Главная - Регистрация граждан - Как оформить портфолио сельского библиотекаря образец

Как оформить портфолио сельского библиотекаря образец


Как оформить портфолио сельского библиотекаря образец

Портфолио библиотекаря


Вид – файловая папка с печатными материалами. Порядок расположения документов – по разделам, с их оформлением, размещение одного документа в отдельные файлы.

Схема расположения документов в разделах – обратнохронологическая. Порядок формирования документов для портфолио Титульный лист: наименование организации, заголовок, фамилия, должность, год создания. Визитка

  • Документы об образовании
  • Отзыв (характеристика)
  • Должностная инструкция
  • Фамилия, имя, отчество, образование, должность, стаж работы

Банк личных достижений

  • Документы о получении профессионального образования, повышении квалификации, профессиональной переподготовке.
  • Благодарственные письма, справки указанных организаций, подтверждающие взаимодействие с организациями, ведомствами по профилю деятельности.
  • Документы о результатах участия в конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах: дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности.
  • Документы об общественном признании высоких профессиональных достижений.

    Получение наград, дипломов, грамот, благодарностей.

Профессиональная деятельность

  • Публикации в профессиональных журналах, в СМИ федерального и регионального значения, сетевых изданиях.
  • Организация, проведение, конференций, семинаров, проектов, конкурсов, вебинаров, крупных мероприятий круглых столов, мастер-классов, акций (на федеральном, региональном, муниципальном уровне, на уровне учреждения).
  • Взаимодействие с организациями, ведомствами, по профилю деятельности — на федеральном, региональном, муниципальном уровне, на уровне учреждения.

Творческое досье

  • Отражение индивидуальной, групповой и массовой работы: значимые творческие отчеты, методические пособия, обобщение опыта работы, авторские разработки мероприятий, выставок, информационно-библиографические пособия (подготовленные с творческим подходом и использованием современных технологий).
  • Организация, проведение, участие в маркетинговых исследованиях.
  • Коллекция лучших материалов: проекты, программы клубов, кружков.

Портфель отзывов

  • Публикации о библиотеке, сотруднике, читателях.
  • Отзывы руководителей, коллег, читателей о работе сотрудника, рецензии.

Портфолио отражает деятельность специалиста за межаттестационный период. Позволяет обобщить свою работу, оценить достижения, повысить имидж, увидеть перспективы своего профессионального роста и дальнейшее развитие библиотеки. Дополнительная литература

  • Рязанцева, Л. Портфолио, или Как оценить, на что ты способен [Текст] / Лариса Рязанцева // Библиополе. – 2010. – №1. – С. 31-32.
  • Рязанцева, Л. Портфолио, или Как оценить, на что ты способен [Текст] / Лариса Рязанцева // Библиополе. – 2009. – №12. – С. 43-45.
  • [Электронный ресурс] // Библиомания. – Режим доступа: (10.06.2010). – Загл с экрана.
  • : метод. рекомендации [Электронный ресурс] // ПМБУК ЦБС. – Режим доступа: (13.10.2017). – Загл. с экрана.

Портфолио библиотекаря сельской библиотеки готовый образец.

Методические рекомендации по составлению портфолио библиотекаря

Первый раз портфолио увидела у учителей, мне понравилось — по нему можно оценить качество работы.

Когда я решила подать документы на грант Правительства Республики Татарстан в номинации «Профессионал», то создала портфолио по тому же принципу, что и учителя и выиграла грант!

Моё портфолио состоит из двух папок на 100 файлов каждая. В одной — все мои публикации в СМИ, профессиональной прессе (смотри: http://blogslava.ru/?page_id=153). Во второй папке портфолио:

    2. Следующая страница — эссе, в котором написала, почему я люблю свою работу. Читайте: Моя профессия – библиотекарь. 3. Несколько групповых фотографий читателей разного возраста в библиотеке: дошкольников, школьников, молодежь, старшее поколение с надписями «Мы любим читать!», «Нам нравится здесь!», «Читает всё село!», «Читаем всем селом!». Смотри: мы любим читать!.doc 4. Кратко о библиотеке : история, территория, доступность, техническое оснащение, библиотека в цифрах: количество книг, читателей, книговыдача, число посещений и мероприятий. Адрес библиотеки, веб-сайт библиотеки. 5. Какое место библиотека занимает в жизни села . Читай: Сельская библиотека. 6. «В библиотеке можно» — фотографии читателей всех возрастов в библиотеке за различными занятиями: читают, изобретают, рисуют, играют, общаются, смотрят телевизор, делают домашнее задание, творят, играют на гитаре, занимаются в кружках, получают консультации, работают в Интернете. 7. «Библиотека приглашает» — различные объявления-афиши в миниатюре (по 6 объявлений на лист) , которые приглашают читателей на различные мероприятия. 8. «Библиопартнёрство» — о сотрудничестве различных организаций, находящихся не только на территории села, но и за её пределами. 10. Школа и библиотека. Девиз: «В школе знания получают — в библиотеке приумножают». Здесь описывается работа со школой и даются цифры: количество учащихся в школе и процент обхвата. К некоторым мероприятия — фотографии. 11. Сотрудничество с амбулаторией, почтой. 12. IT-технологии в помощь сельским жителям. Информационный цветной лист со списком услуг, предоставляемые пользователям с применением компьютерных технологий. Кратко рассказывается об информационном центре библиотеки. Работа с читателями через инте рнет. 13. Дети и книга. Нам с книгой дружить и расти! Девиз при работе с детьми: «Каждому ребёнку — нужная книга в нужное время!». В этом разделе рассказываю о различных способах работы с детьми с фотографиями: «От игрушки — к книге» (смотри: игрушка и книга.docx), Через театр в мир книг.doc , театр книги.doc , Кукольный театр, Изобретатели и фокусники, Дети и библиотека.wmv . 14. Молодёжь и чтение — вот лучшее решение. Популяризация чтения среди молодёжи, формирование активной жизненной позиции, вовлечение молодёжи в социальную жизнь села. Цифры — количество молодёжи по возрастам и процент обхвата, фотографии, сценарии (смотри: Читающая девушка.doc , Сломай сигарету.doc) , буклеты. 15. Чтение — дело семейное. Девиз при работе с родителями: «Читающие родители — читающие дети». Цифры: количество семей, из них матери-одиночки, многодетные семьи, самые читающие семьи. Описывается работа с семьями (смотри: семья чтением крепка.doc , Семья и книги.doc , Родительское собрание в библиотеке.odt) с фотографиями, буклеты, акции. 16. Старость в радость. Старшее поколение — персональные помощники библиотекаря. Описывается какую неоценимую помощь оказывают пенсионеры (читают вслух внукам, консультируют, участвуют в мероприятиях, пропагандируют книгу) с фотографиями. 17. Клуб «Поющая душа». О работе клуба, девиз которого: «С песней по жизни». Основная цель клуба сохранение и развитие традиций авторской песни, выявление талантливых авторов и исполнителей, содействие в распространении авторских песен и доведения их до широкого класса населения. Объединение поколений в стремлении к активному образу жизни. Фотографии, публикации о работе клуба, текст авторских стихов и песен. 18. Библиотека — 100 талантов. Об индивидуальной работе с читателями, о талантливых читателях. Библиотека талантов . 19. Человек читающий — человек успешный. О достижениях читателей: участие в конкурсах, публикации, выставки творческих работ читателей. Семь успевающих читателей написали сочинение «Какую роль сыграла книга в их жизни» (смотри: Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени. Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальным способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками. Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:  проанализировать и обобщить свою работу;  связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;  отразить динамику профессионального развития;  представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио:  диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;  содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;  развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;  мотивационная – поощряет результаты деятельности; Практическая значимость портфолио :  аттестация в будущем;  лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;  систематизация деятельности библиотекаря;  фактор, стимулирующий профессиональное развитие. Модели портфолио Портфель достижений (для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности Портфель-самооценка (для себя) Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности Портфель-отчёт (для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности. ТИПЫ ПОРТФОЛИО При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа: Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:  дипломы (федерального, муниципального, окружного, библиотечного уровней);  грамоты;  свидетельства;  удостоверения;  справки; В нём могут размещаться копии указанных документов.

Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов.

