), а международные договоры, включая и процитированные положения Пакта на территории Российской Федерации непосредственно не действуют, а требуют ратификации.

В-третьих, потому, что конституции и законодательство зарубежных государств по-разному регулируют указанный вопрос. Например, в одних государствах она выражена через свободу творчества, науки, научно-технического творчества.

Так статья 51 Конституции Республики Азербайджан установила, что каждый обладает свободой творчества.

Свободное осуществление литературно-художественного, научно-технического и других видов творчества гарантируется государством.

В соответствии с положениями ст.

40 Конституции Республики Армения каждый имеет право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, пользование научными достижениями и участие в культурной жизни общества.

В других конституциях указанный принцип сформулирован по-другому, как государственная гарантия. В частности, в ст. 23 Конституции Республики Болга- ■ф- рия установлено, что государство создает условия для свободного развития науки, образования и искусств и оказывает им помощь. Оно заботится об охране национального исторического и культурного наследия.

Статья 16 Конституции Греции гарантиям придала иное содержание: искусство и наука, исследование и преподавание свободны; их развитие и распространение являются обязанностью государства. Академические свободы и свобода преподавания не освобождают от долга подчинения Конституции. Образование является важнейшей задачей государства и имеет целью моральное, духовное, профессиональное и физическое воспитание греков, развитие их национального и религиозного сознания и формирование их как свободных и ответственных граждан.

Высшее образование дается исключительно учебными заведениями, имеющими статус юридических лиц публичного права и полностью самоуправляемыми.

Эти учебные заведения находятся под надзором государства, имеют право на финансовую поддержку с его стороны и функционируют на основе законов об этих заведениях. Слияние и разделение высших учебных заведений может иметь место и вопреки любым противоречащим положениям, как это определено законом. Профессора высших учебных заведений являются государственными чиновниками.

Остальной преподавательский персонал вузов также исполняет публичные функции в соответствии с условиями, определенными законом. Статья 54 Конституции Украины провозглашает указанный принцип с сохранением своих особенностей, в соответствии с которыми гражданам гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности. Важное значение для преподавания юриспруденции в высшей школе имеет принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ст.

4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изменениями по состоянию на 2 июля 2013 г.

№ 185-ФЗ) [4]. Данный принцип вытекает из конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства: «Российская Федерация — светское государство.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). Для обеспечения реализации положений указанного принципа на практике ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» запретила педагогическим работникам использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, нацио- нальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Для обеспечения реализации этого права религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.

Существенную роль в реализации образовательной деятельности в Российской федерации играет закрепленный в ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принцип гаранти-рованности высшего (в том числе и юридического) образования [5].

В соответствии с указанным принципом право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Кроме того, в Российской Федерации гарантируются бесплатность на конкурсной основе высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Принцип гарантированности имеет несколько проявлений на практике.

Прежде всего, следует сказать о конституционной и законодательной (правовых) гарантиях. Под правовыми гарантиями обычно понимают закрепление конкретного права или свободы в сфере образования в Конституции Российской Федерации или федеральном законе, способа его реализации или защиты, которые дают возможность, ссылаясь на это право требовать от других не препятствовать его осуществлению, оказывать содействие и т.п.

Суть организационных гарантий сводится к учреждению государственных органов, наделенных компетенцией принимать соответствующие нормативные правовые акты, другие управленческие решения и рассматривать жалобы лиц, занятых в сфере образования, на ущемление их прав и законных интересов и выносить по ним решение, а также определенный порядок организации деятельности таких органов. К числу таких органов относятся Президент Российской Федерации, Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, федеральные суды и аналогичные органы государственной власти в субъектах Федерации. Поводя итог, следует резюмировать, что реали- зация конституционных принципов в части становления и развития новых подходов к образовательной системе России предопределяют в качестве одной из важных проблему достижения баланса интересов личности, общества и государства во всех сферах социального бытия, в целом, и в выполнении государством такой наиважнейшей задачи как предоставление всем гражданам возможностей для получения качественного образования, в частности.

Литература 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в действующей редакции). 2. Болотова Е.Л. Конституционно-правовое регулирование свободы преподавания // Теория и практика российского конституционализма: сб. докладов научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня рождения академика О.Е.

Кутафина, 26 июня 2012 г. / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: МГЮА, 2013. С. 331. 3. Международное право.

Сборник документов // Сост. Н.Т.

Блатова, Г.М. Мелков. М., 2009.

С. 78-86. 4. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в действующей редакции) // СЗ РФ. 2012. № 53. (ч. 1). Ст. 7598. 5. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// «СЗ РФ», 31.12.2012, N 53 (ч.

1), ст. 7598. УДК 657 ББК 65 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ КАК ОБЪЕКТ АУТСОРСИНГА iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . ИРИНА ПЕТРОВНА КОМИССАРОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита ФГАОУ ВПО

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

E-mail: Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Аннотация. Представлены исследования проблем, связанных с контролем качества управления предпринимательскими рисками, исследованы элементы внутреннего контроля, их причинно-следственные связи, определена необходимость делегировать внешним исполнителям в лице аутсорсеров, контроль качества управления предпринимательскими рисками.

Ключевые слова: предпринимательские риски, аутсорсинг, бухгалтерский учет. Annotation. Presented a study of the problems associated with quality control management of business risks, investigated the elements of internal control, their causal connections, defined the need to delegate to external performers in the face of outsourcers, the quality control management of business risks. Keywords: entrepreneurial risk, outsourcing, accounting.

Практика показывает, что любой бизнес требует внимательной предварительной оценки всех видов внутренних и внешних предпринимательских рисков, возникающих в процессе осуществления бизнеса [1; 2; 3; 4; 9; 10; 11; 12]. Мы считаем, что до сих пор остается без внимания ученых и практиков возможность целенаправленного управления рисками, включающая в себя помимо работ по устранению уже возникших рисков, действия по их профилактике, то есть по предотвращению. Очень хорошо в этом направлении работают бух- галтеры-аутсорсеры московской аудиторской фирмы «Гарантия», имеющие большой опыт построения управления предпринимательскими рисками, позволяющий своевременно предупредить развитие нежелательных событий, ведущих к возникновению рисков.