Главная - Пенсия - Когда появились социальные права

Когда появились социальные права


Когда появились социальные права

Социальные права человека: понятие, система и юридическая природа Текст научной статьи по специальности «Право»


2.14. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ Крикунова Анна Александронва, аспирант.

Место учебы: кафедра государственно-правовых дисциплин, юридический факультет, Московский гуманитарный университет. Должность: старший преподаватель. Место работы: кафедра прав человека, Московский городской педагогический университет.

e-mail: Аннотация: Статья посвящена анализу одной из фундаментальных категорий юридической науки -социальным правам человека. Автор раскрывает отличительные особенности социальных прав чело-века, предлагает свое видение их системы, акцентирует внимание на роли государства в обеспечении данной группы прав, делает вывод о том, что они являются субъективными правами наравне с другими правами личности.

Ключевые слова: социальные права человека; социальное государство; социальная свобода; социальная безопасность личности; система социальных прав человека; субъективные права. SOCIAL HUMAN RIGHTS: DEFINITION, SYSTEM AND LEGAL NATURE Krikunova Anna Alexandrovna, postgraduate student. Place of study: department of state-legal disciplines, law faculty, Moscow Humanitarian University.

Position: senior lecturer. Place of employment: department of human rights, Moscow state pedagogic University. e-mail: Annotation: Article considers the analysis of one of the fundamental categories of legal science — social human rights.

Author discloses features of social human rights, offers its own perspective on their system, focuses attention on the roles of the state in assuring the rights of the given group, makes a conclusion on the fact that these are subjective rights equal to other individual rights.

Keywords: social human rights; social state; social freedom; social safety/security of an individual; system of social human rights; subjective rights. Определение и сущность социальных прав являются предметом дискуссии, ведущейся в российской юридической науке. Не все ученые рассматривают социальные права в качестве самостоятельной группы прав человека.

На наш взгляд, термин «социальные права человека» можно рассматривать в узком и широком смысле.

В широком смысле понятие социальных прав охватывает любые общественные связи, которые призваны обеспечить многообразие запросов людей [5: с.

143144]. Такое понимание термина «социальные права» связано с трактовкой социального как относящегося к жизни людей и их отношениям в обществе [7: с. 670]. В таком случае объединение социальных, экономических и культурных прав в одну группу является достаточно обоснованным.

Однако, в узком смысле термин «социальное» приобретает совершенно иное значение.

Так В.М. Кондратьев отмечает, общество — есть собрание людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями. Общество, следовательно, возможно как позитивное единство людей.

Заметим, единство — родовое понятие для общества.

Далее, продолжая свои рассуждения, В.М. Кондратьев отмечает, что единство предполагает и различия. Общественное» и «социальное» характеризуют единство людей по разным основаниям: первое — по «центростремительным» силам в обществе, а второе — по «центробежным» силам в обществе .

Поиском меры взаимодействия противоположных стремлений в единении людей занято государство — и социальное и общественное по назначению своей деятельности. Благодаря уяснению смысла слова «социальное», становится понятным значение выражения «социальная ориентация, т.е.

ориентация на осуществление интересов отдельных единств людей, традиционно называемых социальными группами, классами, слоями или стратами. С.А. Шавель предлагает учитывать «давнюю традицию, идущую от философов — утопистов, связывать понятие социальное с неравенством людей и борьбой за его устранение [6: с.
С.А. Шавель предлагает учитывать «давнюю традицию, идущую от философов — утопистов, связывать понятие социальное с неравенством людей и борьбой за его устранение [6: с.

235-236]. Рассматривая термин «социальное» в узком смысле, нам представляется возможным говорить о социальных правах как о самостоятельной группе прав личности.

Эти права обладают своими специфическими особенностями, отличающими их от всех других групп прав человека. Социальные права реализуются в сфере социальной жизни.

Социальный аспект жизни связан с исполнением тех или иных ролей человеком как частички социума (например, социальные роли: матери, отца, ребенка, пенсионера, инвалида). Социальная жизнь связана с разделением людей на конкретные группы, слои, страты, классы и т.п.

Стратификация общества означает не только различное положение в обществе отдельных страт и входящих в них индивидов, но и их неравное положение. Ввиду этого социальные права имеют адресную направленность. Социальные права являются важным инструментом социализации личности.

Эти права должны обеспечить каждому человеку такое существование, которое характеризуется возможностью самовыражения, самоидентификации и исключает устранение из общественной жизни. В отличие от других прав человека (например, гражданских) социальные права реализуются в индивидуальной и коллективной формах. Субъектом социальных прав может выступать не только человек, но и семья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Социальные права человека — это группа прав, воплощающих его социальную свободу.

Социальная свобода реализуется в сфере общественного бытия личности, участия людей в общественной жизни. В данном случае человек выступает не как носитель индивидуальных качеств, а как член общества, определенной социальной группы.

Социальная свобода — это сфера государственного вмешательства в отношения различных социальных групп (страт, классов и т.п.) с целью гармонизации отношений между ними. Но роль государственного вмешательства здесь не стоит абсолютизировать. С одной стороны, сфера социальной свободы — возможность участия общества в делах отдельно взятой личности, различных групп людей.