В него могут входить:  проекты развития библиотеки;  тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);  сценарии различных массовых мероприятий;  электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению , обзоров, выставок;  видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;  печатные работы. Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п.

Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п. Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее).

Включает оценки мероприятий коллегами, администрацией, методическими объединениями и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма).

Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов. Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например: А. Портфолио простые : 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов. В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов. ВИДЫ ПОРТФОЛИО Существует несколько видов портфолио.

Мы рассмотрим два: личный и тематический. Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом библиотекаря.

Портрет рассказывает о личности библиотекаря.

Его предлагается выполнять в форме резюме.

Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности. Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном мире».
Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном мире». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему.

Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы. В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.

Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой — либо темой. . Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:  план (структуру, схему) занятий или разработки темы;  пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;  самоанализ проведённой работы;  фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);  отзывы коллег, на посещённые ими занятия;  подведение итогов, определение перспектив. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО У большинства библиотекарей, работающих более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов.

Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы: Для чего я хочу создать портфолио? В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.

Что я включу в портфолио? Во-вторых, как будут расположены материалы.

В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.

В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта.

Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см.

«оформление портфолио»). Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ? Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете.

Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для отдела, другой – самое важное – для администрации. Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации.

 Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.

 Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.

 Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.  В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.

 В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней. Работа библиотекаря многим кажется непыльной — сиди себе и выдавай книжки. На самом деле непосредственно выдача литературы — это лишь одна из многочисленных обязанностей библиотекаря.

Работники библиотеки, к примеру, проводят различные мероприятия для читателей. помогает систематизировать опыт проведения таких мероприятий.

Как и , портфолио библиотекаря нужно не столько для поиска новой работы, сколько для обобщения накопленного опыта . Как уже было сказано, в обязанности библиотекаря входит не только формирование и организация библиотечного фонда и обслуживание читателей, но и подготовка и проведение различных мероприятий: выставок, бесед, конкурсов, викторин, литературных вечеров, читательских конференций и т.

п. Все наработки по мероприятиям, накопленные за годы работы, можно включить в портфолио. Портфолио библиотекаря выполняет две важные функции . Во-первых, оно позволяет библиотекарю обобщить и систематизировать свои достижения и наработки, оценить их и продумать направление дальнейшего профессионального роста.

Во-первых, оно позволяет библиотекарю обобщить и систематизировать свои достижения и наработки, оценить их и продумать направление дальнейшего профессионального роста.

Во-вторых, портфолио — это своего рода индивидуальный профессиональный портрет специалиста: оно презентует динамику его профессионального развития и может быть использовано при прохождении очередной аттестации. Портфолио библиотекаря делится на разные виды. Так, презентационное портфолио представляет собой коллекцию лучших работ и обычно используется при поиске нового места работы.

Портфолио достижений иллюстрирует профессиональный рост библиотекаря в одной или нескольких сферах деятельности. Тематическое портфолио представляет собой набор творческих работ, посвященных одной тематике. Наиболее востребованный и эффективный вариант — комплексное портфолио , сочетающее в себе черты трех вышеперечисленных видов.

Портфолио библиотекаря обычно включает такой набор документов :

  1. информация о повышении квалификации, самообразовании, участии в различных мероприятиях и конкурсах, наличии публикаций;
  2. личная информация (краткая автобиография, резюме, информация об образовании, профессиональном стаже и т. п.);
  3. отзывы руководителей, методистов, коллег и читателей.
  4. информация о творческой и исследовательской работе (в том числе сценарии мероприятий, отчеты с мероприятий и выставок, тексты выступлений и публикаций и т. п.);
  5. копии документов, свидетельствующих о профессиональных достижениях (грамоты, дипломы, сертификаты, награды, свидетельства, благодарственные письма и др);

Какие именно документы и работы включать в портфолио — решать вам .

Если ваш профессиональный стаж небольшой, можно включить все или почти работы. Если же вы работаете не первый год, есть смысл включить только самые лучшие работы за последние несколько лет.

Однако, к примеру, у значимых дипломов и грамот «срока давности» нет. Желательно, чтобы включенные в портфолио материалы давали как можно более полное представление о разных формах и видах работы (в том числе новых и нетрадиционных), также полезно включать иллюстративный материал (к примеру, фото).

