Главная - ЖКХ - Классификация детей с овз таблица

Классификация детей с овз таблица


Категории детей с ОВЗ таблица


В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым была предложена классификация детей с ОВЗ. Она состоит из ряда категорий, в которые включены наиболее распространенные психофизические дефекты.

Скачать в .docx

  • Нарушение слуха.

К этой категории относятся глухие дети, а также те, кто слышит плохо (слабослышащие) и позднооглохшие.

  • Проблемы со зрением.

В этот пункт включены слепые дети и те, которые видят очень плохо (слабовидящие).

  • Нарушение речи.

Здесь выделяют такой дефект, как логопатию.

  • Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  • Дети с умственной отсталостью.
  • Малыши с задержкой психического развития.
  • Нарушение поведения в обществе и общения.
  • Комплексное нарушение психофизического развития.

К этой категории причисляют слепоглухонемых, а также глухих и слепых умственно отсталых.

Если рассматривать характер нарушения, можно отметить, что одни недостатки полностью устраняются в процессе роста и развития малыша путем его обучения и воспитания, другие могут сгладиться, но никогда не исчезнут совсем, а третьи могут лишь компенсироваться.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ.

Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Дети ОВЗ в детском саду

Еще совсем недавно в обычных садах группы ОВЗ не создавались и что это такое даже сейчас взрослые представляют слабо.

Сейчас право на получение образования вместе со всеми строго защищается.

Родитель может сам выбирать:

  1. отдать свое чадо в специальную коррекционную группу или садик;
  2. оставить в обычном классе;
  3. перевести в группу к специалисту, который обучался принципам инклюзивного образования.

Последний вариант, когда происходит грамотная интеграция ребенка с нарушениями и здоровых детей, является предпочтительным.

Для малышей создается безбарьерная образовательная среда. Они сосуществуют наравне с остальными, тем более что в дошкольном возрасте особенности здоровья заметны не так сильно, как в школе. Но постоянное психологическое, медицинское сопровождение существует. С его помощью можно увидеть, как дети адаптируются и влияют друг на друга.

С его помощью можно увидеть, как дети адаптируются и влияют друг на друга. Обеспечить такую массовую работу в обычных группах, где воспитатель не имеет особенных знаний и навыков для работы с детьми с нарушениями, трудно. Особенное внимание в педагогике уделяется:

  • Физическому воспитанию. Преподаватель по физкультуре разрабатывает индивидуальный план занятий, включающий в себя упражнения, которые не только доступны ребенку, но и могут скорректировать дефекты.
  • Социальной коммуникации. Даже самый маленький воспитанник с ограниченными возможностями отличается низкой самооценкой и проблемами в общении. Педагог уделяет дополнительное внимание развитию обычных социальных навыков, взаимодействию с другими ребятами, в результате чего у воспитанников формируется устойчивая уверенность в себе.
  • Познавательному интересу. Дети с нарушениями в развитии часто страдают поведенческими отклонениями. Они слишком заторможены или, наоборот, чрезмерно активны, а потому упускают познавательные процессы. Воспитатель выстраивает взаимоотношения с малышом таким образом, чтобы стимулировать интерес к познанию окружающего мира.

Классификация нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе.

Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота — вторичный дефект.Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики, к первичным дефектам относит частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.

Классификация детей с ОВЗ (таблица)

Классификация детей с ОВЗКлассификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения.

Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы. Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»КатегорияВосприятиеМышлениеРечьПамятьВниманиеДвиженияПоведениеНарушение зрения ●незрячие и слабовидящие●органическое поражение зрительного анализатора ●не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.●нет полноты, целостности ●осязательно-двигательное и двигательно-слуховое●сужены понятия ●нет целостности ●не имеют обоснованных суждений и заключений●словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих●практически-действенное при действии с предметами●медленное развитие●несоответствие слов и образов●формализм●быстрое забывание ●ограниченный объем ●медленное запоминание●плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная●разитая словесно-логическая●преобладание нероизвольного●переключение на второстепенные объекты и рассеянность●утомляемость ●низкий объем ●хаотичность и отсутствие целенаправленности●трудность в пространственной ориентировке и формированиидвигательных навыков●снижена двигательная активность ●нет точности и координации ●двигательная расторможенность●отсутствие целеустремленности и сдержанности ●суетливость ●низкая дисциплина и неорганизованность●конфликтность● возможен невроз в виде неврастенииНарушение слуха● глухие и слабослышащие ● двустороннее нарушение слуховой функции●речевое общениезатруднено или невозможно ●нарушен вестибулярный аппарат●доминирует зрительное ●развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов●дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность●снижены аналитические способности ●неумение выделять свойства и отношение объектов, их название ●наглядно-действенное●отсутствие внутренней речи ●отсутсвие речи при планировании●нет логичности и последовательности●выделение не главного, а частностного●хорошая наглядно- образная●отсутствие слуховой●отсутствие слухового внимания ●концентрация на губах говорящего ●устойчивость зависит видов деятельности●трудность переключения●плохая координация и неуверенность ●медленное овладение двигательными навыками ●трудность в сохранении статического и динамического равновесия●не развита пространственная ориентировка ●медлительность ●проблемы с мелкой моторикой●нет согласованности и переключаемости●ригидность, импульсивность, эгоцентричность●аккуратность, трудолюбиеЗадержка психического развития (ЗПР) ●замедлен темп формирования высших психических функций ● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы● интеллектуальная недостаточность ●нет целостности и последовательности●затруднения при новых ракурсах●сниженапознавательная активность●наглядно-действенное●нарушены пространственные представления●преобладание анализа●инертность и регидность ●смещение с главного на частности●бессвязность, нет логики, ясности●бедность лексики●низкий объем и скорость●преобладание наглядной●непродуктивность непроизвольная●нарушена механическая●неустойчивость и отвлекаемость ●сниженная концентрация●трудность переключения и распределения●замедленное развитии●нечеткость и нарушение регуляции●импульсивность и резкая расторможенность●плаксивость●негативизм●агрессивностьНарушение интеллектуального развития ●умственной отсталость (олигофрения – синдромврожденного психического дефекта, деменция – распад психики) иинтеллектуальное недоразвитие(идиотия, имбецильность дебильность)●органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития●искажение образов●отсутствие перестройки ●нет осмысленности, целостности, избирательности●поверхностность●вялость процессов●нет обобщений, сравнений, оценки ●снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое●анализ беден и фрагментарен●отсутствие внутренних взаимосвязей●неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны●задержка понимания речи ●дефицит слов●трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании●слабая, ●лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию ●низкая устойчивость ●трудность распределения и замедленность переключения ●быстрая отвлекаемость●затруднена пространственная ориетровка ●задержка формирования двигательных навыков●низкая двигательная активность●нет точности и координации●двигательная расторможенность●безынициативность, неумение самостоятельно действовать ●импульсивность●повышенная возбудимость● подчиненность●слабость собственных намерений●стереотипность●сниженная самооценка●диструктивностьТяжелые нарушения речи●нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению,дислексия – трудностьовладения чтением; заикание)●разные психофизические отклонения●нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического●трудность восприятияпри усложненных условиях●снижена целостность●поверхностность●отставание словесно-логического●трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения● отсутствие речи или невнятность●неправильность произношения звуков●расхождение между звуком произносимого слова и его образом●снижена вербальная●сохранена логическая и смысловая●низкая продуктивность●неустойчивость●ограниченность в распределении●нет координации и ловкости●медлительность●нарушения тонкой и мелкой моторики●заниженная или неадекватно завышенная самооценка●раздражительность и обидчивость●смена интересовНарушения опорно-двигательного аппарата:●ДЦП и поражение спинного мозга.

Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»КатегорияВосприятиеМышлениеРечьПамятьВниманиеДвиженияПоведениеНарушение зрения ●незрячие и слабовидящие●органическое поражение зрительного анализатора ●не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.●нет полноты, целостности ●осязательно-двигательное и двигательно-слуховое●сужены понятия ●нет целостности ●не имеют обоснованных суждений и заключений●словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих●практически-действенное при действии с предметами●медленное развитие●несоответствие слов и образов●формализм●быстрое забывание ●ограниченный объем ●медленное запоминание●плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная●разитая словесно-логическая●преобладание нероизвольного●переключение на второстепенные объекты и рассеянность●утомляемость ●низкий объем ●хаотичность и отсутствие целенаправленности●трудность в пространственной ориентировке и формированиидвигательных навыков●снижена двигательная активность ●нет точности и координации ●двигательная расторможенность●отсутствие целеустремленности и сдержанности ●суетливость ●низкая дисциплина и неорганизованность●конфликтность● возможен невроз в виде неврастенииНарушение слуха● глухие и слабослышащие ● двустороннее нарушение слуховой функции●речевое общениезатруднено или невозможно ●нарушен вестибулярный аппарат●доминирует зрительное ●развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов●дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность●снижены аналитические способности ●неумение выделять свойства и отношение объектов, их название ●наглядно-действенное●отсутствие внутренней речи ●отсутсвие речи при планировании●нет логичности и последовательности●выделение не главного, а частностного●хорошая наглядно- образная●отсутствие слуховой●отсутствие слухового внимания ●концентрация на губах говорящего ●устойчивость зависит видов деятельности●трудность переключения●плохая координация и неуверенность ●медленное овладение двигательными навыками ●трудность в сохранении статического и динамического равновесия●не развита пространственная ориентировка ●медлительность ●проблемы с мелкой моторикой●нет согласованности и переключаемости●ригидность, импульсивность, эгоцентричность●аккуратность, трудолюбиеЗадержка психического развития (ЗПР) ●замедлен темп формирования высших психических функций ● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы● интеллектуальная недостаточность ●нет целостности и последовательности●затруднения при новых ракурсах●сниженапознавательная активность●наглядно-действенное●нарушены пространственные представления●преобладание анализа●инертность и регидность ●смещение с главного на частности●бессвязность, нет логики, ясности●бедность лексики●низкий объем и скорость●преобладание наглядной●непродуктивность непроизвольная●нарушена механическая●неустойчивость и отвлекаемость ●сниженная концентрация●трудность переключения и распределения●замедленное развитии●нечеткость и нарушение регуляции●импульсивность и резкая расторможенность●плаксивость●негативизм●агрессивностьНарушение интеллектуального развития ●умственной отсталость (олигофрения – синдромврожденного психического дефекта, деменция – распад психики) иинтеллектуальное недоразвитие(идиотия, имбецильность дебильность)●органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития●искажение образов●отсутствие перестройки ●нет осмысленности, целостности, избирательности●поверхностность●вялость процессов●нет обобщений, сравнений, оценки ●снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое●анализ беден и фрагментарен●отсутствие внутренних взаимосвязей●неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны●задержка понимания речи ●дефицит слов●трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании●слабая, ●лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию ●низкая устойчивость ●трудность распределения и замедленность переключения ●быстрая отвлекаемость●затруднена пространственная ориетровка ●задержка формирования двигательных навыков●низкая двигательная активность●нет точности и координации●двигательная расторможенность●безынициативность, неумение самостоятельно действовать ●импульсивность●повышенная возбудимость● подчиненность●слабость собственных намерений●стереотипность●сниженная самооценка●диструктивностьТяжелые нарушения речи●нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению,дислексия – трудностьовладения чтением; заикание)●разные психофизические отклонения●нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического●трудность восприятияпри усложненных условиях●снижена целостность●поверхностность●отставание словесно-логического●трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения● отсутствие речи или невнятность●неправильность произношения звуков●расхождение между звуком произносимого слова и его образом●снижена вербальная●сохранена логическая и смысловая●низкая продуктивность●неустойчивость●ограниченность в распределении●нет координации и ловкости●медлительность●нарушения тонкой и мелкой моторики●заниженная или неадекватно завышенная самооценка●раздражительность и обидчивость●смена интересовНарушения опорно-двигательного аппарата:●ДЦП и поражение спинного мозга. ●органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений.● трудность восприятия формы и объема● сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями●замедленность●нарушена артикуляция ●искажение фонетического произношение звуков или их замена ●нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки●медленное увеличение лексики ●недоразвитие устной речи●слабая образная●хорошая механическая●трудность опосредованного запоминания●плохая сосредоточенность и концентрация●патология перераспределения мышечного тонуса●снижение силы мышц●нарушение взаимодействия между категориями мышц●движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему●повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия●чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам ●инфантилизм и эгоцентричность ●неподчинение требованиям коллективаРасстройство поведения и общения: ●разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ●психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыковРАС●дезорганизовано●фрагментарно, нет целостностиСДВГ●неполная обработка входящей информацииРАС●не понимают подтекста●осмысление с одного ракурса●трудности обобщения и абстрагированияСДВГ●цикличность:периоды активности и восстановления●при восстановлении перестают осмысливать информациюРАС●иногда не понимают значение ●богатая лексика, но мало используется ●затруднения с диалогами●повторяют только что сказанное другим («эхолалия»)●говорят, не слушая другихСДВГ●задержка развития●недостаточная артикуляция●замедление или ускорение речиРАС●мехническое запоминание СДВГ●снижена●забывание информации в период восстановленияРАС●развитое непроизвольное и минимум произвольного●лучше воспринимают обращение к другим ●замедленность ● нет концентрации СДВГ●нет концентрации●легко отвлекаютсяРАС●трудности ориентации в пространстве и с равновесием●нет согласованности движений двух строн тела●непроизволные движенияСДВГ●нарушение тонкой и мелкой моторики●низкая координация и неуклюжестьРАС●стереотипность● избегание контактов ●отрешенность от мира●закрытость●агрессивностьСДВГ●говорливость и суетливость●конфликтность●негативизм●низеая самооценкаКомплексное нарушение развития.