С другой стороны, социальная свобода — способ самоопределения личности в рамках общества.

Социальная свобода — способ обеспечения свободы и равенства индивидов в рамках общества. Основная цель социальной свободы состоит в том, чтобы человек СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Крикунова А.А. ощутил себя свободным от таких явлений как голод, нужда, нищета, неравенство. Своеобразие социальных прав человека заключается в способах обеспечения их со стороны государства.

Своеобразие социальных прав человека заключается в способах обеспечения их со стороны государства. Для осуществления социальных прав требуется активная социальная поддержка со стороны государства; при этом государство должно играть самую значительную активную роль по защите отдельных категорий граждан путем перераспределения национального дохода на основе принципов социальной справедливости.

Эти права в литературе иногда именуют «позитивными», они обязывают государство участвовать в судьбе граждан, улучшая ее в пределах, оговоренных Конституцией.

Понятие «социальные права человека» и «социальное государство» тесно связаны.

На наш взгляд, социальное государство не стремится к ликвидации полного фактического неравенства в обществе. Его основной целью является создание таких условий, при которых каждый человек, как носитель достоинства, мог бы жить нормальной полноценной жизнью.

Социальное государство, признавая существование разных социальных статусов граждан, призвано обеспечить минимальный стандарт жизни каждому человеку и систематически повышать этот стандарт. Социальное государство не упраздняет личную ответственность человека за собственное материальное благополучие при условии, что он своим трудом или иным законным способом в состоянии обеспечить материальный достаток для себя и своей семьи [8: с. 388 ]. Социальное государство — это государство, в котором не только провозглашаются конституционно, но и реализуются социальные права человека.

В социальном государстве взаимоотношения между личностью и государством, между различными социальными группами строятся на принципах социальной солидарности, социального партнерства, социальной справедливости. Конституция РФ в ч.1 ст.7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством; в главе 2 (ст.

38- 42) Конституции РФ закреплена система социальных прав человека. К сожалению, положения о социальной справедливости, социальном партнерстве, социальной солидарности не нашли своего закрепления в Конституции РФ. Нормы о социальной справедливости как о высшей ценности содержатся в конституциях Греции, Ирландии, Испании, Гватемалы, Индии, а о социальной солидарности закреплены в конституциях Италии, Португалии и других стран.

Социальные права гарантируют достаточный уровень жизни, без которого не может быть речи о нормальном человеческом существовании. Социальные права, в отличие от экономических, связаны не с производством социальных благ, а с их справедливым распределением. Объектами этих прав выступают блага социальной свободы материального и нематериального характера.
Объектами этих прав выступают блага социальной свободы материального и нематериального характера.

К материальным благам относятся: пища, одежда, жилище, медицинские услуги, социальное обеспечение; к нематериальным благам относятся здоровье, благоприятная окружающая среда.

Однако суть социальных прав не исчерпывается обладанием теми или иными ценностями, суть социальных прав проявляется в самом состоянии свободы человека (например, свобода от голода, нищеты, болезни, проживание в благоприятной окружающей среде). Социальные права обеспечивают социальную безопасность личности.

Безопасность личности — это возможность пользоваться результатами человеческого развития. Безопасность личности включает в себя несколько уровней: личная, политическая, экономическая, социальная, культурная и международная.

Социальная безопасность личности — это защищенность личности от нищеты, голода, болезней, социальной несправедливости, социального отторжения, от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Социальная безопасность создает атмосферу уверенности в будущем.

Особого внимания заслуживает проблема системы социальных прав человека.

На наш взгляд, к социальным правам человека относятся: право на достаточный уровень жизни; право на жилище; право на защиту семьи, материнства и детства; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на отдых; право на благоприятную окружающую среду.

Следует отметить, что не редко в научной литературе право на труд рассматривают как социальное право [4: с.117-128], а право на жилище — как одно из экономических прав [1: с. 66]. Тем не менее, право на труд — это важнейшее экономическое право человека. Экономические права — это принадлежащие каждому человеку (гражданину) возможности в сфере производства и распределения имущественных благ, связанные с самостоятельным обеспечением условий своего существования и гарантирующие свободу участия в хозяйственной жизни [2: с.

63-64]. Экономические права определяют место человека в экономической системе, сфере собственности, производственных отношений. Труд, по справедливому замечанию Г.А. Гаджиева, представляет собой не просто деятельность, направленную на получение доходов, но и способ всестороннего формирования личности, форму самореализации человека в сфере экономики.

Продуктом труда являются материальные и духовные блага [3: с. 128]. Что же касается права на жилище, то в Конституции РФ и многих международных документах жилище рассматривается как важнейшее социальное благо, обеспечивающее достойный уровень жизни, а не как экономическое благо, имущество, собственность.

Однако, жилище одновременно может быть объектом права собственности, выполняя тем самым экономическую функцию, а с другой стороны — объектом права на жилище. Пользование жилищем (любой формы собственности) как важнейшим социальным благом гарантируется правом на жилище, закрепленным в ст. 40 Конституции РФ, а владение, пользование, распоряжение жилищем как собственностью, имуществом, экономическим благом гарантируется правом собственности (ст.