Портфолио библиотекаря может быть оформлено как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде. Традиционное портфолио представляет собой папку с документами.

Электронное портфолио может быть двух видов: презентация в виде слайд-шоу или веб-сайт. У каждого вида портфолио есть свои преимущества и недостатки, но электронное портфолио становится все более популярным, так как оно занимает меньше места, при необходимости его можно с легкостью копировать и распространять, да и структурировать информацию в электронном виде намного легче.

Если в вашей библиотеке наличие портфолио для аттестации обязательно, стоит узнать точные требования, предъявляемые к портфолио библиотекаря. Если же вы создаете портфолио «для себя», каких-то четких критериев оформления портфолио можно и не придерживаться: главное — чтобы вся информация была четко структурирована . Создание портфолио, конечно, займет некоторое время, но зато поможет значительно облегчить работу в будущем.

1. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры Слово «портфолио» в переводе с итальянского означает «портфель ценных бумаг». В английском «portfolio» — это папка для важных дел или докумен­тов. В интересующем нас смысле термин «портфолио» появился в 1970-х гг.

в среде художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса.

Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора.

Целью такого портфолио была рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить о его возможностях и уровне мастерства.

Именно это рациональное зерно побудило обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию профессиональной деятельности специали­ста учреждения культуры.

Согласно современным словарям портфолио — это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени.

Основной смысл портфолио — показать все, на что ты способен.

Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:

  1. технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;
  2. форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы;
  3. метод самопрезентации и карьерного роста;
  4. собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
  5. средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования.

Основные функции портфолио :

  1. накопительная — отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);
  2. мотивационная — поощряет результаты деятельности;
  3. аналитическая — анализирует и обобщает работу специалиста;
  4. развивающая _ обеспечивает непрерывный процесс самообразования;
  5. модельная — отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;
  6. рекомендательная — представляет личность при смене работы.

Формы портфолио Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный — в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио).

Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Специфика электронного портфолио:

  1. позволяет использовать многочисленные возможности для его художественного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office);
  2. в составе электронного портфолио могут быть выложены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.
  3. обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере;
  4. является более мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов);

Электронное портфолио может быть размещено в Интернете и стать средством сетевого взаимодействия работников культуры (представить имеющийся опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, интересующихся).

Технология создания портфолио Создание портфолио — весьма творческий процесс.

В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению портфолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить.

В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению портфолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить.

Важно, чтобы специалист проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

  • оценка материалов.
  • разработка структуры;
  • формирование объема;
  • определение цели и мотивации создания;
  • сбор материалов;
  • оформление;
  • презентация;

Модели портфолио В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио. Презентационное портфолио — коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе.

На рис. 1 демонстрируется один из вариантов структуры презентационного портфолио.

  1. адрес, рабочий телефон, e-mail;
  2. название папки (например, «Творческое досье библиотекаря»)
  3. содержание портфолио.
  4. должность;
  5. Ф.И.О. автора;
  6. название места работы;

2.

Раздел «Визитная карточка». Его можно назвать и по-другому, например: «Анкетные данные», «Общие сведения об авторе», «Персональный блок», «Портрет», «Паспорт» и т.

п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

  1. автобиографию;
  2. профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);
  3. профессиональные и личные интересы;
  4. документы об образовании;
  5. квалификационную категорию;
  6. фотографию автора;
  7. общественную деятельность.
  8. общий трудовой стаж;

3.

Раздел «Творческое досье» («Рабочие материалы», «Методическая копилка»). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности.

В него могут входить:

  1. исследовательские работы;
  2. использование компьютерных технологий;
  3. справочно-информационная деятельность;
  4. массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);
  5. рекламная деятельность.
  6. программно-проектная деятельность;
  7. индивидуальная работа;

4.

Раздел «Образовательный коллектор» («Карта профессионального роста», «Научно-методическая деятельность», «Индивидуальная образовательная карта») позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца портфолио.