Имеют сочетание двух или более первичных нарушений●те же что вимеющихсяпервичныхнарушениях Формы обучения детей с особыми образовательными потребностямиВсе категории детей с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования.●Содержание образования: потребность во введении специальных разделов обучения●Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения●Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения●Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды●Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы●Определение круга лиц, учавствующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования.Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение, специальные общеобразовательные школы коррекции 8 видов. Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями:I вид: для слабослышащих и глухих.II вид: для глухонемых III-IV вид: для слепых и слабовидящихV вид: при нарушениях речи, в том числе заиканииVI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПРVIII вид: при умственной отсталость.

(По окончании выдается справка).Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и ответственности за реализацию потребностейСмотрите также вебинары «Реализация инклюзивного образования в школе»https://rosuchebnik.ru/material/realizatsiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-shkole-predstavlenie-regiona/«Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве»https://rosuchebnik.ru/material/doshkolniki-s-ovz-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve/ Лариса Новицкая. Психолог, коуч.

ОВЗ – педагогический, а не медицинский термин

Лица с особенностями здоровья встречаются достаточно часто.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире около 13% детей имею ОВЗ. Из них у 10% отмечаются физические и психические недостатки, а у 3% – недостатки интеллекта.

Почти в каждой пятой семье есть такие дети. Это касается и России, и других стран.Дети с ОВЗ могут быть признаны инвалидами или нет.

Если инвалидность – термин медицинский, то ОВЗ – педагогический.

В каком документе аббревиатура расшифровывается? Например, в законе № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Там говорится, что лицо с ограниченными возможностями здоровья может иметь недостатки физического или психологического развития. Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Такие недостатки могут быть постоянными или временными, врожденными или приобретенными.Эти особенности определяются докторами и подтверждаются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). У деток с ОВЗ есть право на образование.

По обычным программам они учиться не могут. То есть в группу ОВЗ попадают только ребята, которым действительно нужна особая программа для обучения и адаптации в общество. Специальные условия, подход, учебники, программы, пособия и т.д.Почему мы должны знать, что таит в себе аббревиатура ОВЗ?

Потому что стараемся создать инклюзивное общество. Мы должны быть терпимее, внимательнее и человечнее к тем, кто входит в наш близкий и дальний круг общения.

Воспитателям нужно разобраться в категориях ОВЗ, так как они связаны с обучением детей.

Методисты и другие работники детсадов должны постоянно соврешенствовать профессиональный уровень.Пару лет назад я проходила повышение квалификации по инклюзивному образованию. Об этом писала в статье . Сейчас попытают рассказать более подробно.