35 Конституции РФ). Основная цель ст. 40 Конституции обеспечить каждому человеку крышу над головой, ликвидировать бездомность . Таким образом, социальные прав человека — это права , закрепленные в нормах международного и внутригосударственного права, которые реализуются в социальной сфере, гарантируют достаточный уровень жизни, отражают статус различных социальных групп, обеспечивают социальную свободу и социальную безопасность каждой личности, активную роль в осуществлении которых играет государство.

Вопрос о юридической природе социальных прав также является дискуссионным в юридической науке.

Представляется, что социальные права человека являются разновидностью субъективных прав личности. На наш взгляд, схема правомочий, предложенная iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Н.И. Матузовым для субъективного права, справедли- ва и для социальных прав человека.

Право-поведение в социальных правах заключается в возможности определенного поведения самого управомоченного лица в отношении благ социальной свободы. Например, в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь оно состоит в возможности обращения гражданина за бесплатной медицинской помощью в государственное учреждение здравоохранения; в праве на жилище — в возможности человека устойчиво (стабильно) и беспрепятственно пользоваться имеющимся у него на законных основаниях жилищем.

Право- требование в социальных правах состоит в том, что управомоченный субъект может требовать от государства (обязанного лица) обеспечить пользование указанными благами социальной свободы. Так, например, право-требование в праве на жилище состоит в возможности требовать от государства за счет его средств предоставить жилье малоимущему гражданину. Право-пользование выражается: в обладании благами социальной свободы (например, медицинская помощь, пища, одежда, пенсия); в особом фактическом состоянии (например, благоприятная окружающая среда, достаточный уровень жизни граждан), субъекты которого непрерывно пользуются благами социальной свободы.

Право-притязание означает возможность прибегнуть к мерам государственного, международного принуждения для защиты возможности пользоваться благами социальной свободы. Тем не менее, содержание субъективного права нельзя исчерпать какой-либо одной из вышеназванных возможностей, сместить центр тяжести на одну из них.

Думается, что ученые, отрицающие субъективный характер конституционных социальных прав, исходят из слишком узкого понимания субъективного права. Они связывают понятие субъективного права только с возможностями его судебной защиты. Однако, «правопритязание» как элемент субъективного права предполагает и другие возможности его обеспечения.

Есть немало иных юридических, экономических, политических гарантий прав личности, которые также играют значительную роль в реализации прав человека.

Международные акты в сфере прав человека, Конституция РФ (ст.2, 18, 46) признают равное значение всех прав человека, в том числе и социальных. Конституция РФ и международные акты в сфере прав человека подходят к правам человека как к цельной и единой системе, в которой все права существуют для достижения общей цели. Отказ в признании за конституционными социальными правами юридических характеристик субъективных прав — это отрицание их естественного и неотъемлемого характера.

Такие суждения противоречат букве и духу Международного билля о правах человека, Конституции РФ и представляют собой попытку разрушить принцип единства и взаимозависимости всех прав человека. Список литературы: 1. Богданов Е.В.

Природа и сущность права граждан на жилище / Е.В.

Богданов // Вестник института права СГЭА. Актуальные проблемы правоведения. Научнотеоретический журнал. — 2002.

— № 3. — С. 63-68. 2. Гаврилова Ю.В.

Основные подходы к гарантиям экономических прав в европейских конституциях / Ю.В. Гаврилова // Права человека в современном обществе (к 60-летию и Всемирному дню прав человека): Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (Москва, 6 декабря 2005 г.) / Отв.

Рекомендуем прочесть:  Препараты по эко возврат ндфл

ред. О.В. Собченко, М.Р. Шагалов, А.Ю. Шумилов. — М.: Российский новый университет, 2006. — С. 63-67. 3. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации.

Опыт сравнительного исследования / Г. А. Гаджиев. — М.: Манускрипт, 1995. — 232 с. 4. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционно-правовые аспекты / B.А. Иваненко, В.С. Иваненко.- Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

Иваненко, В.С. Иваненко.- Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 404 с. 5. Кабалкин А.Ю. Критика и библиография /А.Ю.

Ка-балкин // Советское государство и право. — 1989. — №8. — С. 143-144. 6.

Кондратьев В.М. О тенденциях реформирования российского образования / В.М. Кондратьев // Человек iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — образование — общество: сб.

статей / Сост. и науч. ред. И.А. Бирич. — М.: Акад. гуманитар. исслед., 2005. — C. 232-238. 7.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — 14-е изд., стереотип.

— М.: Русский язык, 1982. -816 с. 8. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б.С.

Эбзеев. — М.: Юрид. лит., 2005.

— 576 с. Рецензия на статью «Социальные права человека: понятие, система и юридическая природа» аспирантки кафедры государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного университета Крикуновой А.А. Социальные права человека являются объектом научного исследования многих отечественных авторов в области конституционного права.
Социальные права человека являются объектом научного исследования многих отечественных авторов в области конституционного права.

Что же касается сущности, системы социальных прав человека — эта тема не в достаточной мере изучена. В связи с этим необходимо уточнить данные понятия.

Несмотря на закрепление указанного вида прав в международных актах, во многих конституциях, в научной литературе существует точка зрения, основанная на отрицании их статуса прав человека. Такой подход влечет за собой недооценку этих прав не только в теории, но и на практике. Положения статьи вносят определенный вклад в разработку научной концепции социальных прав человека.