Здесь отражаются:

  1. участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  2. работа в методических объединениях;
  3. работа по обобщению и распространению опыта (создание информационных листков, методических пособий).
  4. публикации и выступления в СМИ;
  5. результаты итоговой аттестации, тестирования;
  6. документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);
  7. участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);

5. Раздел «Банк личных достижений» («Портфолио документов», «Мои достижения») представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах.

Здесь могут быть представлены:

  1. дипломы различных конкурсов;
  2. гранты, сертификаты, свидетельства;
  3. благодарственные письма;
  4. копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  5. грамоты;
  6. другие награды по усмотрению автора.
  • Раздел «Портфель отзывов» включает:
  1. рекомендательные письма;
  2. отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);
  3. рецензии на авторские материалы, тексты заключений;
  4. статьи об авторе портфолио.
  5. оценки результатов труда;

7.

Раздел «Авторская самооценка» предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности.

Данный раздел может содержать:

  1. размышления автора по поводу своей сферы работы;
  2. стратегию профессионального развития.
  3. самоанализ работы;
  4. коррекцию собственной деятельности;

Принципы построения портфолио:

  1. открытость;
  2. простота;
  3. достоверность;
  4. прозрачность;
  5. полнота представления.

  6. доступность;
  7. системность;

Критерии оценки портфолио:

  1. нацеленность автора на самосовершенствование;
  2. структуризация материала;
  3. творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).
  4. целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
  5. аккуратность и эстетичность оформления;
  6. качество изложения материала;
  7. ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
  8. наглядность результатов работы;

Основные ошибки при работе с портфолио Анализ материалов вскрыл ряд ошибок, негативно влияющих на отношение к самой технологии портфолио и ее внедрение в практику:

  1. включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов.

    На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не сле­дует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать работник;

  2. подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета, профессиональной зачетной книжкой и т.

    п.);

  3. сбор материалов кем-либо вместо работника (например, подготовка материалов к очередной аттестации);
  4. завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.
  5. нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;

Портфолио может понадобиться работнику культуры для следующих целей:

  1. лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения культуры;
  2. аттестации (портфолио при этом _ предмет экспертизы);
  3. систематизации и анализа деятельности специалиста;
  4. для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора (особенно актуально при переходе на новую систему оплаты труда работника учреждения культуры).
  5. конкурса (основания для участия в различных конкурсах и получения гранта);

Использование технологии портфолио поможет администрации учреждения культуры целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профессионального развития своих сотрудников, иметь полную информацию о результатах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к саморазвитию, выявлять ценный опыт для распространения, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом персонала, координировать коллегиальные усилия по повышению качества и результативности его работы, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.

Структура и содержание портфолио Титульный лист

  1. Фамилия, имя, отчество, должность.
  2. Фотография.
  3. Название образовательного учреждения.
  4. Название папки.

Содержание

  • Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.
  • Документы о повышение квалификации.

  • Отзывы.
  • Авторские разработки.
  • Карта профессионального роста.
  • Поощрения и награды.

  • Публикации.

Визитка сотрудника и библиотеки. — Фамилия, имя, отчество. — Должность, школа.

— Дата рождения. — Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность.

(Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.) — Дата прохождения предыдущей аттестации. — Образование (что, где, когда закончил, специальность). — Общий стаж работы. — Стаж работы по должности.

— Награды и звания, год получения.

— Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.) — Тема самообразования.

1.2. Визитка библиотеки. — Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства). — Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс). — Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).

— Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).

2. Карта профессионального роста — Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, города, республике.

— Фотографии (альбом с фотографиями). Документы о повышении квалификации — Удостоверения об окончании курсов.

— Фото. — Отзывы. 4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях — Сертификаты.

— Грамоты, благодарности. — Фотографии. — Отзывы. 5. Поощрения и награды — Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде. 6. Публикации. — Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.

— Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий. — Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов). — Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).

Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель. 8. Отзывы. — Отзывы. — Рецензии. — Предложения. — Приглашения.

— Поздравления. — Переписка. — Справки о комплексной, аттестационной проверке. — Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо». Процедура презентации портфолио Портфолио представляется библиотекарем в информационно-методический центр Алексеевского муниципального района не позднее, чем за две недели до проведения секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов.