Умственное отставание

Довольно значительную категорию среди детей с умственными и психическими нарушениями развития представляют отстающие в формировании интеллекта, большая часть которых страдает олигофренией.

Этот вид недоразвитости является результатом поражения коры головного мозга в период внутриутробного созревания, в момент или сразу после рождения. Формирование интеллектуально отсталых детей серьезно разнится с эволюцией обычных.

У них наблюдается задержка физического формирования, психологическая заторможенность, недоразвитость речевого аппарата.

Многие из них осваивают первые слова лишь к 4-5 годам.

с ограниченными возможностями здоровья являются недееспособными, их должны опекать родители или замещающие лица.

Расстройство поведения и общения

  1. разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  2. психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков

Восприятие

  1. неполная обработка входящей информации
  2. дезорганизовано
  3. фрагментарно, нет целостности СДВГ

Мышление

  1. цикличность:периоды активности и восстановления
  2. не понимают подтекста
  3. трудности обобщения и абстрагирования СДВГ
  4. осмысление с одного ракурса
  5. при восстановлении перестают осмысливать информацию

Речь

  1. задержка развития
  2. иногда не понимают значение
  3. говорят, не слушая других СДВГ
  4. затруднения с диалогами
  5. повторяют только что сказанное другим («эхолалия»)
  6. богатая лексика, но мало используется
  7. замедление или ускорение речи
  8. недостаточная артикуляция

Память

  1. снижена
  2. мехническое запоминание СДВГ
  3. забывание информации в период восстановления

Внимание

  1. развитое непроизвольное и минимум произвольного
  2. нет концентрации СДВГ
  3. нет концентрации
  4. замедленность
  5. легко отвлекаются
  6. лучше воспринимают обращение к другим

Движение

  1. нет согласованности движений двух строн тела
  2. непроизволные движения СДВГ
  3. низкая координация и неуклюжесть
  4. трудности ориентации в пространстве и с равновесием
  5. нарушение тонкой и мелкой моторики

Поведение

  1. стереотипность
  2. говорливость и суетливость
  3. негативизм
  4. низкая самооценка
  5. отрешенность от мира
  6. агрессивность СДВГ
  7. конфликтность
  8. избегание контактов
  9. закрытость

Фгос овз


Новые подходы к образованию. Что означает аббревиатура ОВЗ?

Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья.

К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом.

Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Категории детей с ограниченным здоровьем: — с расстройством поведения и общения; — с нарушениями слуха; — с нарушениями зрения; — с речевыми дисфункциями; — с изменениями опорно-двигательного аппарата; — с отсталостью умственного развития; — с задержкой психического развития; — комплексные нарушения.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

Принципы обучения. Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются: Психологическая безопасность.Помощь в приспособлении к окружающим условиям.Единство совместной деятельности.Мотивирование ребенка к учебному процессу. Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий.

Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов.

Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами.

Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л.

С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят. При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения.

В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями.

Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий. Такие пробелы обусловлены следующими причинами: Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность. Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

Образование для всех. Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются: Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.Быстрое обновление методического обеспечения.Возможность быстрого получения дополнительной информации.Развитие самоорганизации и самостоятельности.Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье. Роль родителей. Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ.

Расшифровка аббревиатуры проста – ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта.

Родители адаптируются и принимают разные позиции – от

«Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью»

до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье.

Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития. Новый подход к образованию. Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов.

Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.

При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

Базовые понятия об ОВЗ и классификации

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это детишки-инвалиды, либо иные ребята в возрасте до совершеннолетия, обладающие временными или постоянными ограничениями в физическом и (или) психическом развитии и требующие создания специальных условий для развития, обучения и воспитания. Классификация детей с ОВЗ зависит от типа отклонения, касающегося физической либо психической области, и его степени.

Далеко не любое нарушение обусловливает аномалии, поэтому к категории детей с ОВЗ обычно относят тех, кому необходимы особые условия для их функционирования в обыденной жизни. Имеются в виду физические, чувственные или психические отклонения, которые могут быть кратковременными либо постоянными, фрагментарными или общими.

Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья.

Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка. Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм.

Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями. Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер.

В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.

В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни. Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой.

Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности.

Таким образом, инвалид – более узкое понятие.