Достоинство статьи в том, что она написана на основе сравнительного анализа норм международного и российского права, конституций зарубежных государств.

Практическая значимость темы обусловлена необходимостью решения, как на международном уровне, так и внутри государства, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Автор статьи сумел создать оригинальную научную работу, посвященную данной теме. Выводы аргументированы и заслуживают поддержки.

Полагаю, что данная статья может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рецензируемом ВАК. доктор юридических наук, профессор, зав.

кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета Т.А.

Сошникова

Это Важно Знать!

Всегда есть вероятность, что клиенту не нужно идти в суд или составлять претензию и иные документы, так как перспективы выиграть нет и клиент зря потратит время и деньги, хуже того, усугубит свое положение. Именно по этому юристы нашей компании сначала делают бесплатный анализ ситуации, изучают имеющиеся документы, и только после этого предлагают пути решения, если они имееются.

Почему нам доверяют? Качество обслуживания Уже более 10 лет наша компания оказывает бесплатные юридические консультации в различных областях гражданского права. Скорость Профессионалы своего дела проконсультируют Вас в течении 5 минут. И Вы будете знать все о решении своей ситуации.

Знание Дело каждого клиента передается в соответствующий отдел права, где его анализирует не менее 3х специалистов, включая старшего юриста.

Конфиденциальность В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 «О персональных данных» — мы гарантируем полную конфиденциальность всех консультаций Экономия Благодаря большому опыту в сфере гражданского права, мы с уверенностью можем говорить, как надо поступать в различных ситуациях. Минимальные действия, для максимального результата.

Легкость Обращаясь к нам, клиенты забывают о своей проблеме. Доверьте свою заботу нам, профессионалам своего дела. Получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

Москва Санкт-Петербург Нажимая кнопку ОТПРАВИТЬ, вы принимаете условия Отправить Отправить Вам помогутнаши юристы и адвокаты «Каждую проблему можно решить по средствам закона.

В этом нет ничего сложного. Единственное, что сложно – это знать эти законы.» Астафьев Валерий Семенович ведущий специалист Юридического Бюро

ПроскуряковМихаил Юрист

КарповаЕлена Адвокат

ПильчевскийЮрий Адвокат

СазоноваНаталья Юрист

Права третьего поколения


После обострения во 2-й половине XX века глобальных проблем — в первую очередь экологической — и вступления наиболее развитых стран в постиндустриальную эпоху заговорили о коллективных правах. В частности, это право на безопасную окружающую среду, право на доступ к информации, право на безопасность. Отличительная особенность этого поколения прав: они являются правами всего человечества.

Эти права не связаны с конкретной личностью, а диктуются принадлежностью к какой-то группе людей.

При этом действует принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права человека и гражданина. Государство, которое обеспечивает осуществление основных прав человека, а также их охрану и защиту называют правовым. Конституции многих стран содержат положение о том, что они являются правовыми государствами (в т.

ч. и Конституция РФ). Однако, на сегодняшний день это во всех случаях является лишь декларацией, целью, а не реально существующим положением вещей. Источник: Обложка: ——————————- С уважением, (дата публикации: 21.09.2018)——————————- Понравилась статья?

  1. Еще больше материалов вы найдете в моей и
  2. Ставьте лайк, поделитесь статьей в социальных сетях, подписывайтесь на канал

Границы социальных прав

Каждый человек имеет право на социальную защитуСтатьями Конституции РФ устанавливается ряд социальных прав, которыми может воспользоваться любой гражданин нашей страны.Право на социальное обеспечение предоставляется различным категориям граждан в связи с рядом обстоятельств:

  • временная нетрудоспособность;
  • достижение пенсионного возраста;
  • инвалидность;
  • недостаточность заработка для обеспечения нормальной жизнедеятельности и др.
  • потеря заработка (работы);
  • потеря кормильца;

Социальное обеспечение реализуется в материальном выражении (выплата пенсий, пособий по безработице, инвалидности и т.п.) и в предоставлении льгот (бесплатные поездки в городском транспорте, получение жилья вне очереди, бесплатное получение лекарств и медицинских услуг и др.).

Порядок начисления пенсий и пособий регламентируется на федеральном и местном уровне.Право на материнство и детство и их защиту, а также защиту семьи включает такие моменты, как:

  1. запрет на отказ в трудоустройстве женщин, воспитывающих малолетних детей, и беременных; предоставление отпуска на период беременности и родов, уход за ребенком, выплата государственного пособия.
  2. наделение обоих родителей равными правами и обязанностями по воспитанию ребенка и заботе о нем; реализация прав родителей согласно с интересами ребенка;

Поощрение материнства и укрепления семьи является одной из главных тенденций социальной политики современного государства.Право на жилище включает в себя следующие моменты:

  • доступность жилья;
  • правовые основы проживания;
  • наличие необходимых услуг и инфраструктуры в районе проживания.
  • пригодность жилья для проживания;