Комиссия в составе методиста ИМЦ, руководителя РМО школьных библиотекарей и одного из руководителей творческой группы рассматривает представленные материалы, и обращают внимание на следующие моменты:

  1. положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
  2. другие вопросы по усмотрению комиссии.
  3. оценка работы;
  4. соответствие представленного материала требованиям к оформлению портфолио (содержание и структура);
  5. полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности библиотекаря;

Защита портфолио проводится публично на секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов. Защита портфолио проводится в несколько этапов:

  • Обсуждение результатов защиты членами комиссии.
  • Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.
  • Презентация портфолио.
  • Ответ на вопросы по существу представленных документов.
  • Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.
  • Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.

Презентация (от лат.рrezentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.

Презентация портфолио — форма испытания, в ходе которой библиотекарь представляет комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты своей деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др. Для презентации портфолио библиотекарю отводится 7-8 минут.

В ходе презентации библиотекарь должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:

  • качество изложения материала.
  • соответствие презентации содержанию портфолио;
  • выделение основных результатов деятельности педагога;

Членами комиссии задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 2-3 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию библиотекаря.

Библиотекарь отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса. Обсуждение результатов защиты членами комиссии проводится на закрытом заседании без присутствия библиотекаря.

В ходе заседания обсуждаются представленные материалы, и определяется степень их соответствия заявленным критериям.

Считается, что библиотекарь успешно выдержал защиту, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:

  • использует в своей деятельности различные методы и формы работы;
  • знает современные технологии обслуживания, обучения и воспитания.
  • применяет ИКТ в своей работе.
  • учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
  • библиотекарь ведет активную работу внутри творческой группы, в методическом объединении, сотрудничает с сельской библиотекой, детским садом и другими учреждениями;

При оценивании портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них библиотекаря. А так же необходимо определить, использованы ли результаты работы библиотекаря в деятельности ОУ, на уровне района, республики.

Есть ли отзывы о работе, то какие и от кого получены.

При наличии публикаций оценивается их актуальность, практическая направленность и использование в практике ОУ, района, республики.

3. Портфолио школьного библиотекаря Настало время рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря-библиографа, чем занимается школьный библиотекарь в школе. Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования.

Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования.

Библиотекарь может преподавать курс

«Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности»

, МХК, этику, эстетику, краеведение. При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в школе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.

С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте.

Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ.

Это возможность создать индивидуальный портрет школьного библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения.

В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня. Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета школьной библиотеки.

Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :

  1. представить варианты организации и оформления портфолио.
  2. определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость;
  3. разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио;
  4. разработать концепцию библиотечного портфолио;
  5. представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике;

КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель. Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания.

Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы.

Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками. Цель портфолио : накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

  1. связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
  2. отразить динамику профессионального развития;
  3. проанализировать и обобщить свою работу;
  4. представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио :

  1. диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
  2. рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
  3. развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
  4. мотивационная – поощряет результаты деятельности;
  5. содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

Практическая значимость портфолио :

  1. систематизация деятельности библиотекаря;
  2. лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
  3. фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
  4. аттестация в будущем;

Модели портфолио (для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности Портфель-самооценка (для себя) Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности Портфель-отчёт (для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа: Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

  1. сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска.
  2. дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);
  3. справки;
  4. свидетельства;
  5. удостоверения;
  6. грамоты;

В нём могут размещаться копии указанных документов.

Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

  1. видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
  2. проекты развития библиотеки;
  3. авторские образовательные программы и УМК к ним;
  4. электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;
  5. тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
  6. сценарии различных массовых мероприятий;
  7. конкурсные работы;
  8. печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов.

Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п. Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности.

В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее).

Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д.

(к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов. Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например: А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов. Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

ВИДЫ ПОРТФОЛИО Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е.

включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале. Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме.

Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности. Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе».

А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы. В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.

Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

  1. программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);
  2. пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
  3. самоанализ проведённой работы;
  4. обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
  5. план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
  6. работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);
  7. фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);

Оценка статьи:

(Пока оценок нет)

Загрузка.

Поделиться с друзьями: Похожие публикации Популярные статьи Новые статьи Получайте все самое важное, что было пропущено, на почту!