Социальные праваЖилищная политика российского государства включает поддержку малоимущих семей, других льготников и остальных категорий граждан путем создания и поддержания муниципального и частного жилищных фондов, развития частной собственности, конкуренции в сфере ремонта, строительства и содержания жилищного фонда.Право на здравоохранение и медицинскую помощь имеет любой человек, обратившийся в лечебное учреждение. Муниципальные и государственные медицинские заведения оказывают требуемую помощь на бесплатной основе. Материальное обеспечение таких заведений обеспечивается на основе бюджетных средств, фонда страховых взносов и из прочих доступных источников финансирования.С целью обеспечения и предоставления возможности реализации права на здравоохранение государственная политика предусматривает разработку ряда программ, направленных на охрану и укрепление здоровья граждан, развитие систем здравоохранения всех уровней, повышение интереса населения к здоровому образу жизни.Правом на образование располагает любой человек в нашей стране независимо от своего пола, национальности, вероисповедания, материального благополучия и других обстоятельств.

Законы Российской Федерации гарантируют доступность и безвозмездность обучения на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая средним профессиональным образованием. В муниципальных и государственных учебных заведениях образование дается в соответствии с федеральными стандартами.Также бесплатно можно получить высшее профессиональное образование, впервые поступив в государственное или муниципальное учреждение соответствующего уровня на конкурсной основе.

Система обучения в России постоянно модернизируется с целью наиболее полной реализации права на образование.Социальные права в нашей стране регулируются государственной Конституцией и различными международными соглашениями, главным из которых является Всемирная Декларация прав человека. Государство должно не только предоставить социальные блага, но и обеспечить возможность их реализации для всех слоев общества независимо от национальных, расовых, религиозных и других различий индивидов.Мнение юриста-эксперта:Система социального обеспечения в нашей стране находится сейчас на стадии переходного периода.

Он может еще продолжаться долго, несколько десятилетий. После развала СССР, в России произошли глубинные изменения в обществе, экономике и в сознании людей. Монополия государства на собственность средств производства перестала существовать.

Перераспределение результатов производства происходит по иному принципу, который не является справедливым.По материалам Счетной палаты РФ, 71 % населения владеют 3 % собственности, а 5 % — обладают 72,5 % собственности. Поэтому реализация социальной политики государства напрямую зависит от его экономических возможностей.

Разразившийся очередной экономический кризис, позволяет списать на его последствия непродуманного курса в социальной сфере. Нет четкой государственной концепции.

Вместо этого государство беспорядочно реализует различные социальные проекты в зависимости от настроений в обществе и своих возможностей.Еще свежи в памяти пенсионеров и льготников последствия так называемой «монетизации» льгот.

Обязанностью государства является защита социальных благ человека и всяческая поддержка тех граждан, которым это не под силу сделать самостоятельно.Основные показатели социального развития подчеркивают нерешенность проблем человека. Итог этому — противоречие между социальной сущностью государства и его конституционными обязанностями.

Законотворческая деятельность государства сводится к принятию законов, которые не в состоянии выстроить стройную систему социальных гарантий каждому гражданину России.ПоделитьсяВКонтактеКлассWhatsAppTelegramЧитайте также:

Исторические предпосылки возникновения и официального закрепления социальных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

Рахматова Зарина Мирзобековна, старший преподаватель кафедры конституционного права ТГУПБП ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОФИЦИАЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В рубеже XX — XXI в.в социальные права человека встали в ряд актуальнейших и острейших проблем не только отдельных государств, а всего мирового сообщества.

Со времен возникновение государства и расслоения общества на богатых и бедных, на класс имущих и неимущих началась борьба за социальную справедливость. Теория прав человека, в том числе социальных прав, имеет долгую и поучительную историю. Современная постановка вопроса о социальных правах при всей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей, правового способа регуляции их социальных отношений и ориентации.

Поскольку права человека являются социально — историческим явлением, рассматриваемый нами вопрос об исторической предпосылке социальных прав является неразрывной частью всего объёма прав человека. Надо подчеркнуть, что социальные права с древнейших времён имели моральную основу или по-другому, духовное начало понимания необходимости оказания помощи слабым и больным можно считать столь же древней идеей, как стремление к равенству, свободе и справедливости. Исходя из этого, социальные права вытекают из потребности общества в определенном состоянии благополучия всех своих членов, благодаря чему становятся определенным стремлением общества к равенству и справедливости посредством оказание мер поддержки тем, кто в них нуждается.

Как правило, до конца XIX века данные функции не являлись целеполагающими, а вытекали из тех задач, которые решались в процессе деятельности того или иного общественного института. Современная наука не накопила достаточно фактов, на основе которых можно было бы опровергнуть предположение о том, что проявление альтруистических начал при родоплеменной организации общества было чрезвычайно редким, проявлялось лишь в исключениях, отступлениях от общих правил.

По мнению некоторых ученых (Н.А. Тихонов, Л.В. Крушинский), взаимопомощь и альтруизм — это качества присущие не только человеческому обществу, но и известные животному миру.(1, 22-23) Нормы, связанные с регулированием помощи нуждающимся, долгое время оставались в сфере морали и обычного права.

Их законодательное закрепление в государственно — организованном обществе было достаточно редким и несло на себе отпечаток «морального права». Примером тому могут служить предписания Закона Ману (2, 3) о применении опеки над женщинами; бедными, малоимущими семьями, бездетными, больными, так как они не способны самостоятельно обеспечить свое существование. Эти предписания не были нормами права, а имели лишь представительно -обязывающий характер.

Для советской правовой науки было характерным определение разнообразных форм помощи нуждающимся в рабовладельческом и феодальном обществах как гринатисарного (от латинского — «милость», «благодетельствование») обеспечения. Основанием для подобного определения служила гипотеза о том, что обеспечение предоставляемое индивиду вне рамок семейных и межличностных отношений, но не в аспекте обязанностей государства. Подобная точка зрения в части, касающейся роли семьи и отдельных личностей в оказании помощи, как представляется, нуждается в некоторой корректировке Анализ ряда греческих и римских источников показывает, что весьма важную роль в их существовании играло исполнение долга перед родителям ,установление опеки над теми, кто впал в безумие.

С.А. Пятина справедливо отмечает, что выдача средств малоимущим для посещения театров было зачатком социальных и культурных прав.

В эпоху Римской империи, отмечает Э.

Ренан, общественная помощь возникла при императорах Нарве и Трояне, а наибольшего расцвета достигла при Марке Аврелии (3, 19). На основе исследования Ренана можно сделать вывод о том, что лишь во втором веке нашей эры миру стал известен принцип, возлагавший на государство родительские обязанности по отношению к своим членам.

Такие опекунские отношения были установлены прежде всего к бедным и рабам.

Таким образом, начиная с II века нашей эры мы наблюдаем элементы вмешательства государства, что прежде всего проявляется в решении социальных вопросов. iНе можете найти то, что вам нужно?

Рекомендуем прочесть:  Как подать заявление в суд на мфо

Попробуйте сервис . Государственное участие в общественной помощи во времена Древней Греции и Рима проявлялось прежде всего в личном участии тех, кто стоял у руля государства. Как свидетельствуют исторические источники, состояние общества во многом было «проекцией» личных качеств и мировоззрения правителя. Поэтому призывы Марка Аврелиля о необходимости предоставлять и просить помощь, о важности благодеяния можно сравнить по юридической силе к нормативным актам (4, 149).

Вышеуказанные факты позволяют утверждать, что и докапиталистическое общество обладало особыми механизмами оказании поддержки в случае нужды. Бывший президент США Франклин Делано Рузвельт (1882-1945), руководивший Америкой с 1932 по 1945 год 1941 году писал, что

«свобода от нужды является одной из четырех свобод — свободы слова, вероисповедания и страха»

(5, 34-35).

Таким образом, в тот период развития общества свобода от нужды ни кем не была гарантирована (в том числе государством ) и весь комплекс решения вопросов о социальных правах зависел от властелина. Нужно отметить, что идея справедливости, в том числе социальной справедливости, ценна и важна также по той причине, что она характерна для всей восточной общественно-политической мысли, неотделима от нее.

Она проходит через творчество Рудаки, Фирдауси , Сино, Фороби, Джами, Дониша и многих других передовых философов и мыслителей. Наблюдается также ещё один существенный аспект справедливости. Она будет основой деятельности государства, вытекает из «божьей справедливости».

Один из выдающихся мыслителей и государственных деятелей Востока XI века Низам ал- Мульк в своей знаменитой книге «Сиясатнаме» писал, что царь должен быть справедливым, поскольку сам Бог справедлив, милосерден, всепрощающий, желающий только добра. Эти атрибуты должен реально воплощать и его наместник на земле.

Вместе с тем Низам ал-Мульк, ратуя за Коран, также объявляет справедливость во всех её проявлениях нормой повседневной жизни и призывает: «О вы, которых уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями перед Аллахом, хотя бы против самих себя или родителей, или близких: будь то богатый или бедный-Аллах ближе всех к обоим.

Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости. А если вы скривите или уклонитесь, то Аллах сведущ в том, что вы делаете» (6, 4-134) Разрабатывая концепцию справедливого царя, Низам ал-Мульк по этому поводу пишет, обращаясь к читателям: «Взгляни на государей, бывших мудрыми, как возвышено их имя в свете, какие великие деяния они совершили! Их имена будут поминать добром до дня Страшного суда!» Таковы Александр, Ардашер, Анушерван, справедливый повелитель правоверных Омар — да будет доволен им Господь!

Омар, сын Абд-ал — Азиза — да озарит Бог его могилу! Хорум, Мамун, Мутасим, Исмаил сын Ахмед, Султан Махмуд да будет милостив Господь над ними». (7) В «Сиясатнамэ» в качестве свойств справедливого царя и правителя перечисляются такие качества, как постоянная благотворительность, хорошее отношение к нищим, благоволение и милосердие к народу, умение оберегать народ от угнетателей.

Вопросы социальной справедливости, которые составляют основу социального права, затрагивались и в хутбе (красноречии) религиозных деятелях раннего ислама и последующих поколений мусульманских ученых, в хадисах и Коране.

Тема борьбы против социальной несправедливости занимает центральное место и в творчестве поэтов — хариджитов.

Хариджитский поэт и оратор Имран ибн Хиттам восклицал: Когда же мы увидим справедливость И голос правды до людей дойдет?!! (106, т.6. с. 311) Таким образом, речи хариджитских ораторов действовали на слушателей своей страстной обличительной направленностью против роскоши, стяжательства и притеснений. Нельзя не согласиться с современным ливанским философом Хусейном Мураве, который расценил восстание, в результате которого возникло движение хариджитов, как «первую социальную революцию в исламе» (8, 62-63).

Напомним, что после убийства Османа среди мусульман началась междоусобная война, в результате, в ходе этого противостояния выкристаллизо вались основные направления в исламе — суннизм, шиизм и хариджизм.

Хариджиты, выдавая себя за борцов за справедливость, в том числе за социальную справедливость, в то же время выступали как глашатаи частной собственности, которая являлась источником угнетения. По мнению хариджитов, на высокий пост халифа может быть избран и курейшит, и араб из другого племени, и даже «раб — эфион», если он известен как благочестивый мусульманин. Хариджиты ставили своей целью восстановление идеального государства, где царили бы социальная справедливость и равноправие, но не знали путей к этой цели, не могли достичь единства мнений по этому вопросу.

Все это ослабляло их социальную базу и в конечном счете привело к поражению. Вопросы социальной справедливости были освещены и в произведениях А. Джами. Как отмечают авторы книги «Учение Джами о праве и государстве», великий мыслитель XV века «в ходе освещения социального строения общества и обращался к другим понятийным формулировкам».

Так, в большинстве случаев он называет царя пастухом, а народ- его отарой. Он требует от царя выступить в роли пастуха и оберегать свою отару, свой народ, что заслуживает внимания. Вместе с тем, с другой стороны, такой подход принижает народ, ставит его в положение некоего стада, живущего в режиме исключительного раболепия и всепослушания.

(9, 81) И в то же время, предупреждая правителей, Джами призывает их к справедливости в отношении своих подданных, прежде всего к бедным и малоимущим: Когда о подданных своих правитель не радеет, Он по миру пускает их, а трон его слабеет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Проблемы социальной справедливости и равенства освещены и в творчестве другого великого мыслителя — Омара Хайяма. Протестуя против социальной не -справедливости и гнета над народными массами со стороны имущих классов, он воскликнул: Если бы мне всемогущество было дано, Я бы небо такое низринул давно.

И воздвиг бы другое, разумное небо! Чтобы только достойных любило оно! Или: Если мельницу, баню, роскошный дворец Получает в подарок дурак и подлец, А достойный идёт из — за хлеба Мне плевать на твою справедливость, творец.

Таким образом, исторический опыт доказывает, что развитие прав человека, в том числе социальных прав, связано с грандиозными изменениями в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества. В результате побед американской и французской буржуазных революций были приняты Декларация независимости США 1776 года, первые девять поправок в Конституцию США 1791 года и знаменитая французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года.

В этих исторических документах были закреплены права, которые мы теперь называем первым поколением прав человека.

После буржуазной революции 1848 -1849 гг. в Европе человечество приобрело новые виды прав и свобод.

К ним относятся и социальные права. Как справедливо отмечает И.Б Михайловская

«социальные права относятся к числу самых востребованных прав граждан, по реализации которых зачастую судят о положении с правами человека вообще»

(10, 32-37).

Буржуазные революции внесли более значительный вклад в становление системы социальных прав, отраженной в рабочем законодательстве второй половины XIX в. Ее теоретический анализ присутствует в трудах Карла Маркса и Ф. Энгельса. Ф. Энгельс настаивал на необходимости

«пожизненного обеспечение утратившего работоспособность рабочего, а в случае его смерти — его семьи»

(11, 89).

Известный исследователь политико-правового развития Франклин Э. Феге (1847-1916) в своей книге «Либерализм» иронично писал: «В 1848 мы получили «право на труд» и «право на социальное обеспечение» (12, 15-16). То были права, изобретенные под давлением сиюминутных политических причин, подобно всем предшествующим правом.

Человек имеет право на труд, если он имеет работу, и он не имеет права на социальное обеспечение». Борьба народных масс за свои права не прошла даром.

В течение десятилетия после буржуазной революции, в середине XIX в. в большинстве стран Европы социально- экономические права были отражены в конституциях ряда стран. К ним относятся: Конституция Веймарской республики 1919 г., в Конституции Чехословакии 1920 г, Конституции Польши 1921 г, Конституции республиканской Испании 1931 г.

и т.д. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Как мы знаем, понятие «социальные права», или «права благосостояния» ввел в оборот в начале 60-х году XXв.

английский социолог Т. Маршалл как

«права, приобретенные гражданином на основании закона, права на условия цивилизованного существования, в соответствии со стандартом, принятым в данном обществе»

.

Социальные права гарантируют достаточный уровень жизни, здоровья, материального благополучия человека. Они направлены на обеспечение благосостояния и качества жизни социально не защищенных категорий, в том числе людей, которые объективно не способны содержать себя самостоятельно (дети, инвалиды, беженцы), выполняя функцию устранения чрезмерного социального неравенства.

Если экономические права являются формой проявления свободы личности в сфере экономики и в большей степени проистекают из природы человека, то социальные -из природы общества, которое заинтересовано в поддержании социального мира, достигаемого в том числе и путём перераспределения ресурсов сверху вниз при помощи государства.

Оценивая роли государства в проведении социальной политики и установлении социального мира в обществе, президент США 1861 — 1865 годов Авраам Линкольн писал, что

«правительство народа, избранное народом и для народа, не должно исчезнуть с лица земли»

. (13, 341) В течение многих лет среди правоведов ведется дискуссия о месте социальных прав, в комплексе прав человека вообще.

Изучая историю и природу социальных прав, можно с уверенностью сказать: социальные права является самостоятельной группой прав человека.

Подобное понятие

«прав человека и их системы сложилось лишь во второй половине ХХ столетия»

Отличие социальных прав как одного из видов «прав второго поколения » от прав «первого поколения» проявляется в различной степени и формах государственного вмешательства и участия в их реализации и защите, в особых объектах социальных прав. Таким образом, мы можем констатировать, что в научной литературе предпосылками появления термина «социальные права» называют: 1.

Социальное неравенство, порожденное классовым обществом. 2. Социальные реформы, проведенные под натиском борьбы народных масс. 3. Неспособность граждан самостоятельно решать экономические, социальные вопросы.

4. Социально-реформиские силы, под влиянием Октябрьской революции предоставившие народу широкий круг социальных прав. 5. Мировые войны ХХ столетия.

6. Демократизация общественной жизни общества.

В развитие социальных прав вносит лепту и глобализация экономической жизни общества. Как отмечает В.А. Торлопов

«предпосылки социальной напряженности формировались под влиянием не только резкой поляризации общества и увиличения степени фактического неравенства людей, но и получившей широкое распространение и признание марксистской доктрины, ориентировавшей на социалистическую революцию, свержение буржуазного строя и установление диктатуры пролетариата»

. (14, 45) Права Е.А. Лукашева, когда говорит, что

«социальные права — это результат резкой поляризации между богатством и бедностью, которое может привести к социальному взрыву и потрясениям»

(15).

Список использованной литературы: 1.Файнберг Л.А.

У истоков социогенеза: от стада обезьян к общине древних людей. -М. : Наука, 1980 2.Назаров Б. Л. Права человека: История, теория, практика.

— М., 1995. 3.Ренан Эрнест. Марк Аврелий и конец античного мира. -Ярослав, 1991. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 4. Сказкина С.Л.

Хрестоматия по истории средних веков.

-М.,1953 5. Гоббс Т. Международный права человека. -Алматы 1999. 6. Одинаев Я.К. Коран: философское, этическое, эстетическое учение -Душанбе, 1991.

7. Гафарова У.А. Арабское красноречие (хутба) в ранние века ислама. -Худжанд, 1995. 8.Заходер Б.Н. Сиасет-Наме. Книга о правлении визира XI столетия Низам-ал-Мулька.

-М., 1949. 9. Сотиволдиев Р.Ш., Кенджаев Ш.Ю. Учение Джами о праве и государстве. -Худжанд, 2010. 10. Михайловская И.Б., Кузьминский Е.Ф., Мазаев Ю.Н.

Права человека в массовом сознании населения \\ Конституционное право: восточноевропейское обозрение. -Москва, 1995. 11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Том II. -Париж, 1844-1846 12.Сафонова В.Н Конституция США и социально-экономические права граждан.

-М., 2007. 13. Раковский М. Пословицы, поговорки и мудрые мысли. -Душанбе: Ирфон, 1968. 14. Торлопов В.А. Социальное государство в России: Идеалы, реалии, перспективы.

-СПБ.: РГПУ им А.И. Герцина, 1999. 15. Лукашева Е.А. Права человека.-М.: Норма, 2009. З.М. Рахматова Исторические предпосылки возникновения и официального закрепления социальных прав iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Ключевые слова: мировое сообщество, социальные права, социальная справедливость, свобода слова, социальное неравенство, социальные реформы В данной статье рассматриваются исторические предпосылки и официальное закрепление социальных прав. Рассмотрена проблема теории и практики, истории возникновения социальных прав человека, предпосылки появления социальных прав, механизмы оказания поддержки в случае нужды, вопросы социальной справедливости как основа социального права.

При разработке темы использовались научные труды некоторых отечественных и зарубежных учёных.

В статье особое внимание уделено предпосылке появления социального права, которыми являются социальное неравенство, порождённое классовым обществом, социальные реформы, проведённые под натиском борьбы народных масс, неспособность граждан самостоятельно решать экономические и социальные вопросы, а также мировые войны 20 столетия, демократизация общественной жизни общества.

Z.М. Rahmatova Historic Prerequisites of Arising and Official Fortification of Social Rights Key words: world community, social rights, social justice, freedom of word, social inequality, social reforms The author of the article canvasses the historic prerequisites and the official validation of social rights, she dwells on the problem dealing with theory and practice of the history of social human rights inception, prerequisites which caused social law mechanism of support when needed social justice as a foundation of social low.

While elaborating the theme in question the author resorted to scientific works written by home and foreign scholars.

Special attention is paid to the perquisite which stimulated a rise of social law.

They are: social inequality conducted by engendered by class society, social reforms carried out under the urgency of the struggle masses ofpeople, inability of citizens to solve economic and social problems seef-sufficiently; here refer also the world wars of the XX-ieth century and democratization of social life of society.